Азбука веры Православная библиотека профессор Фёдор Васильевич Благовидов

профессор Фёдор Васильевич Благовидов

История Русской Православной Церкви

профессор Фёдор Васильевич Благовидов (1865 – после 1911)

Биография

Феодор Васильевич Благовидов – профессор Казанской духовной академии, историк, публицист.

Родился в Симбирской губернии

В 1879 году окончил Симбирское духовное училище по II разряду [1], в 1885 году - Симбирскую духовную семинарию, в 1889 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 15 августа 1889 по 15 августа 1890 года был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре русской гражданской истории под руководством В. В. Миротворцева.

С 10 сентября 1890 по 1 марта 1892 года преподавал гражданскую историю во Владимирской духовной семинарии.

Свое кандидатское сочинение переработал в магистерскую диссертацию «Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II», которую защитил в 1891 году.

10 января 1892 года утвержден магистром богословия. С 1892 года - доцент Казанской духовной академии по кафедре гражданской истории.

С 1899 года - экстраординарный профессор. Состоял членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

В 1899 году опубликовал сочинение «Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й половине XIX столетия», которое 13 февраля 1899 года представил на соискание степени доктора церковной истории. Рецензентами были назначены И.С. Бердников и И.М. Покровский. По совету Бердникова переработал диссертацию и опубликовал ее в 1900 году 2-м изданием, поставив в центре проблему отношений обер-прокурора и Синода. Исследовав влияние обер-прокуроров на церковные дела на протяжении XVIII-XIX вв., он выступил последовательным критиком института обер-прокуроров. Сочинение в 1900 году было удостоено половинной Макария (Булгакова) премии. 11 апреля 1901 года был утвержден доктором церковного права.

Федор Васильевич придерживался либерально-критических взглядов. В 1902 году на годичном акте Казанской духовной академии он прочел доклад «Этюд из истории высшего образования в России в царствование императоров Александра I и Николая I». Содержавшаяся в докладе критика николаевской эпохи едва не привела к увольнению его из академии. После предложения оставить академию он выпросил себе отсрочку, впоследствии дело об его увольнении не возобновлялось.

В 1905 - 1906 годах публиковал статьи в журналах «Православный собеседник» и «Церковно-общественная жизнь» по вопросам веротерпимости, церковных реформ и реформирования духовных академий. Его критические публикации в числе прочего стали причиной того, что 23 февраля 1906 года совет Казанской духовной академии принял решение о лишении журнала «Церковно-общественная жизнь» статуса академического издания.

25 октября 1908 года был утвержден ординарным профессором Казанской духовной академии.

14 августа 1909 года уволен из академии согласно прошению с назначением пенсии.

С 1911 года являлся директором Тифлисских высших женских курсов.

Дальнейшая судьба неизвестна.