Азбука верыПравославная библиотекапреподобный Феодор СтудитИзъяснение Божественной Литургии Преждеосвященных Даров


преподобный Феодор Студит

Изъяснение Божественной Литургии Преждеосвященных Даров

Выслушай, чадо, со вниманием, как должно совершать последование (литургии) преждеосвященных Даров. В других службах священнодействие совершается открыто и торжественно, здесь же, наоборот, прикровенно и печально. Вследствие этого и все последование является более таинственным.

Священник, облачившись в священные одежды, произнесши трисвятое и тропарь дню, прибавив к этому трижды Боже, милостив буди мне грешному, читает молитву над кадилом, становится пред божественной трапезой и, кадя крестообразно, не возглашает Благословенно царство, – так как этот возглас служит как бы знаком победы и нелицеприятного дерзновения, – но (произносит) возглас – Благословен Бог наш, – который является символом смирения и носит характер настойчивой мольбы. В то время как братия исполняют предначинательный псалом, священник прочитывает светильничные молитвы. По окончании того и другого он произносит ектению с обычным возгласом. После этого чтец тотчас же начинает 18-ю кафизму, а божественный тайносовершитель, читая 50-й псалом, уготовляет на жертвеннике освященный прежде св. хлеб. На каждой славе 18-й кафизмы он произносит малую ектению. Когда певец начнет петь 140-й псалом, священник кадит весь алтарь и храм. Во время пения тропарей (т. е. стихир) на Славу совершается вход, но без Евангелия, с одним только кадилом. На чтении паримий братия садятся. По окончании их священник поет «Да исправится» с его стихами, а братия в это время преклоняют колена, как это совершается обычно на молитвах. После входа со святыми Дарами тотчас же затворяются врата. Священник покрывает Дары одним только верхним покровом, который обычно называется воздухом. В минуту возношения он не снимает этого покрова, но, вознося хлеб под ним, возглашает: «Преждеосвященная святая», а потом уже снимает и воздух. В этом, а также и в других признаках указывается таинственный характер жертвы, – она завершается теперь, но освящена уже раньше, она соединена со святою кровью, а теперь к этому присоединяется еще знамение креста. Затем священник, призывая братию к причащению, говорит: «Со страхом Божиим, верою и любовию2. Этот возглас содержит в себе указание на божественный образ животворящей Троицы: словом страх он называет божественную и светоначальную славу Отца, верою – единородного и собезначального Сына и, наконец, любовию – благого и пресвятого Духа. После причащения братий священник возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя». Начертав знамение честного креста, он не оставляет отнюдь божественных Даров на святом престоле, но тотчас же переносит их на жертвенник. После этого священнослужитель читает положенную молитву по причащении. Вот что, чадо, я имею сообшить тебе из своих собственных познаний по этому предмету, равно как и из того, что я узнал у других людей, достигших высшей степени знания в этом деле. Все указанные действия совершаются не только здесь, но и в других службах, как, например, – возглас пред причащением, поставление Даров на жертвеннике, заключение врат, за исключением лишь того, что там хлеб возносится открыто, в начале (литургии) совершается проскомидия и возглашается Благословенно царство Богу, Ему слава во веки. Аминь.



Источник: Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том второй. - СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. - С. 820-822.