Источник

Комментарии Женевской Библии на Левит

Введение

Автор

Как ветхозаветная, так и первоначальная христианская Церковь считают составителем этой книги Моисея. Моисей в сущности не является автором-сочинителем, он просто записал то, что говорил Господь. Личность записывающего остается в стороне, ее не видно. В центре стоит Сам Господь, служение Ему, Его заповеди, приносимые Ему жертвы. В древние времена эту книгу называли еще «Правила священников» или «Жертвенный закон». Латинская форма греческого названия книги Левит означает «О левитах», поскольку речь в ней идет о священстве, которое происходило из Левиина колена.

Время и обстоятельства написания

В книге Левит много раз встречаются слова Бога, адресованные Моисею и его брату Аарону, однако в ней нигде не говорится о том, когда и при каких обстоятельствах эти слова были записаны. Поскольку книга Левит является логическим продолжением книги Исход, можно предположить, что она написана Моисеем вскоре после написания Исхода во второй половине XV в. до Р.Х. Некоторые исследователи считают, что Левит был написан в период пленения (ок. VI в. до Р.Х.), спустя много веков со времен Моисея. Подобная точка зрения беспочвенна, поскольку содержание книги не соответствует столь позднему периоду: изображенные здесь идеалы богослужения и святости были приняты в Израиле задолго до падения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. Церемония поклонения во втором, восстановленном, храме в значительной степени отличалась от той что описана в книге Левит, к тому же книга Левит цитируется в более ранних книгах, таких, как Второзаконие, Книга пророка Амоса, и в особенности в Книге пророка Иезекииля. Другие аргументы, отвергающие факт написания книги Левит во времена Моисея, также весьма неубедительны. Более подробно об этом см. статью «Введение в Пятикнижие».

Характерные особенности и темы

Ни одна из книг Ветхого Завета не содержит в себе столько тайн для современного читателя, как книга Левит: понадобится богатое воображение, чтобы получить достаточно четкое представление об обрядах и ритуалах, символизирующих жертвоприношение, грехопадение и искупление, святость. Богатство символов делает ее для многих книгой за семью печатями.

Отсутствие подробного разъяснения ритуалов и обрядов создает дополнительные трудности. Автор уходит от детального описания того или иного обряда, полагая, что они хорошо известны его современникам (в ветхозаветном мышлении эти обряды и ритуалы занимали центральное место). Любой израильтянин знал, почему в каждом конкретном случае приносилась именно такая жертва или что означал тот или иной жест. Нам же для того, чтобы понять все это, важно не упустить ни единого намека, содержащегося в тексте, и даже в каком-то смысле научиться читать между строк.

Книга Левит представляет собой часть закона, данного при заключении завета на горе Синай. Идеи, которыми проникнут весь Синайский завет, являются общими и для этой книги. К ним относится и учение о суверенной Божией благодати, выразившейся в избрании Им Израиля, и о нравственных требованиях Господа. Некоторые темы в книге звучат наиболее ярко и выразительно. Это прежде всего тема Божиего присутствия среди Его народа, а также святости Божией и, как следствие, необходимости для народа Божия быть людьми святыми (11,45). Но поскольку человек грешен, он не может пребывать со Святым Богом -соприкосновение грешника с божественной святостью может привести к смерти. Поэтому очищение от греха посредством принесения жертвы имеет первостепенное значение. Эти темы развиваются в следующем порядке.

1. Божественное присутствие. Любой акт поклонения совершается перед Господом (напр., 1,2), Который обитает среди Своего народа в скинии собрания. Поскольку Бог присутствует в Святом святых, вход в него закрыт для всех кроме первосвященника, который может войти туда только один раз в год в День очищения (16,17). Хотя обычно Божие присутствие невидимо, в особых случаях (напр., при посвящении священников) Бог мог являться в огненном облаке (9,23.24). Бог удостоил Свой народ величайшей чести, соблаговолив обитать среди него (26,12).

2. Святость. «Будьте святы, потому что Я свят» (11,45) это главная тема книги Левит. Своим характером человек должен быть подобен Богу, подражая Ему в своей повседневной жизни. Святость Бога предполагает, что Он является источником совершенной жизни в ее физических и нравственных проявлениях. Животные, приносимые Ему в жертву, должны быть без порока (1,3), а священники представляющие Бога человеку и человека Богу, не должны иметь никаких физических недостатков (21,17–23). Те же, кто страдал какими-либо истечениями, в особенности истечениями крови, или имел пораженную болезнями кожу, отстранялись от богослужения до тех пор, пока не излечивались (гл. 12–15). Физическое здоровье рассматривается как символ совершенства божественной жизни. Однако святость выражает также и духовную сущность человека, черты которой проявляются в нравственном поведении. Тема святости особенно подчеркивается в гл. 17–25 которые в основном посвящены личной этике. Смысл сказанного здесь можно кратко выразить в следующих словах: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (19,18).

3. Огищение посредством жертвы. В книге Левит дается полное описание системы жертвоприношений (гл. 1–7) роли священников (гл. 8–10; 21; 22) и основных всенародных праздников (гл. 16; 23; 25). Цель религиозно-обрядовых очищений сделать возможным пребывание Святого Бога среди Своего грешного народа.

Через описание разного рода обрядов и ритуалов в книге изображается характер Бога, Который еще глубже раскрывается в Новом Завете. Книга Левит учит, что Бог является источником совершенной жизни, что Он любит Свой народ и желает обитать среди него. В этом просматривается предзнаменование воплощения, когда Слово стало плотью и обитало с нами (Ин. 1,14). Вместе с тем в книге ясно показана человеческая греховность: вскоре после того, как сыновья Аарона были поставлены на священство они осквернили свое служение и умерли, будучи осуждены Богом (гл. 10). Посредством этих образов книга Левит раскрывает всеобщность человеческого греха: впоследствии эту истину подтвердили Иисус (Мк. 7,21–23) и апостол Павел (Рим. 3,23). Человек, оказавшийся между божественной святостью, с одной стороны, и человеческой греховностью с другой, испытывает непреодолимую нужду в искуплении. Именно в этом книга Левит может более всего помочь христианам, так как ее идеи взяты и развиты Новым Заветом в описании искупления, совершенного Христом совершенным жертвенным Агнцем, Который взял на Себя грех мира (Ин. 1,29). Его смерть стала искуплением для многих (Мк. 10,45). Кровь Христа очищает нас от всякого греха (1Ин. 1,7). Кроме того, Иисус является совершенным Первосвященником, Которому не нужно входить в земную скинию один раз в год в День очищения (гл. 16), но Который однажды вошел в небесную скинию и обрел вечное искупление, принеся в жертву за грехи Своего народа не жертвенное животное, а Свою собственную жизнь (Евр., гл. 9; 10). Завеса в храме, разорвавшаяся надвое во время распятия Иисуса, стала явным доказательством того, что Его смерть открыла всем верующим дорогу к Богу (Мф. 27,51; Евр. 10,20). Если в книге Левит речь идет о спасении только ветхозаветной общины Израиля, а законы о пище (гл. 11) и запрещение использовать различного рода смешения (19,19) напоминают иудеям об их уникальном положении, то новый завет открывает Царство Божие для всех народов и таким образом отменяет законы о пище (Мк., гл. 7; Деян., гл. 10), но в то же время настаивает на отделении Церкви от мира (Ин. 17,16; 2Кор. 6,14 7,1). Во времена ветхого завета человек, страдающий болезнями, должен был ждать того момента, когда Бог исцелит его (гл. 14); в Евангелиях Бог во Христе приблизился и исцелял как прокаженных, так и страдающих «истечениями» (Лк. 8,43–48; 17,12–19). Книга Левит показывает Бога, сущностью Которого является святость. Этот Бог показан в Евангелиях присутствующим во Христе, дающим жизнь, здоровье и святость всем, просящим у Него.

