Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.
Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Маляревский

протоиерей Александр Маляревский

Педагогика

протоиерей Александр Маляревский
протоиерей Александр Маляревский (24.08.1857–1934)

Пастырь, проповедник, просветитель, участник деятельности Совета Братства Пресвятой Богородицы, учредитель Петроградского Родительского Кружка.

Биография

Родился в селе Покровском, Курской губернии. Отец его, священник, вскоре был перемещен в Корочинский уезд, в слободу Холодное, где среди скромного, честного, в простоте верующего, трудолюбивого, спокойного крестьянского населения прошло детство, отрочество и, во время каникул, юность его.

На 12-м году отвезен в Белгород, но в сентябре поступить в училище не удалось, т.к. дома не был подготовлен. К Рождеству сдал экзамен в низшее отделение. К концу года догнал своих товарищей и занял первое место по списку, каковое сохранил за собою во все шестилетнее время обучения в духовном училище.

В 1881 году поступил на казенное отделение в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую и кончил в 1885 году по первому разряду. Кандидатская работа его была по педагогике: «Вопросы о нравственном воспитании в нашей педагогической литературе за последнее столетие». Не в пример другим еще на третьем курсе академии студент Маляревский определен приходским священником к Самсоновской церкви. Три дела сразу пришлось совмещать ему теперь: учиться (оканчивать академию и знакомиться с общественной жизнью), учить (законоучительствовать и проповедовать) и служить (отправлять богослужения в храме и требы по домам), и все их благословлял Бог.

Служение людям, человеколюбие, любезное обращение со всеми, но без лести и фальши, правдивость в суждениях и законность в действиях, сочувствие горю и радости других, но без навязывания своих мнений, внедрение Писания, особенно детям и окружающим христианских воззрений на жизнь и взаимопонимание, но без утрировки их или с признанием житейских нужд, потребностей даже условностей, научение других, но без обличения, короче сказать, религиозность и смиренномудрие – такими принципами направлялась внутренняя сторона пасторского делания.

Внятное, сосредоточенное, благоверное отправление богослужения, сопровождаемое по воскресным и праздничным дням кратким, живым и жизненным словом по лучшим проповедническим образцам, своевременное тщательное совершение треб по домам, строгое, не слышное, с видимым сочувствием к приходящему ведение исповеди, спокойное, ласковое, любовное обращение с народом и сослуживцами, особая забота об ограждении верующих от неправославных пашковских влияний, благожелательное отношение к заключенным при полицейской части, на новых педагогических началах обоснованное преподавание Закона Божьего в приюте и городской школе, составление книжки «Воскресная церковно-приходская библиотека», выступление с докладом в Соляном городке «О репетиторстве, как средстве, освобождающем школу от многих ее недостатков» сделали то, что о деятельности молодого священника Самсоновской церкви к концу четвертого года его служения стали говорить с похвалою не только сослуживцы, начальствующие лица, но и народ.

В 1888 г. отец Александр переведен был на лучший приход к Пантелеимоновской церкви. 25 лет 9 месяцев 7 дней при этом храме прошли в усиленном законоучительстве в приютах, преподавании в двух городских училищах, в женской гимназии кн. Оболенской, в Екатерининской патриотической школе и частных домах.

Тяготение к народному образованию побудило его оставить городские школы и прекрасную во всех отношениях гимназию, и он принимал живое и деятельное участие в заседаниях Совета Братства Пресвятой Богородицы, ведавшего церковными школами Петроградской стороны; заведовал распределением учебных книг и классных пособий по школам; работал для выставок: Нижегородской, юбилейной Петроградской, Детского мира; выстроил, оборудовал и попечительствовал в Вороноской второклассной школе; сделался наблюдателем церковных школ в столице и Петроградском уезде; учредил общество взаимопомощи учителей и учительниц; организовал учительский хор; устраивал учительские и ученические экскурсии и паломничества; был секретарем и председателем Совета Японского приюта; вел учительские и законоучительские собрания; был непременным членом и председателем в Петроградском Отделении Епархиального учительского Совета.

В то же время отец Александр следил за течением педагогической мысли и дела в России: принимая живое и деятельное участие в трудах педагогического музея военно-учебных заведений, часто выступая со своими мнениями и докладами; был учредителем Петроградского Родительского Кружка; много лет состоял в Родительском Совете при девяти гимназиях; доставлял экспонаты по Закону Божию и дошкольному детскому образованию на выставки в Чикаго и в Брюсселе; как педагог и законоучитель участвовал в трудах противоалкогольной комиссии при Обществе охранения народного здравия.

Много труда и энергии употребил отец Александр на создание храмов Божиих.

Для любимых литературных занятий мало оставалось времени и носили они характер случайный. Кроме статей в журналах, беглых заметок в газетах, отец Александр участвовал в комиссии по обзору народной педагогической литературы, редактировал вместе с другими 11 педагогами, врачами и учеными 60 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», причем составленный им выпуск 18, озаглавленный «Религиозное воспитание в семье» переведен на болгарский язык и издан Синодом Болгарской Церкви. Он также составил и издал несколько книжек и листков религиозного содержания: «Три слова о милосердии и помощи блудным», «Воскресная церковно-приходская народная библиотека», «Мученики за веру и Отечество, князь Михаил Черниговский и боярин Федор», «Святой благоверный князь Александр Невский», «Святитель Феодосий Черниговский», «Преподобный Серафим Саровский», «Святитель Иоасаф Белгородский», «О девяти заповедях церковных», «Пособие к доброй исповеди», «О развитии религиозного чувства детей дошкольного возраста», «Первая книжка по Закону Божьему для детей», «Как учить детей Закону Божьему по первой книжке», «Молитвы Царицы Небесной Утоли моя печали и Иоанну Воину».

Приготовил к печати: учебник Закона Божьего для школ (первый год преподавания) и др. издания. Его книга «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский» выдержала три издания в несколько десятков тысяч экземпляров.

По собственному желанию в 1913 году отец Александр перемещен к церкви Вознесения Господне. Безвозмездно отец Александр отправлял богослужения и вел беседы для арестованных в Выборгской части и Центральном полицейском доме в течение 25 лет.
Отец Александр имел все награды, полагавшиеся по духовному ведомству, до Аннинской звезды и митры включительно. Представляя к последней, благочинный писал: «В течение много продолжительного периода (35 лет) протоиерей А. М. проявил такую разнообразную и незаурядную деятельность, которую по всей справедливости можно назвать выдающейся во всех отношениях. Такою ревностью, разносторонностью и плодотворностью запечатлено все минувшее служение прот. А.М. Церкви Божьей».

Отец Александр служил в Вознесенской церкви до её закрытия. Умер в 1934 году и после отпевания в Свято-Троицком соборе Измайловского полка, в котором продолжал службу, был захоронен на Смоленском кладбище. После блокады дети не смогли найти могилу, на её месте были другие захоронения.