Слово на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии*
«Слава благая», по-написанному, «утучняет кости» (Прит.15, 30). Поэтому и настоящее повествование о телесном успении Матери Живота и Приснодевы Марии, бывшей благоуханием пресвятой плоти Христовой, освящает славящих Ее. Помянем же и мы вкратце о приснопамятном преставлении Ее: ибо, воистину, радость – и слышание повествования о нем.
Когда Христос Бог наш восхотел перенести к Себе Матерь Свою, то через известного Ей ангела предвозвестил Ей близость времени Ее успения, дабы смерть, пришедши внезапно, не причинила Ей смущения при отшествии от живых: поскольку разлучение души от тела и великим людям печалит дух. Итак, чтобы, умирая неожиданно, не была встревожена, по естественному свойству тела, и Сама Рождшая всеведущаго Бога, к Ней посылается от Христа ангел с такими словами. «Время Мне, – говорит Господь,– принять Тебя, Матерь Мою. Посему, как Ты, Благодатная, исполнила радости землю и земных, так обрадуй и небесных. Обрадуй жилище Отца Моего, утешь и души святых; ибо они, видя Твое торжественное, в сопутствии ангелов, переселение ко Мне, твердо убедятся, что и их часть будет жить в Моем свете. Прииди же с радованием: радуйся и ныне, как и прежде, поскольку во всем Ты имеешь достоинство имени «благодатная». Как было возвещено Тебе: «радуйся», когда Ты имела зачать Меня, так радуйся и теперь, когда Ты имеешь быть взята Мною. Не смущайся, оставляя тленный мир с его похотьми; Тебя не коснется его тление, поскольку Ты не оставишь сущих в мире без Своей помощи; но, как Я, не будучи от мира, милостивыми очами вижу сущих в мире и управляю ими, так и Твое предстательство не отнимется от мира до его скончания. Пусть не беспокоит Тебя непощадение плоти; Ты восходишь к более живой жизни, к несмущенному миру, к бесстрастным сладостям, к спокойнейшей вечности, к бессмертному наслаждению, к незаходимому свету, ко дню невечернему, ко Мне Самому, Создателю всего и Твоему, ибо где Я – там жизнь вечная, радость несравненная, жительство нетленное. Итак, где Я – там должна быть и Ты, неразлучная Матерь, в нераздельном свете; где Бог – там всякая радость, всякое веселие. Никто, увидевший славу Мою, не возжелает удалиться от нее; никто, вошедший в покой Мой, не станет искать миров, которые погибнут. Спроси у Петра, есть ли сравнение между миром и горою Фавором, когда он был там на короткое время зрителем славы Моей. Когда Ты жила в тленном мире, Я в видениях показывал Тебе силу Мою; когда Ты отойдешь от мира, Я покажу Тебе Себя лицом к лицу. Без скорби отдай земле принадлежащее ей. Вверь Мне Твое тело, ибо и Я предал Свое Божество Твоему чреву. Увидит славу Отца Моего Божественная душа Твоя, увидит славу Единородного Сына Его непорочное тело Твое, узрит величие Святейшаго Духа нескверный дух Твой. Не похвалится смерть о Тебе, ибо Ты носила Жизнь во чреве – оно было Моим сосудом; не сокрушит его сотрение смертного падения, не омрачит его тень тьмы. Прииди с готовностью к Рожденному Тобою. Я желаю по сыновнему долгу обрадовать Тебя, дать Тебе вознаграждение за гостеприимство в матернем чреве, уплату за питание млеком, воздаяние за воспитание. Стяжав Меня, Единородного Сына, сильнее возжелай, Матерь, вселиться со Мною. Я соделал Тебя Деву Материю, Я соделаю мир должником Твоим и еще более прославлю имя Твое, когда Ты преставишься. Я созижду Тебя стеною для мира, мостом для обуреваемых, ходатаицею для грешных и лествицею, могущею возводить человеков к небу. Иди с радостию; отверзи рай, который затворила сродница Твоя – Ева, вниди в радость Сына Твоего. Возляжь в Гефсиманском гробе; не оставлю Тебя надолго сирою в нем; скоро приду к Тебе (как только, по совершении должнаго, Ты будешь положена во гробе) не для того, чтобы быть зачатым от Тебя, как однажды обитавший в Тебе, но чтобы взять Тебя к Себе. Смело положи в месте Гефсимании тело Твое, как Я пред страданием по-человечески преклонил там колена Моего тела в молитве. Как Я тогда, после преклонения колен, вошел к животворящей и вольной крестной смерти Моей, так и Ты, после положения останков Твоих, тотчас будешь перенесена к жизни. Вот стекаются к Тебе и ученики Мои, духовные сыны света Моего, которыми честно и благоговейно Ты будешь погребена; ибо не прилично Тебе быть погребенной другими, а не апостолами Моими, в которых живет и Дух Святой, которые заменят и Мое лицо при честном погребении Твоем, Всенепорочная».