Книга посвящена преимущественно богопоклонению и готовности людей к нему. Однако она адресована не только священникам и левитам, но всем израильтянам, разъясняя им, как приносить жертвы и очищаться, чтобы иметь возможность входить в присутствие Бога, участвуя в поклонении Ему.

Содержание

I. Законы о жертвах (1,1 7,38)

А. Предписания для непосвященных (1,1 6,7)

1. Жертва всесожжения (1,1–17)

2. Хлебное приношение (2,1–16)

3. Мирная жертва (3,1–17)

4. Жертва за грех (4,1 5,13)

5. Жертва повинности (5,14 6,7)

Б. Предписания для священников (6,8 7,38)

1. Жертва всесожжения (6,8–13)

2. Хлебное приношение (6,14–18)

3. Хлебное приношение священников (6,19–23)

4. Жертва за грех (6,24–30)

5. Жертва повинности (7,1–10)

6. Мирная жертва (7,11–36)

7. Заключение (7,37,38)

II. Установление священства (8,1 10,20)

А. Посвящение Аарона и его сыновей (8,1–36)

Б. Первые жертвы Аарона (9,1–24)

В. Суд над сыновьями Аарона (10,1–20)

III. Нечистота и предписания относительно очищения (11,1 16,34)

А. Нечистые животные (11,1–47)

Б. Рождение ребенка (12,1–8)

В. Кожные болезни (13,1 14,57)

Г. Истечения (15,1–33)

Д. День очищения (16,1–34)

IV. Святость в повседневной жизни (17,1 27,34)

А. Жертва и пища (17,1–16)

Б. Половые отношения (18,1–30)

В. Принципы взаимоотношений с ближним (19,1–37)

Г. Преступления, наказуемые смертью (20,1–37)

Д. Предписания для священников (21,1–24)

Е. Предписания относительно жертвоприношений (22,1–24)

Ж. Праздники (23,1–33)

З. Хлебы для скинии (24,1–9)

И. Богохульство (24,10–23)

К. Годы освобождения (25,1–55)

Л. Благословение и проклятие (26,1–46)

М. Предписания о клятвах и десятинах (27,1–34)

Глава 1

17,38 Моисей начинает свое руководство по богослужению в скинии с изложения законов о жертвах. Эти законы подразделяются на две группы, одна из которых касается мирян (1,1– 6,7), другая священников (6,8 7,38).

1:1.2 Для жертвоприношения необходимы были отборные домашние животные, пшеница, масло и вино. Все это символизировало поклоняющегося израильтянина, который посредством жертвоприношения как бы отдавал себя Богу. Каждый раз перед этим ритуалом израильтянин возлагал руки на голову животного, тем самым отождествляя себя с жертвой. Жертвоприношение предполагало смерть животного, что означало искупительное действие: животное умирало вместо грешного человека, избавляя его от смерти, которую он заслуживал. В этом состоит общий смысл и значение всех жертв. Однако в дополнение к этому каждая жертва имеет характерные обрядовые и религиозные особенности. Об этом свидетельствуют сами названия жертвоприношений, которые подчеркивают обрядовые отличия («жертва всесожжения»), а иногда отличия богословского характера («мирная жертва», «жертва повинности»).

1 из скинии собрания. См. Исх., гл. 26. Этот стих указывает, что Божий постановления, изложенные в книге Левит, Моисей получил не на горе Синай Господь Бог сказал о них из скинии собрания.

1 объяви сынам Израилевым. Всему народу Израилеву, а не только левитам.

жертву Господу. В отличие от обрядов богослужения, принятых у других народов, доступ к священным пределам или обрядовым предписаниям открыт не только для царя или священника, но и для всего народа завета. Из всего того, что происходило в Святом Святых, куда могли входить только первосвященники, равно как и из действий самих священников, не делалось тайны Бог ясно открыл все это в Священном Писании.

из скота крупного и мелкого. В жертву полагалось приносить только домашних животных и без какого бы то ни было порока (1,3); дикие животные в жертву не приносились.

1:3–17 Перечень жертв открывает жертва всесожжения, поскольку она приносилась чаще других. В этом случае жертвенное животное полностью (за исключением кожи) сжигалось на жертвеннике. Это символизировало полное посвящение человека Богу и служило для него выкупом (ст. 4 и ком.). Предписания относительно данного вида жертв начинаются с самого дорогостоящего жертвенного животного тельца (ст. 2–9) и заканчиваются наименее ценным молодым голубем (ст. 14–17).

1 приведет. Израильтянин, приносящий жертву (ст. 4–6, 9), должен был заколоть животное, снять с него кожу, разрезать на части и вымыть. Затем священник приносил ее Богу, возлагая кровь и плоть на жертвенник. к дверям скинии собрания. Имеется в виду вход в огороженный двор, окружавший скинию собрания. Во дворе скинии находился большой жертвенник и умывальник для омовения жертв (ст. 9).

1 во очищение грехов его. Букв.: «для того, чтобы стать выкупом за него». Смерть животного рассматривается как плата, благодаря которой человек, совершающий поклонение Богу, освобождается от наказания за грех.

1 благоухание, приятное Господу. Образное выражение, подразумевающее, что Господу приятно благоухание святости, исходящее от человека, очистившегося от грехов посредством жертвоприношения.

1:10–13 Овцы и козы приносились в жертву Богу точно так же, как и тельцы (ст. 3–9).

1:14–17 Для горлиц и молодых голубей, которых приносили в жертву бедные члены общины, предписывалась более простая процедура жертвоприношения. Этот обряд совершал священник.

Глава 2

2:1–16 Здесь даются указания для мирян о хлебном приношении.

