Слово о посте

Источник

Святый Апостол, говоря о служителях Божиих, приводит во свидетельство сии слова Исаии: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти (Ис. 49, 8). И сам он присовокупляет к сему: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6, 2)! Вот и я свидетельствую вам, что настоящие дни суть дни искупления; что сие время есть время как бы небесного врачевания, когда мы можем исцелиться от всех греховных ран, и омыть нечистоту всех пороков наших, если с верою будем молить Врача душ наших, чтобы заповеди Его, преданные нам для исполнения, не остались пренебреженными нами. Ибо немощной только тогда врачуется от своей болезни, когда со всем тщанием исполняет предписания врача; а если будет поступать вопреки его предписаниям, то виною усилившейся болезни делается уже не врачь, но ослушник его наставлений.

Врачь наш есть Господь Иисус Христос, который сказал: Аз убию, и жити сотворю: поражу, и Аз исцелю (Втор. 32, 39). Подлинно, Он некоторым образом прежде убивает, а потом животворит. Сперва, посредством крещения, Он умерщвляет в нас смерто-убийства, прелюбодеяния, злодеяния, хищения, и чрез то, сделав нас как бы новыми людьми, оживотворяет уже вечным безсмертием. Посему, чрез омовение крещением, мы умираем греху а чрез дух возраждаемся к жизни, как учит святый Апостол: поскольку вы умерли грехам вашим, то и жизнь ваша сокровена со Христом; вы спогреблись Ему крещением в смерть (Рим. 6, 2. 4). Точно, мы некоторым образом умерщвляемся тогда, когда перестаем быть тем, чем прежде были. При новом образе благочестия, в одном и том же человеке действует и смерть и жизнь: именно, в нем умирают греховные вожделения, а добродетели оживают. В одном и том же человеке умерщвляется нечестивое и оскверненное, дабы возродилось благосердое и чистое; – изчезает идольское, дабы умножилось Богоугодное; – погибает беззаконное и невоздержное, дабы произошло целомудренное и трезвенное. Так-то умерщвляет Господь, чтобы оживить; так-то убивает, чтобы явить помощь; так-то наказывает, чтобы исправить! В этом и состоит вся Его строгость относительно людей, что Он хочет, чтобы наказывались в них грехи, а душа спасалась; чтобы истреблялись гнусные пороки, а благия добродетели возрастали. Многие из обращенных таким средством к Богу столько преуспели на поприще лучшей жизни, до того исправились, что, видя их, можно подумать, будто сии люди вновь родились, хотя лица их и не потерпели изменения. Ибо то, чем мы были прежде, до такой степени умирает, потребляется и исчезает в нас, что, по видимому, вновь родилось то, чем мы стали после. Почему это второе рождение служит знаком, что прежняя жизнь уже кончилась.

Чтож касается до слов: поражу, и Аз исцелю, то Господь действительно поражает грешников своими повелениями, дабы исцелить их, биет заповедями, дабы исправить, предписывает посты, указывает путь воздержания, угрожает судом, и для отгнания от нас тяжкого страха геенны, предлагает врачевство, дабы, ужасаясь будущего, исправляли мы свое настоящее. Поражая таким образом, Господь исцелил Апостола Павла. Ибо, когда сей был еще гонителем, нечестивым, богохульником, и спешил в Дамаск на разорение Церквей; то Господь внезапно поразил его страшным сиянием, дабы озарить светом Евангельского блистания; и омрачил плотское его зрение, чтобы просветить взор духовных очей его. Он привел его в ужас, подвергнув телесной немощи, дабы спасти его чрез посвящение вере. Встав с земли, Павел, хотя не видел внешними очами ни людей, ни воздуха, но умными очами созерцал в небе самого Христа. Наконец, сим поражением, Господь такую явил ему милость, что из иудея сделал его христианином, из богохульника Апостолом, из Савла Павлом, и столько изменил в нем ветхого человека с его нравами, что преложил и самое имя его.

Имея такого Врача, который поражая исцеляет, и умерщвляя живит, предадимся ему во врачевание со всяким терпением: пусть он, усмотрев гниющее в наших ранах, очистит, отделит, исторгнет; пусть отнимет струпы, нанесенные диаволом, и оставит в нас только то, что есть Божие. Но первое предписание его состоит в том, чтобы, в продолжение сих сорока дней, мы усердно подвизались в посте, молитве и бдении. Ибо пост умерщвляет телесную похоть; молитва питает благочестивую душу; бдения отражают диавольския козни. И если настоящее время проведено будет в соблюдении сих заповедей; то очищенная и утомленная сими подвигами душа, приступая ко крещению, обновляется в силах чрез излияние на нее Святого Духа, и все, что ни изсушено в ней жаром различных болезней, освежается росою небесной благодати, а потому, отлагая повреждение ветхого человека, она приобретает вновь свойство юности. И сколь удивительно, что в одном и том же человеке грехи заменяются святостию, беззаконие праведностию, старость младенчеством. В новом образе рождения совсем иным делается человек возрождающийся, хотя он тот же самый, который прежде грешил. Илия, после сорокодневного непрерывного поста, удостоился прекратить долговременную и ужасную засуху, бывшую во всем мире, и обильным небесным дождем утолить палящую жажду земли. А это, как известно, служило прообразованием для нас, т.-е. что после сорокодневного поста, небесный дождь напоит свыше и нашу жажущую землю духонными каплями крещения, и что струи спасительной купели размягчат долговременную сухость в сердцах язычников. Ибо кто не орошен благодатию крещения; тот действительно терпит сухость и зной в душе своей. Проведя в посте сорок дней и ночей, святый Моисей удостоился беседовать и пребывать в одном месте с Богом, и принять от руки Его заповеди закона (Исх. 34, 28). Ибо хотя человеческое естество отдаляло его от лица Божия, но сила поста приводила его в ближайшее общение с Божеством. Частый пост, – это есть доля совершенств в нас Божиих; потому что сам Бог всегда постится. А в ком усматривает Он более своих дел; к тому наипаче бывает близок, и становится его другом, как говорит Писание: и глагола Господь к Моисею лицем к лицу, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу (Исх. 33, 11). Посему и Господь Иисус Христос прежде, нежели прославил Себя воскресением, провел в посте сорок дней и ночей, дабы показать, что жизнь человеческая поддерживается не одним хлебом.

Итак, в настоящий сорокодневный пост Бог примиряется с нами, небеса отверзаются, и ад упраздняется. Будем же и мы, возлюбленные братия, непрестанно и благочестно поститься в настоящее время, дабы Господь был к нам милостив, дабы отверзлись для нас небеса, и дабы не одолел нас ад.


Источник: Святого Амвросия Медиоланского, Слово о посте // Христианское чтение. 1837. Ч. 2. С. 229-236.

Комментарии для сайта Cackle