праведный Иоанн Кронштадтский

Август

13 августа 1868 г.

13 августа 1868 г. Сколь многомилостив и благопослушлив Господь! Молил я Его всесердечно с верою и упованием крепким, да ниспошлет Он дождь земле, да погасит огонь лесов и мглу дыма рассеет, молил неотступно, несколько раз исполнить молитву мою ради возлюбленного Своего Господа нашего Иисуса Христа – и исполнил Господь прошение сердца моего: 13-го числа во время обедни небо покрылось облаками дождевыми, дым, стоявший месяц сряду, исчез, и пошел дождь. Слава милосердию Твоему, Господи! Слава благопослушливости Твоей, Владыко; слава вере и упованию на Тя, яко верою и упованием вся можем от Твоей благости получити. Благодарю Тя, яко сподобил мя еси непреткновенно совершити Божественную литургию и неосужденно причаститися Божественных и Животворящих Твоих Таин, в мир душевных моих сил. Слава Тебе, милосте бесконечная, Господи Иисусе!

Был у лейтенанта Михаила Васильевича и провел у него час-другой. Умный и добрый собеседник. Говорил о быте сельских священников, о том, как безотрадно поставлены священники во многих приходах, как они мало могут иметь влияния на народ: о средствах сделать священников влиятельными; посылать священников в села из Академии или из Семинарий – лучших, с хорошим обеспечением, как людей семейных; обложить прихожан оброком. Говорили о нужде образования народного; также была речь о монахах, о их образе жизни.

Стыдящимся священнического благословения и крестного знамения. Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий... [Мк. 8, 38]; не восхотел благословения, – оно и удалится от него... [Пс 108, 17]; я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [Гал. 6, 14]. Приидите, благословенные Отца Моего... [Мф. 25, 34]; идите от Меня, проклятые (отвергавшие благословение) [Мф. 25, 41]. Не благословение – так клятва. Если не хотите благословения, то клятву преподать вам? Разве пустая церемония и форма – крестное знамение? О, нет: сила Божия для приемлющих оное с верою. От знаменующихся крестным знамением бежат бесы – а в незнаменующихся они живут, как в своих домах.

Проскомидия – сокращение, обзор всей литургии, или приготовительная часть ее. Части святых вынимаются из средины – из надписи: ИИСУС ХРИСТОС НИКА, потому что они написаны в Господе и победили Его благо датию грех.

14-го августа утреню всю совершил бодро и царский дом по именам выговорил бодро, смело, непреткновенно; литургию тоже совершал бодро. Только при совершении Святых Даров, читая молитву Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа, я вспомнил о старце – генерале отставном Репине (тесть О-кого) – и смутился почему-то духом, и не мог призывать спокойно Святого Духа, и очень уязвился сердцем. О, это подобострастие знатным во время литургии и вообще во время службы! Как оно глупо! Во время ли обедни надо думать о угождении человеку? Не плоть ли он и кровь? Не иметь ни малейшего на лица зрения в церкви: всех считать равными. Просфорами не баловать.

Накануне тех великих дней или в самые те дни, в которые по намерению Церкви и слова Божия мы должны быть особенно возвышенны духом и небесны, – диавол все усилие употребляет к тому, чтобы унизить, подавить, смутить дух наш какими-нибудь житейскими дрязгами, враждою на ближнего из-за самых пустых вещей (из-за куска хлеба, сахару) или прочими страстями. Христиане! Внимайте себе: накануне праздников старайтесь особенно быть возвышенными, небесными, вникайте в сущность праздника, какой предмет его, чему он вас поучает – на что устремляет ваше внимание, какую цель жизни вам указывает и пр. В противном случае враг вашего спасения будет занимать ваши мысли и сердце своими земными предметами, к своим адским целям будет устремлять вас, будет всячески рассеивать ваш ум мирскими делами. Праздники Христовой Церкви имеют нравственно-воспитательное значение, имеют целию научить нас жить Евангельски, христиански, иметь христианский образ мыслей и расположение, да плотские похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся ко благоугождению Господа и мудрствующе и деюще

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить всенощную в Соборе на день Успения Богоматери непреткновенно, бодро, с силою и искренностию до конца. Благодарю Господа, яко на литургии в этот день путешественную молитву о царе прочел твердо.

Доселе к удовлетворению жадности своей плоти я огорчался и кричал на нищих, когда они часто подходили ко мне, и безумен я был, поступая таким образом. Отселе даждь мне, Господи, с радостию давать требуемое бедным, если могу, а если не могу, то не огорчаться и не раздражаться.