2 приношения хлебного. Обычно хлебное приношение сопровождало жертву всесожжения. Хлебное приношение состояло из пшеничной муки, смешанной с елеем, Ливаном (ладаном) и солью. Эту смесь пекли или жарили на сковороде. Древнееврейское слово, обозначающее хлебное приношение, буквально переводится как «подарок», «дань». Подобно другим жертвам, оно символизирует полное посвящение поклоняющегося Богу.

2 в память. На жертвеннике сжигалась лишь горсть хлебного приношения, остальное полагалось священнику. Подобные приношения составляли важную часть дохода священников.

2 ни квасного, ни меду. Эти продукты запрещалось использовать для приготовления хлебного приношения, поскольку они вызывали брожение, которое символизирует нечистоту.

2 солью. Поскольку соль не распадается при нагреве, она символизирует нерасторжимость завета между Богом и Израилем.

2 из первых плодов. Ср. 23,9–14; Втор. 26,1–11. Первые плоды нового урожая полагалось приносить Богу; в этом случае хлебное приношение нужно было готовить по-другому.

Глава 3

3:1–17 Моисей дает указания о мирной жертве.

3 жертва мирная. Другие возможные варианты перевода: «жертва общения» или «жертва завета». Слово, которое используется здесь, по всей видимости, связано с древнееврейским словом «шалом», означающим «мир», «благополучие». Мирная жертва в некотором роде подобна жертве всесожжения, отличаясь от нее, главным образом, трапезой, в которой принимали участие все члены семьи символ общности Бога с людьми (Втор. 12,1 –18). Мирная жертва приносилась, когда кто-либо искал Божиего благословения или желал выразить Богу свою благодарность за уже полученную милость. Ею также хотели подчеркнуть особую торжественность молитвы.

3 тук. Жир.

3 почки. Почки считались средоточием эмоций и символизировали посвящение чувств Богу.

3 пища. Бог дает пищу человеку, а не наоборот (Быт. 1,29; Пс. 49,12–14). Поэтому это выражение следует понимать метафорически: Бог доволен жертвой, принесенной по вере (Евр. 11,4), подобно тому, как человек получает удовольствие от пищи.

3 никакого тука и никакой крови. Тук жертвенных животных принадлежит Богу (ст. 3). Богословское обоснование предписания, запрещающего есть мясо, из которого не выпущена кровь, дано в 17,10.11 (см. Быт. 9,4).

Глава 4

45,13 Словами «если какая душа согрешит» (4,2) начинаются предписания для мирян о жертве за грех. Искупление основной смысл этой жертвы. Грехопадение человека не позволяло ему пребывать с Богом, оскверняя святилище, делая невозможным обитание Бога в этом месте. Жертва за грех предназначалась для очищения и грешника, и святилища. Отличительная черта этого жертвоприношения использование крови жертвы. Если в иных случаях кровь выливалась у жертвенника, то в случае жертвы за грех кровью требовалось помазать роги жертвенника всесожжении или окропить ею жертвенник для курений, или место около завесы внутри скинии и даже внутри Святого Святых. Благодаря этим действиям очищалось и священное убранство скинии, и израильтяне.

4:2–35 Грехи по неведению. Незнание уменьшает провинность, но не уничтожает ее. Совершенный грех требует признания и покаяния. Жертва за грех определялась благосостоянием провинившегося.

4:3–12 Грех священника.

4 священник помазанный. Т.е. первосвященник. Грех первосвященника «сделает виновным народ», и поэтому в данном случае требуется самый дорогой выкуп телец.

пусть представит. Жертва за грех и жертва повинности должны были приноситься за определенные грехи. Другие жертвы можно было приносить произвольно, когда человек чувствовал в этом потребность.

4:6 Необходимость очистить «завесу святилища» (Исх. 26,31–35), т.е. Святого Святых, показывает, насколько серьезными были последствия греха первосвященника.

4 жертвенника благовонных курений. Этот жертвенник, представляющий собой часть священного убранства скинии, стоял перед завесой, закрывающей вход в Святое Святых. Жертвенник очищался кроплением кровью именно кровь делала его чистым, после этого Бог опять мог обитать в скинии. Одновременно очищался и первосвященник, олицетворявший весь народ.

4 вне стана. В Евр. 13,11–13 смерть Иисуса «вне врат» сравнивается с принесением жертвы за грех.

на чистое место. Многие места вне стана были нечисты, это могло осквернить священника и сделать невозможным совершение им служения. Он должен был избегать таких мест и высыпать пепел от жертвы всесожжения в предназначенном для этой цели чистом месте.

4:13–21 Грех всего общества Израилева.

4:22–26 Грех главы колена или рода.

4:27–35 Грех отдельного члена общества Израилева.

Глава 5

5:1–6 Грехи за утаивание свидетельства (ст. 1), прикосновение к чему-либо нечистому (ст. 2,3) и безрассудную клятву (ст. 4).

5:2.3 к... нечистому. Более подробные разъяснения см. в гл. 11–15.

5:5 Перечисленные ранее грехи требуют исповедания Богу в присутствии священника, а также принесения жертвы за грех для получения прощения (ср. 1Ин. 1,7.9).

5:7–10 Жертва за грех, приносимая бедным членом общины, подобна самой скромной жертве всесожжения (1,14–17). Ее процедура точно такая же, за исключением окропления кровью (5,9; ср. 1,15).

5:10 См. статью «Искупление».

5:11–13 Подробности, связанные с принесением жертвы за грех, напоминают хлебное приношение в гл. 2, однако здесь к пшеничной муке не добавляется ни елей, ни ливан (ладан).

5:14–6,7 Жертва повинности. С этой жертвой связаны более серьезные грехи, чем названные ранее, поскольку совершались преднамеренно (хотя некоторые из попадающих в эту категорию грехов могли иметь и непреднамеренный характер).

5 святыню. То, что имеет отношение к собственности, посвященной Богу (22,7.10.14; 27,28).

5:прибавит... пятую долю. В том случае, когда требовалось принести жертву повинности, согрешивший человек должен был возвратить незаконно присвоенную им собственность, прибавив к этому еще двадцать процентов (ср. 6,5).

5:17–19 Здесь имеются в виду те случаи, когда человек по неведению поступил неправильно и ощущает угрызения совести.

Глава 6

6:1–7 Грехи, совершенные против ближнего, требуют возмещения пострадавшему и принесения жертвы Богу (ср. Мф. 5,24).

67,36 После того как Моисей дал законы о жертвах для мирян, он обращается к священникам, уделяя особое внимание принадлежащей им по праву доле от жертвоприношений.

6:8–13 жертва всесожжения. Ср. гл. 1. Поскольку ничего из жертвы всесожжения не предназначалось в пищу священнику или жертвователю, в тексте говорится лишь об ответственности священников за надлежащее обращение с пеплом и огнем.

