протоиерей Александр Маляревский

(24.08.1857–1934)

Педагогика

протоиерей Александр Маляревский
протоиерей Александр Маляревский

Пастырь, проповедник, просветитель, участник деятельности Совета Братства Пресвятой Богородицы, учредитель Петроградского Родительского Кружка.

Биография

Родился в селе Покровском, Курской губернии. Отец его, священник, вскоре был перемещен в Корочинский уезд, в слободу Холодное, где среди скромного, честного, в простоте верующего, трудолюбивого, спокойного крестьянского населения прошло детство, отрочество и, во время каникул, юность его.

На 12-м году отвезен в Белгород, но в сентябре поступить в училище не удалось, т.к. дома не был подготовлен. К Рождеству сдал экзамен в низшее отделение. К концу года догнал своих товарищей и занял первое место по списку, каковое сохранил за собою во все шестилетнее время обучения в духовном училище.

В 1881 году поступил на казенное отделение в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую и кончил в 1885 году по первому разряду. Кандидатская работа его была по педагогике: «Вопросы о нравственном воспитании в нашей педагогической литературе за последнее столетие». Не в пример другим еще на третьем курсе академии студент Маляревский определен приходским священником к Самсоновской церкви. Три дела сразу пришлось совмещать ему теперь: учиться (оканчивать академию и знакомиться с общественной жизнью), учить (законоучительствовать и проповедовать) и служить (отправлять богослужения в храме и требы по домам), и все их благословлял Бог.

Служение людям, человеколюбие, любезное обращение со всеми, но без лести и фальши, правдивость в суждениях и законность в действиях, сочувствие горю и радости других, но без навязывания своих мнений, внедрение Писания, особенно детям и окружающим христианских воззрений на жизнь и взаимопонимание, но без утрировки их или с признанием житейских нужд, потребностей даже условностей, научение других, но без обличения, короче сказать, религиозность и смиренномудрие – такими принципами направлялась внутренняя сторона пасторского делания.

Внятное, сосредоточенное, благоверное отправление богослужения, сопровождаемое по воскресным и праздничным дням кратким, живым и жизненным словом по лучшим проповедническим образцам, своевременное тщательное совершение треб по домам, строгое, не слышное, с видимым сочувствием к приходящему ведение исповеди, спокойное, ласковое, любовное обращение с народом и сослуживцами, особая забота об ограждении верующих от неправославных пашковских влияний, благожелательное отношение к заключенным при полицейской части, на новых педагогических началах обоснованное преподавание Закона Божьего в приюте и городской школе, составление книжки «Воскресная церковно-приходская библиотека», выступление с докладом в Соляном городке «О репетиторстве, как средстве, освобождающем школу от многих ее недостатков» сделали то, что о деятельности молодого священника Самсоновской церкви к концу четвертого года его служения стали говорить с похвалою не только сослуживцы, начальствующие лица, но и народ.

В 1888 г. отец Александр переведен был на лучший приход к Пантелеимоновской церкви. 25 лет 9 месяцев 7 дней при этом храме прошли в усиленном законоучительстве в приютах, преподавании в двух городских училищах, в женской гимназии кн. Оболенской, в Екатерининской патриотической школе и частных домах.

Тяготение к народному образованию побудило его оставить городские школы и прекрасную во всех отношениях гимназию, и он принимал живое и деятельное участие в заседаниях Совета Братства Пресвятой Богородицы, ведавшего церковными школами Петроградской стороны; заведовал распределением учебных книг и классных пособий по школам; работал для выставок: Нижегородской, юбилейной Петроградской, Детского мира; выстроил, оборудовал и попечительствовал в Вороноской второклассной школе; сделался наблюдателем церковных школ в столице и Петроградском уезде; учредил общество взаимопомощи учителей и учительниц; организовал учительский хор; устраивал учительские и ученические экскурсии и паломничества; был секретарем и председателем Совета Японского приюта; вел учительские и законоучительские собрания; был непременным членом и председателем в Петроградском Отделении Епархиального учительского Совета.

В то же время отец Александр следил за течением педагогической мысли и дела в России: принимая живое и деятельное участие в трудах педагогического музея военно-учебных заведений, часто выступая со своими мнениями и докладами; был учредителем Петроградского Родительского Кружка; много лет состоял в Родительском Совете при девяти гимназиях; доставлял экспонаты по Закону Божию и дошкольному детскому образованию на выставки в Чикаго и в Брюсселе; как педагог и законоучитель участвовал в трудах противоалкогольной комиссии при Обществе охранения народного здравия.

Много труда и энергии употребил отец Александр на создание храмов Божиих.

Для любимых литературных занятий мало оставалось времени и носили они характер случайный. Кроме статей в журналах, беглых заметок в газетах, отец Александр участвовал в комиссии по обзору народной педагогической литературы, редактировал вместе с другими 11 педагогами, врачами и учеными 60 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», причем составленный им выпуск 18, озаглавленный «Религиозное воспитание в семье» переведен на болгарский язык и издан Синодом Болгарской Церкви. Он также составил и издал несколько книжек и листков религиозного содержания: «Три слова о милосердии и помощи блудным», «Воскресная церковно-приходская народная библиотека», «Мученики за веру и Отечество, князь Михаил Черниговский и боярин Федор», «Святой благоверный князь Александр Невский», «Святитель Феодосий Черниговский», «Преподобный Серафим Саровский», «Святитель Иоасаф Белгородский», «О девяти заповедях церковных», «Пособие к доброй исповеди», «О развитии религиозного чувства детей дошкольного возраста», «Первая книжка по Закону Божьему для детей», «Как учить детей Закону Божьему по первой книжке», «Молитвы Царицы Небесной Утоли моя печали и Иоанну Воину».

Приготовил к печати: учебник Закона Божьего для школ (первый год преподавания) и др. издания. Его книга «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский» выдержала три издания в несколько десятков тысяч экземпляров.

По собственному желанию в 1913 году отец Александр перемещен к церкви Вознесения Господне. Безвозмездно отец Александр отправлял богослужения и вел беседы для арестованных в Выборгской части и Центральном полицейском доме в течение 25 лет.
Отец Александр имел все награды, полагавшиеся по духовному ведомству, до Аннинской звезды и митры включительно. Представляя к последней, благочинный писал: «В течение много продолжительного периода (35 лет) протоиерей А. М. проявил такую разнообразную и незаурядную деятельность, которую по всей справедливости можно назвать выдающейся во всех отношениях. Такою ревностью, разносторонностью и плодотворностью запечатлено все минувшее служение прот. А.М. Церкви Божьей».

Отец Александр служил в Вознесенской церкви до её закрытия. Умер в 1934 году и после отпевания в Свято-Троицком соборе Измайловского полка, в котором продолжал службу, был захоронен на Смоленском кладбище. После блокады дети не смогли найти могилу, на её месте были другие захоронения.