Что за злонравие, что за самолюбие мое! Себе не жаль денег – и значительной суммы на не очень нужную вещь (например, на новую трость), а нищему жаль безделицы, нескольких копеек. Сломал я трость и просил токаря Раковского сделать новую за 3 рубля, и с радостию жертвую этими деньгами за вещь свою – а нищему сверх 12-ти копеек надо было еще прибавить, может быть, столько же – и жалко было, и не дал, хотя и ждал нищий у забора против окошек моего дома; огорчился на него, что он стоит, – а как не стоять и не ожидать подаяния, когда оно очень нужно? О, самолюбие, самолюбие! Ты любишь покупать книги – хорошо, но иногда не совсем, потому что и тут может проявляться любостяжание, а лучше – нестяжательность и милостыня. Подай милостыню бедному – вот тебе и книги, да еще и книга-то священная, весьма полезная, поучительная.

Плоть тем более беснуется страстями (например, жадностию, скупостию, любостяжанием, блудом, раздражительностию, злобою, завистию, непокорностию, своенравием и пр.), чем более она пресыщена; чем более она постится, бдит, трудится, тем более укрощается. Потому пост и молитва необходимы христианину.

Что ты гражданин небесный и член мира духовного, это ты являешь молитвою – своею беседою с Богом, Богоматерию, святыми Ангелами, святыми человеками, участием в Таинствах веры.

И то мне грех, что миром и святым елеем неблагоговейно, невнимательно, спешно помазывал; крестное знамение невнимательно и неблагоговейно, без веры и любви в сердце изображал на младенцах молитвуемых, крещаемых, воцерковляемых, – также при благословении людей, особенно нищих; неохотно, невнимательно и неблагоговейно произносил слова молитв и пр.

Какие мысли высокие мне приходили в церкви общественной (в Думе) на всенощной 17-го августа при каждении и стоянии у Евангелия? Как мне представилась живо картина благодеяния Божия к человекам? Богослужение, Таинства, блага вещественные, временные.

Себя считай первым грешником в доме твоем и вне его, – недостойным куска хлеба, и не огорчайся ни на кого, кроме себя. Всячески смиряй себя. Помни, что ты живешь на месте, заслуженном отцом жены твоей и свояченицы. Ты гость у них – они у себя дома.

Пища и питие, употребленные сверх потребности, оказываются для тела сором и навозом, вредно действующим на весь организм телесный и на самую душу; от этого бывает сильный зуд в теле, тошнота, нервная раздражительность. Особенно мало нужно вкушать на ночь.

Человек, курящий табак, нимало не приносящий ему пользы, а напротив, вред и вовсе не соответствующий его природе, поступает хуже бессловесного животного, которое, водясь инстинктом или, проще сказать, природою, употребляет только то, что насыщает его, что полезно ему или вовсе не знает таких излишеств, таких безумных, противуестественных употреблений. А человек, по слову пророка, отвешивает серебро свое на то, что не насыщает [Ис. 55, 2].

Смотри, как грех разновидный влечет тебя – то к сластолюбию, жадности, скупости, нечистоте блудной, то к злобе, мщению, грубости, непокорности, зависти, то к недовольству собою и людьми, унынию, тоске, то к лености и бездействию. Непрестанно надо бороться с грехом в разных его видах.

Пусть смеются над тобою, противятся тебе, когда ты находишься под влиянием какой-либо страсти, – нимало не обижайся на смеющихся и противящихся, ибо они делают тебе благо; распни свое самолюбие и сознай неправоту, заблуждение сердца твоего. Но горько сожалей о смеющихся над словами и делами веры, благочестия, правды, о противящихся добру, которое ты делаешь и которое хочешь насадить в других, – но да сохранит тебя Бог озлобляться на них, ибо они жалки и достойны слез. (Слава Тебе, Боже Спасителю мой, избавивый меня от тиранства страсти по молитве моей.) 19 августа 1868 г. 11 часов вечера.

Мы блаженны и тогда, когда живо сознаем и чувствуем в покаянии свою греховную мерзость, а Твою – святость, о Владыко Господи; свою злобу, а Твою – благость; свою неправду, а Твою – правду; свою злую изменчивость, а Твою – всеблагую неизменяемость; свое бессилие, а Твою – силу; свое безумие, а Твою – премудрость; свое невежество, а Твое – всеведение; свое ничтожество, а Твое – бесконечное величие; свою эфемерность, а Твою – безначальность! Владычице Богородице! Мы блажены и тогда, когда сознаем и чувствуем свою греховность, а Твою святость; свою злобу, а Твою благость; свою неправду, а Твою правду; свою злую изменчивость, а Твою всеблагую неизменяемость; свое бессилие, а Твою силу; свое безумие, а Твою премудрость; свое невежество, а Твою премудрость; свое ничтожество, а Твое величие. Да будем же мы всегда искренни и справедливы и относительно себя и относительно Твоей Пречистой Святыни.

