архиеп. Феоктист (Мочульский)

Источник

Предуведомление о книгочтении

Книгочтение всегда везде было, есть и будет для всякого возраста и звания людей, приятным упражнением, душеполезною пищей и спасительным врачевством.

О коль многое множество в мире сем грешников, от книгочтения вразумлённых и покаявшихся! А напротив того, коль многое множество юных кои, от неосторожного соблазнительных и еретических книг чтения развратясь сами, развратили и других и учинили себя и их постыдными сердобольной матери, Христианской Церкви чадами!

Юные внешностью наиболее пленяются; соблазнительные же и еретические книги по большой части выходят в свет с красно-словными и хитросплетёнными на юную торопливость вымыслами для прикрытия пагубных сетей для юных.

Выходят ещё в свет книги единственно для забавы в праздности сущим; но и сии книги юношам, паче же на службу Церкви Святой воспитываемым несоответственны: поскольку во дни юности их предлежит им читать те только книги, которые для них бывают вместо зерцала к просвещению разума и исправлению сердца. Таковых-то книг чтение должно им быть приятным упражнением в юности к трудолюбию способной, паче всякого человеческого возраста; предлежит же им читать таковые книги с люботщательным полезных вещей замечанием для приснопамятствования оных. Притом к такому книгочтению приступать должно с горячайшим молением к Богу, дающему во всём желаемый успех, а в книгочтении спасительное просвещение и исправление.

Священное Писание древностью и важностью своею превыше всех в свете книг и СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ называется 1) по тому, что писали оное Пророки и Апостолы не от себя, но Духом Святым (2Петр. 1:21) к вразумлению смертных во святыню и в жизнь вечную. 2) По тому, что главным оного Писания предметом есть превечное всех Святых Святейшее Ипостасное СЛОВО, обетованный Мессия, Искупитель мира Иисус Христос.

Мессия в Ветхом Завете разными именами означается; всех же Его имён достопримечательнее Еммануил (с нами Бог) то есть, Богочеловек.

Праматерь человеческого рода Адамова жена Ева, родив первого сына Каина, от радости воскликнула: стяжах человека Бога1, аки бы рекла: родих Богочеловека; и хотя она в том весьма ошиблась, но произнесённые ею помянутые слова доказывают её веру в обетованного Мессию.

Вера Адама и Евы в обетованного Мессию явствует из того, что и сын их Авель, по их примеру, принёс Богу жертву с верою; и воззре Бог на Авеля (Евр. 11:4; Быт. 4:5) (первее на Авеля и на его веру – потом) и на дары его; на Каина же (не имевшего веры не воззре) и на жертву его не внят; и когда Каин о сем опечалися зело; то рече Господь Бог Каину: всякую прискорбен еси? еда право принесл еси, но не право разделил еси (не разделил еси жертвы с верою от жертвы без веры); не согрешил ли еси? – Умолкни. (Быт. 4:6–7)

Да умолкнут убо вольнодумцы, (2Тим. 1:13) Священное Писание без веры и любви яже о Христе Иисусе, чтущие главному Священного Писания предмету не внемлющие и не отделяющие случайных в Священном Писании окрестностей от главного его предмета.

Главный Священного Писания предмет Обетованный Мессия, дражайший Искупитель мира Иисус Христос; о сем Он Сам о Себе и в Ветхом и в Новом Завете вещает тако: В главизне книжне писано есть о Мне2, книжная главизна разумеется здесь главное содержание всех Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, то есть: искупление человеческого рода через Иисуса Христа.