6 Огонь... пусть горит. Ср. ст. 13. Этот ритуал должен был напоминать о Божием присутствии и о потребности народа в постоянном искуплении.

6:14–18 О приношении хлебном. Ср. гл. 2.

6 все, прикасающееся к ним, освятится. Эту фразу можно передать и так: «Все, прикасающиеся к ним, освятятся».

6:19–23 Священники должны были ежедневно совершать хлебное приношение. Об этом здесь упоминается впервые (6,20).

6 священник помазанный. Т.е. первосвященник.

6:24–30 О жертве за грех. Этот фрагмент содержит наставления, касающиеся священников.

Глава 7

7:1–10 Процедура принесения жертвы повинности.

7:11–36 Установление о мирной жертве, или жертве общения (ср. гл. 3). Здесь даны предписания, касающиеся мирной жертвы и, в частности, хлебного приношения, а также описывается, как надо употреблять мясо жертвы (7,15.16).

7 при жертве благодарности. Можно было бы назвать эту жертву «жертвой исповедания», поскольку она приносилась также при исповедании грехов и в случае оказанных Богом милостей. Эта жертва служила для того, чтобы усилить молитвы о прощении или об исцелении, или же выразить благодарность за услышанные молитвы.

7 по обету. Находясь в затруднительном положении, люди клялись принести жертву Богу, если Он ответит на их молитвы (Быт. 28,20–22; 1Цар. 1,11; 2,21.24); подобные клятвы обычно сопровождались мирной жертвой.

от усердия. Такая добровольная жертва служила выражением благодарности Богу.

7 нечистоту. Определение понятия нечистоты см. в гл. 12–15. истребится. Такое выражение является общим для описания Божиего проклятия, его точный смысл в каждом конкретном случае определяется контекстом Священного Писания. Оно может означать смертную казнь (напр., Исх. 31,14.15) или обреченность остаться бездетным (18,14.19; 20,20).

7 крови не ешьте. Имеется в виду мясо, из которого не выпущена кровь (1Цар. 14,33). Богословское обоснование этого запрета дается в 17,11 и Быт. 9,4.

Глава 8

810,20 Господь дает Моисею указания относительно поставления священнослужителей. Повествование начинается с посвящения Аарона и его сыновей (гл. 8), затем переходит к их первым жертвоприношениям (гл. 9) и заканчивается Божиим судом над двумя священниками (гл. 10).

8:1–35 В этом фрагменте повторяются указания, касающиеся посвящения левитов, данные в Исх., гл. 29. Подробное описание жертвоприношений и одежд Аарона свидетельствует об исключительной важности первосвященства: первосвященник являлся представителем Израиля перед Богом.

8 ко входу скинии собрания. Т.е. во внешний двор, представлявший собой огороженное место вокруг скинии.

8 Ефод. См. ком. к Исх. 28,6.

8 Урим и туммим. См. ком. к Исх. 28,30.

8:23 Помазание кровью различных частей тела Аарона символизирует его полное посвящение Богу.

Глава 9

9:1–24 Посвящение Аарона и его сыновей продолжалось восемь дней и завершилось торжественным принесением первых жертв и явлением Божией славы (9,23.24).

9:7 Моисей призывает Аарона вначале очистить себя, а затем уже весь народ (ср. Евр. 5,3).

9 благословил. Традиционное священническое благословение (см. Чис. 6,23–26).

9 Слава Господня. Явление славы Господней народу в виде заполнившего святилище облака и небесного огня на жертве свидетельствовало о том, что Господь принял первые жертвы, принесенные только что назначенными священниками.

9 вышел огонь. Это явление подтверждало, что Бог принял служение Аарона (3Цар. 18,38; Евр. 12,28.29).

Глава 10

10:1–20 Господь, принявший жертву Аарона (9,23,24), отвергает жертвы его сыновей Надава и Авиуда. Двум другим сыновьям Аарона, Елеазару и Ифамару, также не удалось надлежащим образом совершить первое служение, хотя они того искренне желали. Эти первые неудачи левитов в какой-то мере объясняют их дальнейшую историю и подтверждают пророчество Малахии об очищенном священстве (Мал. 3,1–5).

10 кадильницу. Сосуд для возжигания курений.

которого Он не велел им. Из других стихов следует, что Надав и Авиуд согрешили трижды: они принесли чуждый огонь (ст. 1), были пьяны (ст. 9) и вошли в Святое Святых, что разрешалось только Аарону (16,2).

10 вышел огонь от Господа. Ветхий Завет предупреждает об опасности приближения к Господу в неподобающем состоянии (Исх. 19,12.21). Нельзя есть священную пищу, будучи нечистым (7,21). Серьезным преступлением против Бога считался вход в Святое Святых без Божественного позволения (ср. Деян. 5,1–10; 1Кор. 11,29.30). Божественный огонь, который воспламенил первую жертву израильтян и совершил очищение народа (9,24), теперь поглотил тех, кто приступил к жертвеннику без разрешения Бога.

10 голов... не обнажайте... одежд... не раздирайте. См. 13,45; 21,10. Первосвященникам запрещалось оплакивать даже своих ближайших родственников (21,10–12), поскольку полное посвящение Богу означало и полное отделение от смерти.

10 священное от несвященного и нечистое от чистого. В задачи священников входило учить людей основам истинного поклонения Богу. Священное или святое все то, что принадлежит Богу; чистое что соответствует Ему; несвященное и нечистое все то, что несовместимо с Божиим присутствием.

10:17–20 Аарон приносит жертвы за грехи свои и всего народа (9,8–17). Ему и его сыновьям полагалось есть мясо жертвы, приносимой за всех сынов народа, дабы завершить процесс очищения. Однако в данном случае они не сделали этого.

Глава 11

1116,34 В этих главах Моисей говорит о различении чистого и нечистого, что является основополагающим и для понимания всей Библии. Иегова, святой Бог Израиля, требует от Своего народа святости; нечистый человек или человек, соприкасавшийся с нечистотой, должен был воздерживаться от публичного поклонения до тех пор, пока не очистится. Бог представляет Собой совершенную жизнь, поэтому отклонение, которое предполагало смерть или могло привести к ней, было признаком нечистоты: болезнь, тленность, разложение. Жизнь и смерть не должны смешиваться, и поэтому нечистое ни при каких условиях не может войти в Божие присутствие. Физическая чистота естественным образом сочетается с нравственной. Все постановления в гл. 12–16 должны выделить народ Божий из среды других народов, воспитать в нем особую бдительность и осторожность по отношению к возможным осквернениям.