Отчего мы очень скоро забываем обиды сатаны и его аггелов, ежедневно причиняемые, а иногда даже и не подозреваем его обид, – тогда как обиды ближнего помним долго? Оттого, что диавол действует всякое зло в нас тайно, под прикрытием, и мы часто не подозреваем его в себе, а если и знаем, что он злодействует, то озлобляемся на него только в это самое время, а после, так как он не действует на нас, мы, по естественной доброте, забываем его обиды.

Господи, даждь мне благодать не озлобляться ни на мгновение на созданного по образу и по подобию Твоему и не осквернять себя вовеки этим смрадом адским, равно как и не любодействовать ни оком, ни мыслию, ни воображением, ни словом, ни делом.

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости , но в явлении духа и силы [1Кор. 2, 4].

Не стал... советоваться с плотью и кровью... [Гал. 1, 16].

Молитва верующих должна быть живою беседою душ их с Господом Богом; для этого они должны понимать содержание всех чтений и песнопений церковных, равно как и сущность, характер и цель всего богослужения, во время которого они присутствуют.

Благо мне в храме Бога моего: и молится, и плачется – и так легко, легко66.

Благо мне в храме, когда я беседую вседушно с единым Богом и бываю весь в Нем, а Он во мне.

Надобно, чтоб богослужение переживалось сердцем и обращалось в жизнь.

Составить Священную Историю Ветхого Завета [приспособительно] к потребностям нынешнего времени (сребролюбие, сластолюбие, одеждобесие, честолюбие, роскоши, все сласти). Историю Нового Завета и Церковную – то же.

Грех есть насильник – он непрестанно насилует душу разными страстями: то блудном, то сластию чревною, то любостяжанием, то завистию, то унынием и прочими страстями, – так что непрестанно нужно бороться со грехом. И как просто, сильно и быстро уязвляет грех! Как искра, падающая на удобовозгорающееся вещество, тотчас зажигает его, так грех, как искра, павши в сердце, подверженное тлетворным страстям, тотчас зажигает его адским пламенем.

Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко удивил еси милость Твою на мне, грешном, и даровал еси мне совершить литургию, сие Ангельское на земле служение, с силою многою, непреткновенно и причаститься Божественных Твоих Таин неосужденно. Ты внял молитве моей о сем дома пред обедней. Благодарю Тя, яко возмогаю в державе крепости Твоея [Гал. 6, 10]. 25 августа 1868 года. Воскресение.

Чем отличается человек от животного? Тем, что ему дан разум, воля, что ему даны заповеди или что он имеет завет с Творцом, что его душа вечна: будет или вечно жить, или вечно мучиться.

В храме, в его устройстве и богослужении изображаются и рай, и все судьбы рода человеческого, и блаженство, и погибель вечная. Алтарь – рай, или небо и Царство славы; самый храм – землю, или Царство благодати; притвор – мир. Что означает вечерня и утреня? Что литургия? Основания богослужения в Священном Писании, особенно в Посланиях святого апостола Павла. Богомудрое и многознаменательное размещение икон в церкви: в иконостасе и на вратах царских, северных и южных. Помяни слово Премудрого: обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание... Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя [Притч. 9Г 8 – 9]. Ты принадлежишь к числу последних. Это стыдно.

Твое озлобление на обличителей и наставителей означает то, что ты действительно нехорошо делал свое дело и что при всем этом ты еще слишком самолюбив и горд и не терпишь наставления. Обличающий нечестивого – пятно себе [Притч. 9, 7]. Благодарю Тя, Господи, яко даровал еси мне сие сознание.

Долг христианина – горе зреть и сердце иметь, земное презирать, врагов любить. Кто это делает, тот блажен и близок к Царствию Божию.

Огня, огня сердечного Господь хочет от нас на молитве и во все время жития нашего, того огня, о коем Он сказал: Огонь пришел Я низвести на землю [Лк. 12, 49], того огня, который снисшел на апостолов в день Пятидесятницы [Деян. 2, 3], того огня, который восхитил пророка Илию на небо [4Цар. 2, 11]. Но этот огонь всемерно старается погасить в тех, в ком он возгорелся, сатана. Чем погашает он? – Сластями житейскими. Итак, в ком есть этот огонь, тот всемерно храни его, как можно чаще беседуя в молитве славословия, благодарения и прошения со Христом и воздерживаясь от сластоядения и многоядения.