Услышав это благовестие, Богородица возрадовалась радостию великою, совершенно презрев временную жизнь человеческую. И, возжегши много светильников в доме, Она созывает любимых Ею родственниц и соседей, убирает жилище и усыпает цветами Свое ложе (как чертог девственнаго брака), усердно приготовляет потребное для погребения, объявляет о преставлении, рассказывает возвещенное ангелом, показывает и данный Ей залог; то была пальмовая ветвь – символ победы над смертью и образ неувядающей жизни, чтобы Преставляющаяся уверилась, что победит тление, как Рожденный от Нее победил ад. Пальмовой ветвью боголюбезные отроки иудейские потрясали, когда Христос приближался к смерти как имеющий победить ее, и восклицали: «Осанна в вышних»; и так, как там ваии фиников символически предвозвещали победоносную смерть Христову, так и данная Богородице пальмовая ветвь была удостоверением победы над смертным тлением. Созванные и собравшиеся к Ней (Пресвятой Богородице) плакали, умоляя Ее не оставлять их сиротами. Она же говорила им: «Воля Сына Моего и Бога да будет на Мне. Ибо Сей Мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца Моего, и вознесу Его. Сын, плотию рожденный Мною, есть Создатель и Бог Своей Матери. Итак, если вы, будучи родителями смертных детей, не выносите краткой разлуки с ними, то как Я, стяжавшая Сыном Бога и без мужа, нетленно и девственно родившая Его, не паче вас буду побеждаема влечением сердца? Вы получаете друг от друга утешение в потере чад; Я же, удостоившаяся иметь Бога Христа и Сего единородным, как не отъиду с радостью к Нему, вечно живому и дающему всем жизнь?» Когда Она изрекла это, вдруг раздается сильный гром, врывается вихрь с облаком, из которого, как капли росы, ученики Христовы, единодушно собравшись, явились в доме Девы; увидев Ее, они благоговейно поклонились Ей и, получив от Нее весть об отшествии, сказали Ей следующее: «Поскольку в пришельствии мира сего мы утешались, взирая на Тебя, Богородице Самого Христа, то недоумеваем о Твоем преставлении. Но так как и Божественным повелением, и плотским влечением Матери Ты призвана отойти к Богу, то мы радуемся и тому, что прилично исполняется над Тобою, и тому, что последует; ибо мы получаем в Тебе залог вечной жизни и обретаем в Тебе ходатаицу к Богу. И не подобало Матери Божией жить среди рода строптивого и развращенного, но перейти в небесные скинии и нетленные жилища». Говоря это, апостолы плакали неутешными слезами. Она же говорила: «Радуйтесь, духовные дети Сына моего, помяните Его слова, как Он повелел вам во время страдания не превращать радости мира в плач (Лук.23, 28). И когда Я ныне преставляюсь к Нему, не делайте печальною Мою радость, но все погребите Мое тело, как Я положу его на сем месте. Погребаемая же вами, учениками Его, Я буду погребаема самими руками Сына Моего». Между тем приходит и Павел апостол, подвигшийся из отдаленного места проповеди, стучит в двери дома, и ему отверзает двери апостол Иоанн, управитель дома, и принявший, как девственник, девственную Матерь восвояси. Увидев Павла, апостолы возврадовались душою и посадили его на первом месте; с радостью принимает его Дева. Павел припадает к Богоносным ногам Ее и, узнав к чему он прибыл, с великим и слезным рыданием, отверзши учительные уста свои, величественно восхваляет Деву. Вот немногое из этой похвалы: «Радуйся, Матерь Живота и честь моей проповеди! Радуйся, подание моего утешения; ибо, хотя я не видел Христа во плоти, но, видя Тебя, которая послужила облечению в тело Бестелесному, утешаюсь душою так, как бы видел Самого Христа, я насыщаю мое желание узреть Христа, созерцая Твое лице. Доселе я проповедывал языкам, что Ты родила Бога плотию, отныне же буду учить и о преставлении Твоем к Нему, дабы язычники узнали, что их спасение подкрепляется Твоим ходатайством, дабы и они радовались, имея непреложное предстательство пред Богом».