11:1–46 Моисей обучает израильтян принципам чистоты, определяя их более конкретно. У библейских авторов нет прямых указаний на то, что лежит в основе классификации животных по принципу чистоты или нечистоты. Возможно, дело в том, что плотоядные животные и хищные птицы питаются мясом других животных вместе с их кровью, что строго запрещается человеку (7,26). В богословском смысле чистые создания символизировали израильтян, тогда как нечистые символизировали язычников. В жертву можно было приносить только чистых домашних животных, поскольку жертвенное животное замещало того, кто приносил эту жертву.

11:2–8 Жвачные парнокопытные животные считались чистыми, их можно было употреблять в пищу.

11:9–12 Чистой считалась только рыба с чешуей и плавниками, остальная же была нечиста и поэтому не годилась в пищу.

11:13–19 Из птиц только хищные считались нечистыми.

11:20–23 Из всех насекомых разрешалось употреблять в пищу только тех, которые были похожи на птиц.

11:44 См. статью «Бог есть свет: святость и справедливость Бога».

11 будьте святы. Слово «святой» означает «отделенный». Святость свойственна только Богу. Святость Израиля это результат его избрания из других народов для уникальных взаимоотношений с единственным истинным и живым Богом. Бог освятил Израиль (т.е. «отделил» Израиль), заключив с ним завет. История Израиля как «святого народа» началась с появления Господа на горе Синай (Исх., гл. 19). Божий завет, помимо прочего, дал этому народу нравственные и юридические законы, а система жертвоприношений, установленная Богом, должна была очищать израильтян от греха. В Исх., гл. 19, где описывается явление Господа Бога на горе Синай, Израилю был дан практический урок, что значит быть «святым народом»: они выстирали свои одежды, избегали приближения к горе и воздерживались от супружеского общения (ст. 10–15,21–24; Евр. 12,18–21). Иисус Христос, ходатай нового завета (Евр. 8,6; 9,15; 12,24), также требует совершенства (Мф. 5,48), но Своей совершенной жертвой, которая навсегда смывает с избранных их грехи (Евр., гл. 9; 10), Он Сам дарует новому Израилю святость. Святой Дух, свидетельствующий о Христе, запечатлевает нравственный Божий закон «на плотяных скрижалях сердца» верующих (2Кор. 3,3). Без этой святости никто не увидит Бога (Евр. 12,14).

Глава 12

12:1–8 Моисей дает указания относительно очищения женщины после родов.

12 нечистота. После рождения ребенка мать была нечиста, поскольку страдала кровотечением (4,5.7). Потеря крови могла привести к смерти, поэтому данное предписание показывает, что нечистота приравнивается к смерти или угрозе ее.

12 шестьдесят шесть дней. При рождении дочери мать считалась нечистой вдвое дольше, чем при рождении сына. Возможно, причина была в том, что, в отличие от мальчика, девочка, как будущая мать, была подвержена нечистоте, связанной с деторождением.

12 во всесожжение. См. гл. 1.

в жертву за грех. См. 5,7–10. Эта жертва, как и предыдущая (ст. 8), была принесена после рождения Иисуса (Лк. 2,24).

Глава 13

1314,56 В этих главах содержатся предписания относительно кожных болезней. В русском Синодальном переводе используется слово «проказа», однако мы будем пользоваться выражением «серьезное кожное заболевание». Современные врачи усматривают здесь симптомы различных заболеваний кожи, но библейская классификация является дидактической, а не клинической. Основной принцип, согласно которому кожное заболевание определялось как нечистое, состоял в том, что кожа, судя по внешним признакам, подвергалась гниению. Кожные заболевания, поражающие отдельные участки кожи, означали нечистоту (ст. 9,10), а больные, у которых было поражено все тело, не считались нечистыми (ст. 12,13). Устойчивое состояние болезни предполагало чистоту, а ухудшающееся нечистоту (ст. 5–8, 18–37). Подобные принципы применялись и при определении нечистоты на одежде (ст. 47–58). В 13,45 обнаруживается тесная связь нечистоты со смертью. Человек, страдающий серьезным кожным заболеванием, должен был вести себя, как скорбящий по умершему (21,10). Его исключали из стана, однако не с тем, чтобы защитить здоровье израильтян, а по той причине, что в стане израильтян присутствовал Бог, и нечистоту, т.е. смерть, необходимо было отделить от Бога, т.е. жизни (ср. Чис. 5,1–4; 12,14.15).

Глава 14

14 очистить. Этот обряд, совершаемый священником, не излечивал от кожной болезни. Больной приходил к священнику только после того, как исцелялся (Лк. 5,14). Задача священника состояла в том, чтобы сделать человека чистым в обрядовом смысле. Больной человек исключался из стана, отделялся от людей и от Бога, но после совершения обряда очищения становился обычным «чистым» израильтянином и возвращался в общество народа Божиего. Очищение происходило в два этапа с недельным перерывом между ними.

14:3–8 Первый этап происходил вне стана. Человек омывался, стирал свои одежды и брился. Затем ему следовало взять двух птиц, кровь одной из них использовалась для его очищения. Смерть этой птицы символизировала конец прежней жизни человека, проведенной вне стана, а вылет но свободу другой птицы олицетворял его освобождение от болезни. Теперь человек мог снова войти в стан.

14:9–20 В этом отрывке рассказывается о том, как израильтянин, исцелившийся от кожного заболевания, возвращается к полноценному общению с Господом. Церемония, описанная здесь, напоминает посвящение священника (гл. 8). Израильтянин помазывался кровью и елеем и, таким образом, соединялся с жертвенником, символом Божиего присутствия. В ст. 21–31 описывается вариант обряда очищения, предусмотренный для бедных израильтян.

14:34–57 Когда войдете в землю Ханаанскую. В этом законе описываются принципы определения нечистоты (13,47–58) и очищение (14,1–7) от плесени в домах израильтян.

Глава 15

15:1–33 В этой главе речь идет о нечистоте, вызванной различными истечениями из половых органов: 1) длительное истечение у мужчин (напр., гонорея; ст. 2–15); 2) кратковременное истечение у мужчин (ст. 16–18); 3) кратковременное истечение у женщин, т.е. менструация (ст. 19–24); 4) длительное истечение у женщин (ст. 25–30). На первый взгляд кажется странным, что такие, казалось бы, естественные процессы, как половые отношения (ст. 18) или менструация, делают человека нечистым, т.е. непригодным для участия в поклонении. Однако все эти процессы подразумевают потерю жизненно важной жидкости (крови или семени), что, в свою очередь, ассоциируется со смертью и поэтому несовместимо с присутствием Бога, т.е. совершенной жизни. Новый завет открывает Бога подателя совершенной жизни, воплощенной в Иисусе Христе; Он дарует исцеление тем, кто был отделен от общения с Ним в соответствии с предписаниями ветхого завета (Мф. 9,20–22).

