Азбука верыПравославная библиотека Прочее Очерки по истории русской философии


С.А. Левицкий

Очерки по истории русской философии

Содержание

От автора
Том первый. От истоков до XIX века Очерк первый. Киевская и Московская Русь Первый церковно-идеологический конфликт Раскол Очерк второй. Восемнадцатый век А. Н. Радищев Религиозная мысль Г. С. Сковорода На пороге XIX века Приложение 1. «Любомудры». Предварение славянофильства Очерк третий. Ранние славянофилы А. С. Хомяков И. В. Киреевский Младшие славянофилы Очерк четвертый. Западники-гуманисты П. Я. Чаадаев В. Г. Белинский А. И. Герцен Приложение II. Спор между Самариным и Кавелиным М. А. Бакунин Шестидесятники. Русское «просвещенство» Н. Г. Чернышевский Д. И. Писарев Очерк шестой. Позднейшее славянофильство Почвенники А. А. Григорьев Н. Н. Страхов Н. Я. Данилевский К. Н. Леонтьев Очерк седьмой. Ф. М. Достоевский Очерк восьмой. Философия жизни и смерти у Льва Толстого Приложение III. Н. Ф. Федоров Приложение IV. ФИлософия духовных академий Очерк девятый. Идеология народничества П. Л. Лавров Н. К. Михайловский Очерк десятый. Владимир Соловьев Историософия Мысли о призвании России Соловьев и католичество Переходный период «Три разговора», «повесть об антихристе» Том второй. Двадцатый век От автора Очерк первый. Ближайшие последователи Вл. Соловьева Сергей Трубецкой Евгений Трубецкой Очерк второй. Русские панпсихисты А. А. Козлов Л. М. Лопатин С. А. Аскольдов-Алексеев Народничество и ранний марксизм Очерк четвертый. Русский религиозно-философский ренессанс и сборник «Вехи» Очерк пятый. Инициаторы ренессанса Дмитрий Мережковский Василий Розанов Андрей Белый как философ Очерк шестой. Классики ренессанса Введение Н. О. Лосский С. Л. Франк Н. А. Бердяев Отец Павел Флоренский Отец Сергий Булгаков Лев Шестов Б. П. Вышеславцев Очерк седьмой. Советский марксизм. Основы марксизма-ленинизма История советской философии Примечания  

 
От автора
Настоящие «Очерки по истории русской философии» не претендуют на полноту. В них пропущен ряд немаловажных звеньев (например. Гоголь как мыслитель, некоторые русские материалисты и позитивисты и др.). Все же главные исторические вехи русской мысли, как кажется автору, учтены и нашли свое отражение в книге.
В распоряжении читателей имеются теперь такие основательные и энциклопедические труды по истории русской мысли, как «История русской философии» отца Василия Зеньковского и «History of Russian Philosophy» H.O. Лосского.
Тем не менее я считаю, что и мои скромные «Очерки» могут принести пользу, хотя бы в качестве дополнительного пособия. Во-первых, потому, что эти очерки написаны по смыслу более популярно.
Во-вторых потому, что я стремлюсь, иногда даже ценой некоторого упрощения, очертить более выпукло основные линии развития русской мысли и подчеркнуть историческую логику этого развития. Я преследовал более педагогическую и литературную цели, нежели собственно исследовательскую, хотя мне пришлось, конечно, заниматься и исследованиями.
Настоящая книга – первый том моего труда. Книга родилась из желания воссоздать историю русской мысли XX века, и данный том должен служить введением к этой истории.
Классификация, мыслителей дана в книге более по общественному, чем по чисто философскому признаку. Будучи по профессии более философом, чем историком, я не ограничиваюсь только общественными или историософскими аспектами, а даю, хотя и краткие, изложения философских систем и идей русских мыслителей, даже если их значение лежит более в социальной области. Во втором томе, при изложении учений таких мыслителей, как Лосский, Франк, Бердяев и других, это философское ядро займет, естественно, центральное место. При соблюдении пропорций места, отведенных русским мыслителям, я стремлюсь брать, так сказать, среднюю линию между чисто философским значением данного мыслителя и общественным значением его идей. Дифференцировать социальную, религиозную и собственно философскую мысль значило бы создать многотомный труд, а это противоречит моему замыслу написать популярные очерки. Ближайшим толчком к составлению «Очерков» явились лекции по истории русской мысли, которые я читал ранее в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Конечно, для печати эти лекции радикально переработаны; также специально написаны новые главы.