Я отогнал вчера от себя нищего: окаянный, я отогнал Самого Христа. Что ты гонишь Меня? [Деян. 9, 4]. Каюсь, Господи, помилуй.

Чем больше поражается скорбями дух наш, тем больше он оживотворяется, ибо дух наш пробуждается от духовной смерти скорбями, смертями, так сказать. Многократно при смерти... Мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей [2Кор. 11, 23; 4, 11]. Итак, умирай плоть, скорби душа, да в жизнь духовную воспрянешь. Соборное служение для меня скорбь, теснота, исчезновение, болезнь. Ужасная теснота от злых духов! Просто смерть! Все как в иглах, или внутрь всего меня будто иглы острые бодущие. Лиц царствующего дома не мог всех выговорить от непонятного смущения.

Все, которые искренно искали благословения Божия чрез священника в этой жизни и смиренно принимали его, услышат на Страшном Суде вожделенный глас: приидите, благословенные Отца Моего... [Мф. 25, 34], а пренебрегавшие им услышат: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный [Мф. 25, 41]. Ибо кто не восхотел благословения, от того оно удалится [Пс. 108, 17] и тот подпадет проклятию. После этого хотите – гордитесь, хотите – смиритесь.

Связь истории церковной с Историей Ветхого и Нового Завета. Практически преподавать ее.

Велика и превелика язва наша греховная, ибо не только не сознаем мы ее, но и вооружаемся на врачующих ее, как на врагов своих, питаем к ним вражду и ненависть.

Благодарю Тебя, Многомилостиве Господи, за дела Твоей силы, непрестанно во мне невидимо совершаемые, за непрестанные чудеса помилования, очищения, освящения, обновления, укрепления. Не престай, Господи, миловать создание Твое.

Лукавый человек, вместо того чтобы исправляться по обличении, измышляет оправдание в своих грехах, опущениях, нерадении, лености и чрез то более и более закосневает в них. А ему надо бы немедленно приступить к поправлению дел своих.

Владычице, Прибежище всех христиан, и Ты будь прибежищем, хоть для некоторых бедных и несчастных.

Блаженны алчущие и жаждущие правды [Мф. 5, 6]. Положим, что тебе стужают67 скверные и хульные помыслы и ты отвращаешься от них всем сердцем и желаешь, алчешь, так сказать, выхвалить по достоянию68 Пренепорочную и радуешься, вторя Ей похвалы, – ты алчущий и жаждущий правды. Положим, тебя борет гордость – и ты, ненавидя ее, алчешь смирения, или злоба – и ты алчешь благости, или зависть – и ты алчешь добродетельства, или скупость – и ты алчешь щедрости, или раздражительность – и ты алчешь кротости и незлобия, или нетерпение – и ты алчешь терпения, или малодушие и страх – и ты жаждешь великодушия и мужества, или уныние и отчаяние – а ты ищешь упования и радости, или леность, расслабленность, сонливость на молитве – а ты алчешь труда, собранности и бодрствования, – ты принадлежишь к числу алчущих и жаждущих правды и насытишься всех этих и подобных добродетелей.

...Возжелеющих вас за премногую благодать Божию на вас [2Кор. 9, 14]. Вот отчего любят рабов Божиих люди или народ православный – ради благодати Божией, почивающей на них: да будет; буди слава благодати Божией.

Сласти производят напасти.

Картофель делает сильную тесноту, если неумеренно поесть его. Золотушным очень вредна.

Лучше последнее отдать нищим в надежде на Бога, нежели озлобляться на них и в гневе и ярости толкать их, кричать на них или бить их. Отвергнуться надо себя ради Христа, как Христос ради спасения нашего отвергся Своей небесной славы и всего истощил Себя, снисшедши до креста, смерти и погребения. Презирать надо огненные иглы, или стрелы противника разжженные.

Против ближних наших возбуждает и вооружает нас всезлобное чрево наше, которому давно в послании святого апостола Павла предсказано упразднение, то есть уничтожение [1Кор. 6, 13]. Вся война из-за чрева.