Глава 16

16:1–34 День Искупления, когда совершалось искупление за грехи всего народа, был самым священным днем в ветхозаветном календаре. Он приходился на седьмой месяц (октябрь) и отмечался принесением различных жертв; в этот день первосвященник входил в Святое Святых, а в пустыню отпускался козел, несущий на себе грехи всего народа (описание каждой из приносимых в этот день жертв см. в ком. к гл. 1; 4; 5). Краткое перечисление обрядов дано в ст. 6–10, а более подробное или полное их описание в ст. 11–28. День Искупления проходил в несколько этапов: 1) первосвященник совершал омовение и одевался (ст. 4); 2) затем приносил тельца в жертву за свой грех (ст. 6; ср. ст. 11); 3) после этого брал двух козлов и по жребию выбирал одного из них для отпущения, а другого для принесения в жертву за грехи народа (ст. 7–9); 4) входил в Святое Святых и окроплял кровью жертв ковчег завета; 5) выходил во внешнюю часть скинии собрания (святилище) и окроплял ее кровью (ст. 16); 6) выходил во двор скинии и окроплял кровью жертвенник всесожжении (ст. 18,19); 7) исповедовал грехи израильтян, возложив руки на голову козла отпущения (ст. 21); 8) после того как козел отпускался в пустыню, первосвященник переодевался в свои обычные одежды и вновь совершал омовение (ст. 23,24); 9) наконец, приносил жертву всесожжения за себя и за весь израильский народ (ст. 24,25).

Наиболее важными моментами этого обряда были вход первосвященника в Святое Святых с кровью жертвы за грех и отпущение козла в пустыню. Все жертвы за грех были призваны очистить земное святилище и людей, поклонявшихся Богу. Тот факт, что первосвященник входил в Святое Святых один раз в году, свидетельствовал о глубине совершаемого искупления.

Обряд с козлом отпущения совершался только в этот день. Возлагая руки на голову козла, первосвященник как бы переносил грехи народа на животное. Затем козел символически уносил грехи народа в пустыню. Христиане давно усмотрели в козле отпущения прообраз Христа. В Послании к Евреям (7,20–27; 9,6 10,19) проводится множество параллелей между днем Искупления и смертью Христа. Тот факт, что Христос был предан в руки язычников и убит за пределами стен Иерусалима, показывает, что Он был отослан «за пределы стана» подобно тому, как в древности отпускали в пустыню козла отпущения.

16 Сынов Аарона... умерли. Ср. 10,1–3.

16 пред крышку. Верхняя часть ковчега, или «место присутствия», над которой возвышались два херувима, была Божиим престолом (Исх. 25,17–22). Здесь Бог являл Свое присутствие, и именно эту крышку Аарон окроплял кровью в день Искупления. Отсюда ее название «крышка искупления» или «престол милости». Бог дал Своему избранному народу единственное средство для искупления и примирения с Ним очистительную кровь на крышке ковчега. Окропленная кровью крышка была местом встречи Святого Бога с Его несвятым народом, Бесконечного с конечным, Совершенного с несовершенным. Эта крышка олицетворяла Престол Величия на небесах, куда Христос вошел «со Своею Кровию» (Евр. 8,1; 9,12), Кровию, которая является действенной за все грехи Его народа прошлые, настоящие и будущие (Рим. 3,21–26; Евр. 7,25; 8,1; 9,12.15).

16:3 Прежде чем принести козла в жертву за грехи всего народа, Аарон должен был принести в жертву тельца за грехи свои и своего дома (ст. 5, 6). В противоположность этому, Иисус Христос, ходатай нового и вечного завета, не имел греха и поэтому принес жертву только за Свой народ (Евр. 7,26.27).

16 один... для Господа. Один из козлов должен быть принесен в жертву Господу.

16 возьмет... кадильницу. «Облако курения» не позволяло первосвященнику увидеть Бога и, таким образом, спасало его от смерти (ст. 13; Исх. 33,20).

16 святилище. Оскверненное грехом народа святилище нуждалось в очищении. Земное святилище являлось образом Святилища небесного.

находящеюся у них. Букв.: «поставленную среди них». Используемый здесь древнееврейский глагол имеет значение непостоянства. Божие присутствие в этой скинии не вечно. В новой скинии, скинии Иисуса Христа, Бог, воплотившись, поселится среди Своего народа (ср. Ин. 1,14). Святой Дух, посланный Им (Деян., гл. 2), сегодня обитает в каждом верующем, делая его храмом Божиим (1Кор. 3,16; 6,19). Окончательное поселение Бога со Своим народом произойдет на новом небе и новой земле (Откр. 21,1–4). «Жилища» Бога освящены Кровью и Духом Христа.

16:29.31 смиряйте души ваши. Рядовые израильтяне должны были раскаиваться в своих грехах, оставив все работы, постясь и нося вретище (холщовую одежду; Пс. 34,13). Несоблюдение дня Искупления могло привести к смерти (23,28–30). Это единственный священный день, с которым была сопряжена такая угроза.

16 очищают вас. По всей видимости, церемония не считалась действенной без истинного покаяния народа.

16 однажды в году. Т.е. каждый год. В противоположность этому, Иисус Христос принес жертву за грех однажды и навсегда (Евр. 9,11 10,14).

Глава 17

1727,34 Изложенные в этих главах требования Господа касаются практически всех сторон жизни Израиля.

17:1–6 Запрещение приносить жертвы вне скинии (ст. 3–9), а также есть мясо животных с кровью (ст. 10–16).

17:3 Во время странствования по пустыне израильтяне могли закалывать животное только у входа в скинию, даже если оно предназначалось для обычного употребления в пищу. Это препятствовало тайному принесению жертв идолам (17,7). При входе в Ханаан это предписание было заменено на менее строгое (Втор. 12,15.16).

17 пролил кровь. Т.е. совершил преступление, равносильное пролитию человеческой крови.

истребится. См. ком. к 7,20.

17:11 Это одно из самых важных богословских положений в книге Левит. Жизнь священна, потому что она принадлежит Богу. В знак уважения к жизни и ее Создателю ни один израильтянин не должен был есть мясо вместе с кровью, потому что «душа тела в крови» (ср. Быт. 9,4–6), а также потому, что «кровь сия душу очищает». Таким образом, кровь животного, пролитая во время жертвоприношения, замещала грешника и служила выкупом за жизнь того, кто приносил жертву. Поскольку кровь животного символизирует очищение человека от греха, ее нельзя употреблять в пищу. Эти идеи были одновременно восприняты и преобразованы в Новом Завете. Пролитая Кровь Христа очищает от греха (1Ин. 1,7; Евр. 9,14.22), и тот, кто «пьет» ее, получает вечную жизнь (Ин. 6,54).

