А.Г. Долженко

Пояснение второй Заповеди Блаженства

В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф.5:4) . Плачущие, о которых говорится в этой заповеди, это те обычные люди, которые искренне раскаиваются и чистосердечно скорбят о своем грехе. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал:

«Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лука.6:25).

Таким образом под плачущими Христос имел ввиду людей, истинно скорбящих о своих грехах и просящих со слезами прощение у Бога. Таким людям Господь говорит:

«Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их» (Иер.31:13).

Человек, ставший «нищим духом», то есть человек, освободившийся от душевных и физических вожделений, не может также не оплакивать греховное состояние падшего человечества. Такого человека ужасает и заставляет возрыдать безбожие греховного мира, плененного собственной гордыней и тщеславием. Такой человек плачет из сострадания над грешным миром заблудших людей, как Господь над Иерусалимом. Такие люди блаженны, то есть счастливы, так как они плачут со Христом из чувств сострадания к грешному миру. Благословенная скорбь о грешниках и слезы сострадания к ним, являются неотъемлемой частью духовного развития человека и его нравственной жизни. Но такая скорбь не окрашена мраком и безысходностью, а пронизана светом надежды и веры в то, что Христос поможет людям избавиться от грехов их, и принесет им утешение.

«Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2Кор.1:3–4).

Согласно учению Иисуса Христа, когда человек искренне плачет о своих грехах, то это говорит о его искреннем покаянии и указывает на то, что человек стремится ко спасению своей души. Апостол Павел говорил:

«Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:9–10).

Святой Иоанн Лествичник, живший в VII веке, следуя советам Апостола Павла, писал: «Плач по Богу есть сетование души, такое расположение болезненного сердца, которое с исступлением ищет того, чего оно жаждет... Плач есть златое жало, уязвлением своим обнажающее душу от всякой земной любви и пристрастия... С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, покаоно не поставит тебя выше всего земного, и не представит чистым Христу» (Лествица Слово 7).

Иисус Христос готов помочь каждому печалящемуся и страдающему. А сердце Его всегда открыто для наших страданий, печалей и забот. Господь оказывает великую заботу всем плачущим и страдающим, посылая им Свою помощь и утешение, смягчая их сердца, спасая их души.

«Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор.1:5).

Комментарии для сайта Cackle