После же того, как Павел произнес многие хвалы Богородице, Дева изрекает всем последнее «прости», возлегает на постланном Ею одре, придает Своему телу вид, какой хотела, испускает как во сне дух; лучше же сказать, в бодрственном состоянии отлучается от тела, соделав Свое тело свободным от тления. И когда, по общему признанию, Она предала Свой непорочный дух Христу и Богу, Петр творит молитву, остальные апостолы поднимают одр на плечи, с гимнами и светильниками честно и благоговейно износя тело Девы в гробницу. На погребение Матери Живота собралось бесчисленное множество народа. Изумлялись внезапному отшествию Ее, дивились и стечению апостолов на воздухе из разных мест; ибо по всему Иерусалиму распространился слух о том, что подобное вихрю облако излило их мгновенно в дом Девы как капли дождя и росы. Впрочем, и тогда некий суетный еврей (ибо они – суета сует, и «в руку их» – всегда «беззакония», Псал.25, 10) потрясает носильный одр, дерзнув напасть на непорочное тело, не поколебавшись низвергнуть воплощенный престол Вышняго; но ему внезапно отсекаются руки, и он делается примером и ужасом для всегда бесстыдствующих против Христа иудеев. Прах приближается к гробнице, но апостолы не дерзнули по высочайшему уважению (каким страхом и благоговением одержимы были) прикоснуться к телу непорочной Девы – сосуду Божию; и никто не приложил рук к Ней, имея пред очами дерзость поставленнаго в пример иудея (верные же из народа старались взять что-либо из относящагося к погребению для своего освящения). Но, по общему решению апостолов, Петр и Павел, взявши свесившуюся с одра плащаницу, положили останки во гробе. Из их рук в виду всех было восхищено тело Девы, и восхитивший его был невидим никому, поскольку это был Бог невидимый; плащаница же показалась легко поднимающеюся на воздухе, «на облаце легце», на том облаке, о котором было пророчество (Ис.19, 1). Ученики узнали явление Христа с ангелами к Матери и, отсюда убедившись, что Она преставлена к Нему, воздали славу Богу в похвале гласа своего и сказали народу следующее: «Мужи израильские! Сие да будет ведомо вам о Марии, по плоти Матери Христовой, что Она, прибывши с нами и вами к сей гробнице, была взята из рук наших. Итак, пусть никто не явится неверующим этому; пусть никто ложно не обвиняет нас ни в похищении тела Христова, ни в похищении Ее останков. Но, если это будет услышано вашим игемоном и архиереями, то сотворите беспечальною истину, а не ложь; будьте свидетелями того, что вы видели. Будьте и вы, приходящие ныне ко гробу, некиими новыми и плотскими ангелами, окрылите ваш язык истиною; скажите и вы: «Вот место, где погребена Дева, но преложена Родительница Жизни Мария; вот и плащаница, но без Той, Которая была завернута в ней». Будьте и вы женами мироносицами для Преставившейся; тецыте, возвестите Ее преложение из живоприемного гроба. Блаженно и ты, место Гефсиманийское, обретшее славу, подобную вертограду Иосифову. Там Петр и Иоанн, притекши и увидев погребальные пелены, уверовали, что Христос воскрес; в тебе же, Гефсимании, все мы, ученики Спасителя, увидели, что Ты погребенная была положена во гробе и преложена; поскольку непреложно, что Ты была взята от очей, когда камень еще не закрыл входа в гробницу, дабы, оставленная без печати и стражей, Ты не дала неверным благовидного повода к предположению похищения. Но вот Она с пением положена во гроб и оставила гроб пустым, и наполнила небеса Своей славой, и имеет упокоение небесной жизни, и обитает среди сладостей Божественных». Таковы слова апостолов о Тебе, Богоматери.
Но поскольку для меня довольно дерзновения в принесенных мною Тебе словах (ибо не достало бы века тому, кто восхотел бы восхвалить дела Твои!), то на этом я окончу хвалу. Помяни христиан – рабов Твоих; подкрепи прошения всех, Надеждо всех! Веру утверди, церкви соедини, воинству споборствуй, мир умири, избавляя всех от бед и искушений, даруй каждому предстать неосужденным в день воздаяния. Ибо к кому иному прибегнем мы? Ты еси предстательница о нас к Богу, Ты всегда творившая и непрестающая творить великое с нами, и свято имя Твое, ублажаемое ангелами и человеками во все роды родов, отныне и до века веков. Аминь.
* * *
С незначительными сокращениями. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVIII, col. 359–372.