Диавол, как острыми и огненными бодцами69, возбуждает и нудит нас ко греху – к злобе, гордости, зависти, жадности, скупости, сребролюбию, одеждолюбию, сластолюбию, непокорности, лености, нетерпению, унынию, лжи, неверию, отвращению от святости. Надо переносить великодушно это бодение70 и молиться Богу. Когда искренно помолимся Ему о избавлении от этого бодания, или заколения, стреляния, тогда бодцы, или стрелы, огонь, исчезает, и на душе становится мирно, покойно, просторно, радостно.

Во всяком худом поступке или худом желании, помышлении надо сильно жалеть о том, что мы делаемся соучастниками диавола, рабами его и врагами Божиими.

Вы бо есте церкви Бога жива [2Кор. 6, 16]. Изучая церковную историю, сами будьте или старайтесь сделаться церквами Бога живого – для того и в церковь ходите, для того и церковную историю учите.

Бывая в храме, помните, что вы находитесь в живом присутствии Господа Бога, стоите пред лицем Его, пред очами Его, в живом присутствии Божией Матери, святых Ангелов и церкви первородных [Евр. 12, 23], то есть всех святых: праотцев, пророков, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и праведных и всех святых. (Молитва Спаси, Боже, люди Твоя...) Память и чувство этого всегда имейте, бывая в храме, и стойте с благоговением, охотно, сердечно участвуя в богослужении.

Отчего многие, хорошо выучив науку о богослужении, вовсе не ходят к богослужению или стоят небрежно, разговаривают, крестятся и кланяются лениво, нерадиво, прежде окончания Богослужения выходят вон?.. Отчего благословением священническим пренебрегают?

Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды [Мер. 2, 13] (театры, романы, светские песни, вечеринки, карты). Представить душевную выгоду от посещения святого храма и от сердечной молитвы (очищение, мир, сладость, пространство сердца, свет духовный). Кто ходит в церковь, тот избежит муки вечной, если усердно и разумно участвует в богослужении. (Престол Судии.)

Господи! да не погибнет драхма Твоя, то есть душа моя, по образу Твоему сотворенная.

Священник, знающий хорошо дух Господа своего и Нового Его Завета, должен искать горних сокровищ, горних почестей, а не земных, – горнего света, а не прельщаться земным блеском, отвращающим сердечные очи от нетленного света.

Где нет греха между людьми? Везде грехи: на грехе замешено все человечество, и ты сам, и я. Итак, спокойно, терпеливо переноси коварство, злобу, зависть, осуждение, клевету, насмешки от других, но сам всемерно избегай всякого греха, сражаясь с ним до смерти. Господи, помоги!

Человек, подверженный страстям и проявляющий их, достоин жалости, а не озлобления и мщения.

Епископский и иерейский сан – обожение: и сами обожены и чрез них обожаются верные люди посредством Таинств, особенно чрез причащение. Какое почтение прилично священству! Какую силу имеет благословение священников!

Не пренебрегать малым: от пренебрежения малым бывает большое падение или пренебрежение весьма важными делами и потеря спасения. Так, пренебрегающий священническим благословением и молитвою домашнею отвыкает и от общественного богослужения и пренебрегает им. Начавший пить вино или курить табак, играть в карты понемногу и нечасто начинает мало-помалу пить, курить, играть много и часто; ослушник в малом делается ослушником и во многом. Прекрасно научает этому Спаситель, говоря: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом [Лк. 16, 10]; ленивый в малом ленив и во многом; гордый немного сделается незаметно большим гордецом, если вовремя не познает своего греха и не позаботится исправиться; немного жадный и лакомый сделается мало-помалу чревообъястником; завидующий в малом позавидует и во многом или завидующий немногим позавидует многим и всем будет завидовать. Пренебреженная искра часто обращается в огромное пламя, истребляющее целые города или леса. Всякий грех есть семя, которое разрастается и бывает древом, так же как добродетель из малого, наподобие горчичного, семени разрастается в древо велие.

Бежи всего, что удаляет душу и помыслы сердечные от Бога, возмущает, волнует, омрачает и приковывает к земле, склоняя ум и сердце к дольнему мудрованию.

Мы в родстве с Богом, Царицею Небесною, с Ангелами и со всеми святыми. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем [Еф. 2, 19 – 20]. Как вести себя надо христианину!

Я – орудие Церкви, которая есть столп и утверждение истины [1Тим. 3, 15], и сам должен быть столпом, твердынею истины в слове и деле.

Богослужение внушает уважать священнослужителей и священнослужение, освящаться им и вносить его в жизнь, то есть исправлять сердце, проникаться им во всех делах. Внушает, что Бог седит на престоле и внимает и зрит непрестанно на сердца, и судит.

