праведный Иоанн Кронштадтский

ИСТИНА

Истина – основа и многоразличие всего, что ни сотворено, и в твоих делах (внутренних и наружных) истина да будет основой всего, особенно – основой молитвы; пусть на истину как на основу нанизывается вся жизнь твоя, все дела твои, все мысли и желания твои (6).

* * *

Духом и истиной покланяйтесь Богу (ср. Ин. 4:23). Истиной – например, ты говоришь: да святится имя Твое. Есть ли в тебе действительно желание, чтобы имя Божие святилось добрыми делами людей и твоими? Ты говоришь: да приидет Царствие Твое, – желаешь ли ты в самом деле наступления Царствия Божия, желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха, не охотнее ли ты желаешь жить во грехах? Говоришь: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, – не ищешь ли ты скорее своей воли, чем Божией? Ей, так! Говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь, – не говоришь ли ты в сердце своем другое: мне не нужно просить у Тебя этого, я имею без прошения, пусть так взывают неимущие, или с жадностью ищем многого и не довольствуемся малым или тем, что Бог дал нам, не благодарим за то, что имеем, а надо благодарить. Просишь в молитве Бога: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, – а сам не думаешь ли: я не Бог знает какой грешник, я, кажется, живу не хуже других, и нет мне нужды просить оставления долгов моих или грехов, – или, молясь, не имеешь ли ты какого неудовольствия, гнева и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу. Говоришь: не введи нас во искушение, – а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли без искушений на всякие грехи? Говоришь: избави нас от лукавого, – а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник – диавол? Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем, не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы. Наблюдай, согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык (6).

* * *

Если истина чего-либо открыта в божественном слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом святых мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех, есть диавольское кичение ума и сердца (6).

* * *

Если на молитве будем произносить слова без силы их, не чувствуя их истины сердцем, мы не получим пользы от молитвы, потому что истинная, плодотворная молитва должна быть в духе и истине (6).

* * *

Все, что есть в Церкви, начиная со Слова Божия до самой краткой молитвы, есть истина, что Церковь Божия есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) как основанная на краеугольном камне – Христе, Который есть Истина, и одушевляемая и руководимая в веке Духом Святым, Который есть Дух истины (6).

* * *

Господь – Истина: все, что Он сказал, есть чистая истина и не допускает ни тени сомнения. Итак, есть надежда, что Бог придет опять судить живых и мертвых, что будет жизнь будущего века, блаженство праведных и мука грешных (7).

* * *

Истина учения, жизни и деяний Христа Спасителя засвидетельствована четырьмя свидетелями – евангелистами. Если двух свидетелей по закону достаточно для утверждения истины и «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:16), то тем более – четырех! Поэтому горе не верующим Евангелию! В частности, истина воскресения Христова (основная в нашей вере, так как на ней утверждается истина всего прочего) засвидетельствована двенадцатью свидетелями. Поэтому сугубое горе не верующим воскресению Спасителя как Бога (10).

* * *

«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10), – это как в нравственном, так и в догматическом отношении. Кто всем истинам здраво учит, да погрешит в одной какой-либо, тот против всех виноват или против единой нераздельной в существе своем Истины, против Господа Иисуса Христа, рекшего: «Я есмь истина» (Ин. 14:6). Почему? Потому что Бог есть простое, хотя и безконечное Существо. Мерзость пред Господом и один помысел неправедный (Притч. 15:26). Погрешающий в истине догматов погрешает против Того, Кто сказал о Себе: Я есмь истина (11).

* * *

Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше – тем темнее, беспокойнее. А как душа наша – сердце наше, то надобно, чтобы в нем отражалась через чувство, через благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи чтобы вовсе не было. Чувствуй любовь Божию в пречистых Тайнах, чувствуй истину всех молитв. Наше сердце – зеркало; истина, как предметы мира внешнего в обыкновенном зеркале, должна отражаться со всею точностью в нашем сердце (12).


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Время святитель Василий Великий

2. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Изменчивость мира святитель Димитрий Ростовский

3. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Истина святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ЗАПОВЕДИ святитель Иоанн Златоуст

5. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Век сей преподобный Ефрем Сирин

6. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – НАЧАЛЬСТВО святитель Феофан Затворник

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Блага земные святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Верность святитель Тихон Задонский

9. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ВРЕМЯ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Любопытство преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

Комментарии для сайта Cackle