Я назначил ее вам. Искупление является Божиим даром, а не человеческим измышлением.

Глава 18

18:1–30 Моисей от имени Господа предостерегает Израиль от извращения половых и семейных отношений: кровосмешения (ст. 6–20), принесения в жертву детей (ст. 21), гомосексуализма (ст. 22) и скотоложества (ст. 23). Народы, окружавшие Израиль, были менее ограничены в своих половых контактах. Им разрешалось вступать в более близкие родственные браки, чем израильтянам (напр., в Египте могли вступить в брак брат и сестра), допускались гомосексуальные контакты при обоюдном согласии (ср. ст. 22) и даже некоторые виды скотоложества (ср. ст. 23). Основные принципы половых отношений изложены в Быт., гл. 1; 2. Повеление Бога «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1,28) исключало взаимоотношения, которые по сути своей вели к бесплодию; сотворение женщины в качестве пары для Адама также свидетельствует о том, что гомосексуализм не входил в Божий замысел. Предписания устанавливали, что израильтянин должен жениться на израильтянке. Однако браки между родственниками первой степени (брат сестра, отец дочь) и второй степени родства (дед внучка, племянник тетка) были запрещены. Браки между свойственниками, состоявшими в подобной степени родства, также запрещались (свойственником называется родственник по жене или по мужу: примером близких свойственников могут служить невестка или жена дяди). Супруги становились одной плотью и, следовательно, членами семей друг друга (18,7.8; Быт. 2,24). Половая связь со свойственницей при жизни ее супруга рассматривалась как прелюбодеяние (ст. 20), а после смерти или развода запрещалась данным правилом.

18 не поступайте по установлениям их. Нечистота не была по сути своей греховной, и ее последствия не обязательно могли быть пагубными (гл. 11–15). Например, половые сношения делали супругов нечистыми до вечера (15,18), однако сам брак является Божиим установлением. Законы же, изложенные в ст. 6–23, касаются безнравственного поведения мужчины и женщины,т. е. греха.

18 жены отца твоего. Имеется в виду не мать данного человека (ст. 7), а вторая жена его отца (ср. 1Кор. 5,1).

18 сестры твоей. Это сестра по матери и отцу (кровная) или только по одному из родителей (сводная).

18 сестра твоя. Сводная сестра.

18:16 Втор. 25,5.6 одобряет случаи, когда деверь женится на своей овдовевшей невестке, если у нее не было детей от первого брака. Это свидетельствует о том значении, которое придавалось в ветхозаветном обществе продолжению семейной линии.

18 дочери ее. Имеется в виду дочь жены, приходящаяся мужу падчерицей или сводной внучкой.

18:18 Ср. Лию и Рахиль (Быт. 29,23–30,24).

18:19 Ср. 15,19–24 и ком. к 15,1–33.

18 Молоху. Бог огня, которому поклонялись аммонитяне.

18 И осквернилась земля. Ср. Быт. 6,12.

18:свергнула. Т.е. отторгла. Ср. Быт. 4,12.

18 истреблены. См. ком. к 7,20.

Глава 19

19:1–37 Тема святости получает дальнейшее развитие в принципах взаимоотношений с ближними. В этой главе говорится о необходимости соблюдения святости в повседневной жизни человека (см. Введение: Характерные особенности и темы; ср. Мф. 5,48; 1Кор. 11,1;1Пет. 1,16).

19:2 См. статью «Бог есть свет: святость и справедливость Бога».

19 жертву мирную. См. ком. к 3,1; ср. 7,16–18. .19,9,10 Ср. Втор. 24,19–21; Руфь, гл. 2.

19 плата наемнику. Ср. Втор. 24,14.15.

19 люби ближнего твоего. Словом «ближний» называется всякий человек, с которым израильтянин вступает в общение, независимо от того, израильтянин тот (ст. 17) или пришелец (ст. 34). Ср. Мф. 22,39.40; Рим. 13,9.

19:19 Признание установленных Богом границ и различий было одной из сторон святости.

19:21,22 жертву повинности. См. 5,14– 6,7.

19:24 Первые плоды урожая, подобно первенцам, должны быть отданы Богу (Исх. 22,29.30; 23,19), поскольку Израиль является первенцем Божиим и полностью посвящен Ему (Исх. 4,22).

19:27.28 Уродование себя и нанесение увечий телу, созданному Богом, является оскорблением Бога.

19:35 Ср. Ам. 8,5.

Глава 20

20:1–27 Данные здесь предписания Господа повторяют многие из тех, что изложены в гл. 18; 19, однако здесь уже говорится о наказаниях. Возмездием за многие преступления является смерть, в некоторых случаях отлучение от общества израильского (см. ком. к 7,20).

20:2–5 См. 18,21.

20:6 См. Втор. 18,10,11; 1Цар. 28,9.

20:9 Иисус цитирует этот стих в Мк. 7,10.

20:10 См. 18,20.

20:11 См. 18,8.

20:12 См. 18,15.

20:13 См. 18,22.

20:14 См. 18,17.

20:15–16 См. 18,23.

20:17 См. 18,9.

20:18 См. 18,19.

20:19–20 См. 18,12–14.

20:21 См. 18,16.

20:25 См. гл. 11 и ком.

20:27 См. 20,6.

Глава 21

21:1–24 В этой главе Моисей излагает предписания Господа священникам: ст. 1–9 относятся ко всем священникам, ст. 10–15 только к первосвященнику. Священник символизировал человека, в котором был восстановлен образ Божий. Святость такого восстановленного человека в конечном итоге подразумевала его совершенство и физическое здоровье. Поэтому священникам с определенными физическими недостатками запрещалось приносить жертвы (21,17–21). Однако они могли пользоваться причитавшейся священнику долей от жертвоприношений (21,22).

21:1 Святость (жизнь) и смерть несовместимы, поэтому священникам не позволялось никого оплакивать, за исключением ближайших родственников (ст. 2,3).

21:5 Участие в траурных обрядах, предполагавших обезображивание своего лица или тела, также запрещалось.

21:10–12 Первосвященник, как человек выделенный для общения с Богом, должен был избегать всего, что имеет отношение к смерти.

21:13–15 От жены первосвященника также требовалась безупречность (ст. 9). Потомство первосвященника не должно было происходить от вдовы или разведенной женщины (ст. 14).

Глава 22

22:1–33 Господь обучает священников надлежащему обращению с жертвами.

22:3 Всякий, кто, «имея на себе нечистоту», прикасался к святой жертвенной пище, рисковал своей жизнью (7,20.21). Нечистота (смерть) и святость (жизнь) не должны были смешиваться.

22:4–9 Тот же принцип применялся и к священникам, если они становились нечистыми.