Цель литургии – да возможем разумети превосходящую разум любовь Христову и причастимся святыни Его, да скровны и стелесны ему будем, от плоти Его и от костей Его [Еф. 5, 30].

Церковь, иначе род христианский, – стадо Христово, наследие Его. Пастыри! Как высоко ваше звание! Как велики ваши обязанности!

Стихия рыбы – вода; стихия Ангелов – Свет Троичного Божества, славословие непрестанное; стихия христианина – молитва, общественное богослужение, богомыслие, чтение слова Божия.

Какое отношение между театром и Церковью? – Как между ложью и истиною, как между тьмою и светом, как между царством мира и Царством Божиим. Театр – служение миру прелюбодейному и грешному и самому лукавому, внушающему любить мир и яже в мире, вопреки Евангелию, которое говорит: Не любите мира f ни яже [рус.: ни того, что] в мире [1Ин. 2Г 15]. Богослужение возрагцает, возгревает и питает веру, упование христианское и любовь. Без него они замерли бы и погасли.

Алтарь – небо, храм – земля, притвор – преисподняя. Гора Господня – алтарь. Как члены Церкви, вы приходите в Церковь, в общество святых; Церковь воинствующая соединяет с Церковью торжествующей.

Каждый день да будет ступенью восхождения на небо, а вся жизнь – лествица к небу.

Ежедневно призываем Отца Небесного и просим у Него разных духовных и вещественных благ словами молитвы Господней, как помышляющие о Отце Небесном и Отечестве Небесном и имеющие к Нему сыновние чувства, как заботящиеся о святости, о Царстве Божием в сердцах своих, о исполнении воли Его, как надеющиеся от Него получить все необходимое к жизни, как жаждущие прощения грехов и желающие сами прощать обиды и не быть злопамятными, как удаляющиеся от искушений и грехов и ненавидящие лукавого и лукавства его, – так ли все это на самом деле? Действительно ли мы всего этого желаем искренно? Действительно ли желаем сделаться такими, какими изображает нас, какими хочет сделать нас молитва Господня или, лучше, Сам Господь? Поверь всякий сам себя и узнай, искренно ли он молится? И если не искренно, то чего он должен ожидать за лицемерную молитву?

И на людех Твоих благословение Твое [Пс. 3, 9]. Нет благословения на отвергающих благословение священническое.

Вникай непрестанно в тайну Креста.

Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа [2Тим. 2, 19]. Кому это говорится?

Нетленный дух (безгрешный) соделывает нетленным и тело (мощи святых). Ревнуйте о нетлении. Тление – грех, семя тли.

Молитва домашняя и общественная, свято соблюдаемая, вносит жизнь, порядок и здравие во все члены наши: мир, тишину, свет, благоустройство, силу в душу нашу; кротость, смирение, незлобие, чистоту, справедливость в отношения наши к ближним; правильность, энергию в исполнение наших общественных обязанностей. Бесчисленная польза от искренней молитвы и постоянной. Как же после этого не молиться?

Получит ли тот небесное веселие (удостоится ли), кто гоняется за земными увеселениями?

Благодарю Тебя, Многомилостивого Господа Бога моего, даровавшего мне дар умиленной молитвы со слезами во время всенощной на день святого благоверного великого князя Александра Невского; Благодарю Тебя, яко даровал еси мне мирно и непреткновенно совершить Божественную литургию соборне в день святого благоверного князя 30 августа и причаститься неосужденно Божественных Таин и во время молебствия стоять премирно71. Благодарю Тебя, яко утешил мя еси и упокоил еси мя, когда я, огорченный и стесненный в сердце, возвращался от эконома гимназии Александра Павловича, имея нечто на директора и отца Павла Ламанова за обиды их, как мне казалось. Лишь я сказал в сердце: кто может меня изобидеть, когда Господь со мною, когда Он защитник мой, – как мне вдруг стало легко и совершенно покойно, и я тотчас же в душе возблагодарил Господа за дарование мне правых помыслов и чувств и за мир душевный.

30 августа.

30 августа. Вечер. Исповедую милость, явленную мне Богом моим: во-первых, по молитве моей Он даровал мне совершить громогласно брак; от своего малодушия и лукавства сердца только четыре раза преткнулся – на словах обручается раба Божия Фекла и пр., смутившись от обнаженной слишком груди, и потом на словах благословения: да исполнит вас всех сущих на земли благих и пр.; потом на словах: подаваяй сочетавающимся ко общению брака, и на словах: яже благоволил ecu сочетаватися друг другу...

