святитель Амвросий Медиоланский

Том V

В пятый том собрания творений святителя Амвросия Медиоланского вошли два догматических трактата - «О вере» и «О тайне Господнего воплощения». Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах.


ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРАКТАТУ «О ВЕРЕ»


Трактат «О вере» свт. Амвросия Медиоланского, без всякого сомнения, является одним из важнейших памятников тринитарного богословия, созданных на латинском Западе в патриотический период. Данный труд был написан святителем на рубеже 70-х и 80-х гг. IV в. Это центральное догматическое сочинение в творчестве свт. Амвросия, позволяющее детально реконструировать его тринитарное и христологическое учение. Кроме того, он представляет собой важнейший источник по истории богословской полемики и церковно-политической борьбы в Италии и Иллирике на завершающем этапе арианских споров.

Несмотря на то что свт. Амвросий был склонен рассматривать всех своих оппонентов как сторонников учения Ария, термин «ариане» носит скорее не исторический, а типологический характер и обозначает весь спектр церковных течений IV в., для богословской позиции которых был характерен тринитарный субординационизм. Отметим также, что данный полемический концепт не был изобретением медиоланского епископа. Арианами сторонников тринитарного субординационизма именуют все кафолические авторы IV в., начиная со свт. Афанасия Великого. В современной историографии богословское течение, против которого полемизировал свт. Амвросий, принято называть «омийством» (от греч. δμοιος, т. е. «подобный»). Это течение сформировалось в результате попыток императора Констанция II (337—361) и епископов из его окружения разрешить арианский кризис, навязав всему епископату своеобразный «богословский минимум» (исповедание Бога Сына подобным Богу Отцу) и запретив использовать вызывавшие споры термины «сущность» и «ипостась». На Аримино-Селевкийском и Константинопольском соборах 359—360 гг. большинство епископов под давлением императорских представителей одобрило омийскую доктрину. Однако после смерти Констанция омийство было отвергнуто большей частью Западных Церквей, вернувшихся на никейские позиции. На Востоке епископат раскололся на множество различных течений, хотя в правление императора Валента (364—378) омийство сохраняло в восточной части Империи статус государственно-признанной ортодоксии.

Наиболее сильные позиции на рубеже 70-х и 80-х гг. IV в. омийство занимало в Северном Иллирике (Паннония и Дакия). Следует отметить, что население этого региона было латиноязычным, и в административном плане он, как правило, рассматривался как часть Запада. Именно иллирийский епископ Палладий Ратиарский был главным оппонентом свт. Амвросия Медиоланского в этот период. Сохраняя формально верность омийству, Палладий фактически отказался от примирительной направленности этого течения и открыто проповедовал радикально-субординационистское учение. В частности, он придерживался идеи тварности Бога Сына и превосходства над Ним Бога Отца, также отрицал Божество Святого Духа. В этой связи его полемику со свт. Амвросием нельзя интерпритировать лишь как побочное следствие церковно-политической борьбы. Напротив, сама эта борьба была следствием принципиальных богословских расхождений между никейцами и омиями.

(Фрагмент)


Содержание


Список сокращений 8
Библиография 13


DE FIDE /О ВЕРЕ


Г. Е. Захаров. Предисловие к трактату «О вере» 21
Defide 42
Liber primus 42
Liber secundus 108
Liber tertius 170
Liber quartus 274
Liber quintus 308
О вере 43
Книга первая 43
Книга вторая 109
Книга третья 171
Книга четвертая 275
Книга пятая 309


DE INCARNATIONIS DOMINICAE SACRAMENTO / О ТАЙНЕ ГОСПОДНЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ


Н. Г. Головнина. Предисловие переводчика 423
De incamationis dominicae Sacramento 436
О тайне Господнего воплощения 437
Индекс имен и географических названий 469
Индекс цитат из Священного Писания 502
Указатель имен 514



Данный труд святителя Амвросия Медиоланского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Собрание творений: На латинском и русском языках. Т. V / святитель Амвросий Медиоланский; [сост. Н. А. Кулькова]; [пер. с лат. Н. А. Иашвили, Н. А. Кульковой, Н. Г. Головниной]. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.-520 с. ISBN 978-5-7429-0992-7

Вам может быть интересно:

1. Том VI святитель Амвросий Медиоланский

2. Творения. Том 6 святитель Григорий Богослов

3. Творения. Том XVII блаженный Иероним Стридонский

4. Собрание сочинений. Том 11 профессор Георгий Петрович Федотов

5. Этимологии. Книга XIX. О кораблях, строениях и одеяниях епископ Исидор Севильский

Комментарии для сайта Cackle