Но что во главизне книжне написано о Христе? О сем великий тайнозритель Святой Апостол Павел в послании к Евреям объясняет вкратце: что Ветхозаветные жертвоприношения, от Бога узаконенные, прообразовали жертву Христову во удовлетворение правосудию Божию за грехи человеческие: но когда Израильтяне разделились на разные секты и возникли в их жертвоприношениях зловредные суеверия, а в некоторых и явные знаки пагубного неверия: в таком случае Ветхозаветные жертвоприношения учинились неблагоугодны Богу; и для того-то Апостол Павел представляет Иисуса Христа к Богу Отцу глаголющего так: всесожжений о гресех не благоволил ecи тело же свершил ми ecи; (Евр. 10:6–8) (тело к приношению жертвы за грехи всего мира предназначил ми еси): Се иду сотворити волю Твою, Боже! Тот же Тайнозритель в том же послании объясняет; для чего Иисус Христос выше всех Праотцов и Пророков и самых даже Ангелов? И пишет так: кому бo когда рече от Ангел: Сын Мой еси ты Аз днесь родих тя3; те же слова написал и порфироносный Пророк о Христовом Царском звании; (Евр. 1:5; Псал. 2:6–12; Лук. 1:35) в той же силе и о таинственном рождении Христове по плоти Архангел Гавриил рече к Преблагословенной Деве Марии; те же слова и Бог Отец провозгласил при крещении Иисуса Христа во Иордани и при Его преображении на Фаворе (Матф. 3:17; Лук. 9:5); те же слова повторил и Апостол Павел при Христовом из мертвых воскресении; (Деян. 13:33; Рим. 1:4) при всех сих случаях глас Бога Отца свидетельствовал о Божестве Христове, именуя Его предвечным своим Сыном истинным Богом и прежде воплощения и по воплощении.

Во Христе вся сокровища премудрости и разума сокровенна, в нём живёт всяко исполнение Божества телесне. (Колос. 2:6,9) Он наш высочайший Господь, Он наш Создатель и Искупитель; имеет он над нами Высочайшее право; Он сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, носяй всяческая глаголом силы своея, содою очищение сотворив грехов наших седе одесную престола величествия на высоких превыше небес в свете непреступнем. (Евр. 1:3; 1Тим. 6:16)

Он сый истинный Бог от Преблагословенной Девы Марии Духом Святым приосенённой, принял на себя человеческую плоть, в ней же продолжал Священнейшие подвиги свои даже до смерти, смерти же крестные; на кресте умре и быть погребен, по трёх днех воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает; и мы несмы свои: но аще живем ащи умираем, Господни есмы. (Рим. 14:9)

Обладая же нами дражайший наш Еммануил, Богочеловек,

Иисус Христос, наш Создатель и Искупитель, по воскресении своем вознесся на небо во славе и с Пречистою плотию своею седе одесную небесного Отца, ходатайствуя о нас да всесильною Духа святого благодатью оживотворяясь и освещаясь удостоимся и мы той же небесной славы.

Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти! (1Тим. 3:16)

Кто из нас в сию высокую, от начала мира для спасения человеческого действием Святой Троицы устрояемую, тайну оком веры проникая, не воспоёт мыслью, сердцем и устнами трисвятую Ангельскую песнь сию: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф ислолнь небо и земля славы Твоея?

Впрочем, о Триипостасном Божестве и о Богочеловеке Иисусе Христе обстоятельнее в отделении первом и последующих.

Отделение I. Прибавление к предъуведомлению о книге ДРАХМА

Для человеческого ума нет назидательнее, и для сердца нет утешительнее, как Христианское учение.

Спасительное учение сие содержится в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, и главный оного предмет обетованный МЕССИЯ, Дражайший Искупитель мира Иисус Христос.

О сем-то утешительном предмете из сокровища Божественных Писаний взято посильное рассуждение, и по краткости оного наименовано ДРАХМОЮ.

Чада Христовой Церкви да воспитываются в вере и любви, яже о

Христе Иисусе; о сем всеобщее всех Христиан желание, о сем и помянутая Драхма.

* * *

1

В еврейском языке предлог ה לֹדשַׁ (этъ) имеет силу двух падежей: винительного и творительного; в Российской Библии положен падеж творительный Богом; поскольку и естественное рождение, кольми паче вышеестественное, то есть спасительное отражение от благости Божией происходит.

3

На Еврейском языке ריפָדלַדָ родих тя естественного Сына םדֹדּפָ днесь слово сие днесь не человеческое, но Божеское; у Бога тысяча лет, яко один день: лрежде денницы родих тя внутреннее Божие действие вечные и потому чрез днесь родих тя означается непостижимый пункт вечности, начала и конца не имеющей, о сем и ниже будет объяснено.


Источник: Драхма от сокровищ Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета. Сокращение правил, при чтении Священного Писания к знанию потребных. В пользу Священно и Церковно-служительских детей Курской Семинарии в высших классах обучающихся. Москва. В Синодальной Типографии, - 1809

Комментарии для сайта Cackle