Благодарю Господа, отъявшего по молитве моей лукавство сердца моего и даровавшего внутрь меня благодатную, животворную струю благодати Духа Святого. Я говорил Господу внутрь: Господи! се лукавство мое, как река, увлекает меня: отыми от меня лукавство мое. Речь у нас была о устроении сестры Анны Константиновны и о поездке ее в Кишинев. После милости Господней, отъявшей мое лукавство и мою неискренность, мое злорадство, я усердно помолился Господу на коленах о устроении ее, чтобы Он Сам, всеблагой и Самоблагой, Отец щедрот, благоустроил судьбу рабов Своих Григория и Анны. Благодарю Господа моего, что Он и у Стрельниковых спас меня! О, Спаситель мой! Везде, везде Ты спасаешь меня, везде милуешь меня, везде благотворишь мне, везде являешь силы Свои на мне, растленном, окаянном грешнике. Славлю благодать Твою, милосердие Твое, щедроты Твои. Сила Твоя совершается в немощи [2Кор. 12, 9].

Сегодня много именинников: приподнимаю мысленно завесы в домах именинников и что вижу: картежную игру, празднословие, ядение и питье, и только. Кто знает житие своего святого? Кто озабочивается подражать ему и достигнуть небесного отечества подобно ему? Решительно никто.

У Стрельникова говорили о молодом поколении, что в церковь не ходит, дома не молится Богу, праздников не знает и не наблюдает, родителей не почитает, дома скучает и дома не держится, родством пренебрегает.

Господи Сердцеведче, благодарю Тебя за дар молитвы, данный мне по молитве моей во время всенощного богослужения на 1-е сентября на день воскресный. Христе, Свете истинный не выговорил до конца, но до слов: да знаменается, хотя два раза повторил молитву сначала. Пакостит враг; впрочем, по милости Господней не успеет.

О храм святый! Сколь благо, сладостно в тебе молиться! Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих, пред престолом твоим и пред Лицем Седящего на нем? Поистине, душа тает от умиления молитвенного и слезы по ланитам струятся, как вода. Сладостно молиться за всех.

Братия! Многие из вас не молятся: как не молиться, я недоумеваю, имея такого милостивого и скоропослушливого Владыку, легко приклоняющегося к нам на милость? Оттого многие из вас находятся в постыдном плену страстей: блуда, пьянства, сластолюбия, сребролюбия, неверия – и погибают! Между тем как молящиеся восходят от силы в силу, от любви в любовь, от веры в веру.

Вы, учителя внешних наук, имеете дело с стихиями мира сего или с стихиями слова, а мы, учители веры и закона Божия, с жизнью небесною, с Самою Ипостасною Мудростию и руководим к жизни вечной посредством заповедей Божиих.

Благодарю Тебя, Господи, за непреткновенное совершение литургии (кроме молитвы о путешествующих все хорошо было), и за дарование силы выговорить все лица царствующего дома на великом входе, и за дарование слова к произнесению во время литургии. В начале литургии была сильная напасть от врага.

И то великая милость Божия от причащения Животворящих Таин, что по достойном их принятии все люди покоряются под мя, уважают меня, самые враги из волков делаются агнцами, – вот Божественный дар! И я сам бываю премирен! О, Божий дар!

Если Творец определил создать человека по образу Своему и по подобию, то Он должен был создать его свободным (потому что свобода – свойство Божие), и всякий человек, как образ Божий, должен творить волю Божию, хотение Его, иначе он не будет образом Божиим; и первые люди должны были получить от Бога какую-либо заповедь, как существа с свободною волею, чтобы показать опыт свободного исполнения воли Божией и упражняться постепенно в исполнении ее для укрепления свободы в добре и свободной покорности Творцу.

В служебную неделю мне почти совсем не надо есть дома, а довольствоваться одними Святыми Тайнами, да и потребности очень мало в обыкновенной пище и питье. Когда я излишно несколько поем на ночь – горе мне бывает.

При виде или при слухе чьего-либо несчастия, например пожара, болезни или смерти, смотри, нет ли у тебя в сердце лукавого злорадства, не говоришь ли ты внутренно: так ему или им (пострадавшим) и надобно – они были горды, несправедливы, злы и подобное. Это злоба твоя. Чужое несчастие, чужую напасть считай за свою и принуждай себя искренно сочувствовать бедствию ближнего, да и чист ли ты сам от страстей, что так категорически присуждаешь других к наказанию Божию, а себя выгораживаешь? Не тебя ли так первого надо было наказать?