22:10–13 В этих стихах разъясняется, кому из людей, находившихся на иждивении у священника, разрешалось есть жертвенную пищу.

22:14 Несвященники, по ошибке съевшие священническую долю жертвы, должны были возместить ее и приложить сверх того еще пятую часть.

22:17–25 В жертву должны были приноситься животные без всякого порока. Это объяснялось тем, что Богу полагалось отдавать только самое лучшее (Мал. 1,8): жертвы были святы, а святость олицетворялась совершенным телом (см. предписания священникам в 21,17–21).

22:23 В случае принесения необязательной «добровольной жертвы», одной из разновидностей мирной жертвы (гл. 3), животное могло быть с небольшими недостатками.

22:27–28 Убийство животного сразу же после его рождения означало неуважение к жизни и поэтому было несовместимо со святостью. То же относится к одновременному убийству животного и его детеныша (ср. Втор. 14,21; 22,6.7).

Глава 23

23:1–44 Господь обращает внимание на календарь святых дней, предназначенный для мирян. Он рассказывает о том, что следует делать в различные дни. В Чис., гл. 28; 29 Он обращается со Своими указаниями к священникам, подробно останавливаясь на жертвах, которые нужно приносить в каждый из этих дней.

23:4–8 См. Исх.,гл.12;13.

23:9–14 Ср. 1Кор. 15,23.

23:26–32 Ср. 16,2–34.

23:33–43 См. Втор. 16,13–17.

Еврейские ежегодные праздники.

Глава 24

24:1–9 Моисей излагает требования Господа относительно елея для светильника

24:2 См. Исх. 25,31–40. и хлебов для скинии.

24:5 В святилище напротив светильника находился стол. На нем раскладывались двенадцать хлебов, которые символизировали двенадцать колен Израилевых. Такое расположение хлебов и светильника говорит о том, что Израиль постоянно находится в свете Божией заботы и благословения.

24:10–23 Моисей подробно рассказывает об одном из случаев богохульства и о его гибельных последствиях.

24 родившийся от египтянина. После многих лет рабства, проведенных в Египте, такие смешанные браки были обычным явлением.

24 злословил. См. Исх. 20,7.

24 положат руки свои на голову его. Это действие избавляло от вины, которая ложилась на всех, кто слышал богохульство.

24:17 Ср. Быт. 9,6.

24 Око за око, зуб за зуб. Иначе говоря, наказание должно быть адекватно совершенному преступлению. Этот закон призван был обуздать чрезмерную мстительность (Быт. 4,24). Однако он не всегда исполнялся (Исх. 21,26.27). Иисус наставлял Своих учеников ради Царства Небесного отвергнуть самих себя, быть терпимыми, прощать других и не искать отмщения (Мф. 5,38–42), памятуя, что в последний день Бог будет судить людей по их делам (Мф. 25,31–46).

Глава 25

25:1–55 Господь дает израильтянам указания относительно владения обетованной землей, излагая законы, препятствующие варварскому обращению с землей и ее обитателями.

25:1–7 Как человеку необходим день отдыха, так и земле нужно некоторое время оставаться под паром. Подобные предписания см. в Исх. 23,10.11.

Другие священные дни Израиля.

25 юбилей. Это был не просто год покоя для земли. В такой год всем обедневшим израильтянам, оказавшимся в должниках у кого-либо, прощались все займы. Земля, которая была продана, возвращалась своему первоначальному владельцу, а рабы получали свободу (23,10.40).

25 возвратитесь... во владение свое. Бог защищает владение каждой семьи. Таким образом, Он оберегает семейный уклад и препятствует использованию дарованного Им владения в целях наживы.

25 Моя земля. Бог дал Израилю землю (Втор. 6,10–22; 8,10–13), но оставил за Собой окончательное право владения ею. Он мог прервать «арендный договор», заключенный с неугодными Ему людьми. Израильтяне не имели неотъемлемого права на владение землей и обладали ею только в пределах, определенных заветом с Богом. Земля не была такой собственностью, которую можно было бы покупать или продавать: она символизировала жизнь с Богом.

25:25 Все случаи продажи, описанные здесь, были вызваны нищетой. Семья не могла продавать землю другой семье.

25:26 В юбилейный год земля должна возвратиться к своему первоначальному владельцу.

25:29 Жилые дома в городе следовало выкупить в течение года, в противном случае они считались проданными навсегда.

25:36 Запрещалось брать проценты с денег, данных взаймы обедневшим израильтянам (Пс. 14,5).

25:39–41 Если кто-то, оказавшись в долгу, продавал в рабство сына или дочь, то они освобождались через семь лет (Исх. 21,2–11; Втор. 15,12–18). В ст. 41 речь идет о задолжавшем человеке, который, продав свою землю, тем не менее, вынужден был продаться в рабство вместе со всей семьей (25,41). Все они освобождались в юбилейный год.

Глава 26

26:1–46 Господь завершает Свои указания израильтянам, обещая им благословение за послушание (ст. 3–13) и предупреждая о проклятии за непослушание (ст. 14–39).

26:3–13 Послушание Богу всегда вознаграждается (Исх. 20,12; Втор. 28,1–14; Мф. 6,4).

26:11 Величайшим благословением является присутствие Бога.

26:14–39 Непослушание Богу приносит страдания (Исх. 20,7; Втор. 28,15–68). Многие отрывки из пророческих книг перекликаются с Лев., гл. 26 и Втор., гл. 28: пророки доказывали, что народ переносит страдания и испытывает Божий гнев из-за своих грехов.

26:40–42 Надежда существовала всегда. Наказание не означало расторжения завета (26,44.45; Рим. 11,1–29). Божий суд над израильтянами свидетельствует о том, что Бог все еще заботится о Своем народе (Евр. 12,5.6).

26:46 Эта фраза является завершающей для гл. 1–26.

Глава 27

27:1–34 Последние Божий наставления касаются даров, которые израильтяне пообещали принести Богу по обету. Иногда люди давали подобные обеты в минуты отчаяния, а затем сожалели об этом и хотели обещанное оставить себе.

27 душу. Левит мог посвятить себя или члена своей семьи на полное служение Богу в храме (1Цар. 1,11). Другие же люди для этого должны быть выкуплены в соответствии с системой оценок, описанной в ст. 3–8.

27:11–13 Животные, которых нельзя было приносить в жертву, не могли быть выкуплены.

27 заклятое. Ср. ст. 29. Вероятно, имеется в виду торжественная и нерушимая клятва, которая произносилась вождями народа (ср. Чис. 21,2).

27 десятина. Десятая часть всей сельскохозяйственной продукции отдавалась Богу, т.е. священническому колену Левия (Чис. 18,21–29; Втор. 12,6–18; 14,22–29).


Источник: Новая женевская учебная библия /под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с.

Комментарии для сайта Cackle