Любишь ли правду и изволяешь охотно терпеть за нее, не гонишь ли, не ненавидишь ли тех, кои говорят тебе правду, обличают твои грехи, выговаривают тебе за твои опущения и представляют неудовлетворительным твое служебное дело?

Благодарю Господа, укрепившего меня нынешний день совершить литургию единолично, бодренно, громогласно, непреткновенно. Весь собор был на погребении Василия Павловича Камныкова (3 сентября). Сегодня начались у меня классы. Начал хорошо. Был у инспектора. Очень ласково принят.

Ты ищешь ношения на персях креста с распятием Господа! Не для блеску ли, не для суетной ли славы этого ищешь? Сделался ли ты учеником Распятого в кротости, смирении, незлобии, нищете ради Бога и ближних, в терпении? Научился ли полагать жизнь свою за ближних: жаждешь ли спасения их, как жаждал Господь Иисус Христос? Распинаешь ли свою плоть со страстями и похотями? Мудрствуешь ли горняя? Презираешь ли дольняя, земной блеск, земную славу, земные сокровища, земной простор и услаждение чувств?

Что ты малодушествуешь касательно своего дела и боишься своих товарищей, делающих тебе козни и препятствия? Разве не Я – Господь всей земли и живущих на ней? Разве не в Моей державе все бывающее? Имей мир во Мне и делай дела своего звания. Я пекусь о тебе. Страсти мечтательные отбрось: Я не могу быть в сердце страстном, суетном. Я люблю быть в тех, чье сердце всецело предано Мне, любит Меня единого и во Мне находит всякое сокровище, всякую славу, красоту, блаженство, презирая славу земную, сокровища мира, в чьем сердце не живет мир сей, а живу только Я. О Господи, даруй же мне Себя вместо всех благ земных, ибо Ты – истинное, простое, совершенное благо вечное, все же блага земные обманчивы, тленны, грубы и не насыщают бессмертного духа.

Божественная литургия есть Божественная Тайна – срастворение человечества с Божеством в Пречистых Тайнах Плоти и Крови Христовой, брак Царского Сына с верными душами.

Поторопился сегодня (5-го числа сентября) на литургии и на молебне, чтоб поспеть раньше в гимназию, и делу повредил и себя посрамил: лиц царствующего дома не выговорил из-за духа поспешности и стремления и на молебне Евангелие не мог дочитать и спокойствие духа потерял: диакона оклеветал ненамеренно вместо того, чтобы ничего ему не говорить и терпеть ради Бога. Впредь наука – не торопись при богослужении. Повредил себе и тем, что надлежащего духа не имел в классе – в тесноте и смущении был и преподаванию Закона Божия повредил. Согрешил. Безответен.

Девица Екатерина Лебедева (дочь Марьи [Арсеньевой]) благодатию Святых Таин оправилась от тяжкой и продолжительной болезни; девушка в доме Архипа Кузьмича или Феоны – тоже.

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, яко малодушие мое отъемлеши, от страстей моих происходящее, и мир Твой с свободою духовною даруеши. Милости пучина, слава Тебе!

* * *

66

С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко!!! (М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Молитва», 1839).

67

Стужают (церк.-слав.) – докучают, досаждают.

68

По достоянию (церк.-слав.) – по достоинству, достойно.

69

Бодец – острие, шип, терние.

70

То есть уязвления.

71

Премирный (церк.-слав.) – находящийся выше земного мира, небесный.



Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 13 : 1867-1868. - 2008. - 275 с. ISBN 978-5-902112-61-7

Вам может быть интересно:

1. Дневник. Том XIV. 1868-1869 – Июнь 1869 г. праведный Иоанн Кронштадтский

2. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Лесть преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

3. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

4. Дневники. Том IV, 1899-1904 гг. – 1900 год равноапостольный Николай Японский (Касаткин)

5. Письма – 8. При раздражительности смиряйся, укоряй себя и кайся. Если перейдешь в другую обитель, получишь большую скорбь преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Собрание сочинений. Том 3 – Речь Благочестивейшему Государю Императору АЛЕКСАНДРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ пред освящением храма, сооруженного на месте чудесного события... архиепископ Амвросий (Ключарев)

7. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Прощение святитель Димитрий Ростовский

8. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ПЕРЕМЕНА ОБИТЕЛИ святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о церкви – Заключение протоиерей Александр Лебедев

10. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ИЗОБРАЖЕНИЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Комментарии для сайта Cackle