праведный Иоанн Кронштадтский

УДОВОЛЬСТВИЯ

И святыми Божиими овладевало диавольское отчаяние и уныние. Что же с нами, грешными? О, нас враг уязвляет часто сердечными уничижениями и лютым унынием. Нужно постоянно обращаться ко Господу и быть с Ним каждую минуту, чтобы не овладевало нами вражие озлобление и уныние. Есть и еще средство избавиться от вражия уныния – пространный путь мира... удовольствия света... но сохрани Бог всякого христианина от того, чтобы таким средством избавиться от диавольского уныния. Лучше идти тесным путем, терпеть уныние и искать частой помощи и избавления у Господа Иисуса Христа, веселящего трудящихся Его ради над спасением своим, нежели сойти на пространный путь, гладкий путь мира и там удовольствиями плоти купить свободу от духа уныния. Враг духом уныния многих согнал с тесного и спасительного пути на широкий и гладкий, но гибельный путь (1).

* * *

Отказывай себе в чувственных удовольствиях в той надежде, что вместо них получишь удовольствия высшие, духовные, божественные. Оказывай всякое добро ближнему в надежде, что, по правде Божией, «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2), что добро, оказанное тобой ближнему, рано или поздно в недро твое возвратится, равно как зло, сделанное тобою ему, или тотчас же, или скоро в недра твои возвратится. Помни, что мы одно тело. «Мы многие одно тело» (1Кор. 10:17). Помни, что Бог праведен в высочайшей степени, до йоты (6).

* * *

Настоящая жизнь есть изгнанничество: "изгна его, сказано, Господь Бог из рая сладости»82 (Быт. 3:23), и мы все должны усиленно стремиться через покаяние и дела, достойные покаяния, к своему отечеству. Владыко, вожделенное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя83. Настоящая жизнь есть тесный путь, путь скорбей, лишений, болезней. Чем теснее этот путь, тем убедительнее, вернее, что мы стоим на истинном пути, чем шире – тем несомненнее, что мы близки к погибели. Настоящая жизнь есть ежедневная, жестокая, горчайшая война с врагами нашего спасения, особенно с невидимыми духами злобы поднебесными, не оставляющими нас ни на один день в покое, но непрестанно над нами коварствующими и возжигающими в нас разные страсти и жалами их наичувствительным образом нас уязвляющими. Потому помни, что против нас ведется непрерывная война; что не время покоиться, веселиться и развлекаться в этой жизни, данной для приготовления к будущей, ни тогда, когда мы искушаемся бедствиями, ни даже тогда, когда нам кажется, что мы совершенно покойны и счастливы, когда, например, предаемся удовольствиям в театре, на вечерах, когда рисуемся в нарядных одеждах и уборах, когда предаемся наслаждению чрева, кружимся в веселых танцах, разъезжаем в великолепных экипажах и прочее. Среди всех твоих житейских удовольствий над тобой тяготеет величайшее несчастье, человек: ты грешник, ты враг Божий, ты в большой опасности потерять вечную жизнь, особенно если живешь нерадиво, не творишь дел, достойных покаяния. Над тобой тяготеет гнев Бога твоего, особенно если ты не умилостивляешь оскорбленного тобой Бога твоей молитвой, покаянием, исправлением. Итак, не до удовольствия тебе, но скорее до слез; удовольствия должны быть редки, и то по преимуществу такие удовольствия, которые тебе представляет вера в духовных празднествах (6).

* * *

Ненасытно, радостно и непрестанно прославляют Господа Всетворца Ангелы небесные бесчисленные, неисчетнее песка морского, и святые человеки также, а мы, земные и оземленелые, дебелые, как ленивы на молитву, славословие и благодарение. Почему? Потому что пристрастились к земле, к плоти сладострастной и ленивой, к земным стяжаниям, играм, разным удовольствиям чувственным.

Чтобы достойно славить, любить Творца, нужно искоренить греховное самолюбие, самость, эгоизм. Кто хочет идти за Мною, да отвержется себя и возьмет крест свой и за Мной грядет (см. Мф. 16:24) (12).

* * *

Христианин должен так горячо и крепко любить Бога и образ Его, ближнего, чтобы мог всегда говорить: «Кто отлучит нас от любви Божией и ближнего: скорбь, или теснота... или нагота, или беда, или меч" (Рим. 8:35); или деньги, или сладости пищи и питья, или богатое жилище, или попеченье об одежде, или разные житейские удовольствия? Но все эти земные вещи я считаю за сор, удовольствия житейские – за мечту. Погрешности ближних приписываю растлению природы, действию или козням злых духов, недостаточному или дурному воспитанию, неблагоприятным обстоятельствам жизни, свойствам родителей и воспитателей (7).

* * *

Чтобы отучить нашу растленную природу прельщаться временной сладостью греха, Господь устроил так, что самые приятные чувственные удовольствия, на которые мы с жадностью бросаемся, бывают вредны и по самому свойству их, и по причине нашей жадности и неумеренности; таковы все почти лакомые кушанья, все приятные напитки, таковы удовольствия сладострастия. Слава благости и премудрости Отца Небесного, всеми способами отклоняющего нас от ниспадения в чувственность или в грубые удовольствия чувственности! Имеющий душевные очи видеть и уши слышать, да видит все это и слышит (см. Мф. 13:9). Итак, христианин, самый вред от чувственных наслаждений, разрушительных для нашего тела, показывает, что мы не для них сотворены и живем на земле, а для наслаждений высших, духовных, вечных! Так в Боге покойся и наслаждайся, душа моя! Вот такое совершенное, безвредное, истинное, вечное наслаждение! Ты испытал его уже много раз. А все земные наслаждения прелестны, вредны, преходящи и носят в самом начале своем зародыши тления, лишь только мы коснемся их. Боли и болезни от них служат тому доказательством (7).

* * *

Теперь мы ищем прочного блаженства и не находим; удовольствия, нами изобретаемые, не прочны, лживы, суетны, кратковременны; но если христианин поведет себя достойно своего звания, то получит в наследие такое блаженство, которое истинно и прочно, потому что вечно и удовлетворит вполне потребностям нашей души (7).

* * *

Вы выстроили себе дом или обновили себе квартиру в видах удобнее и пространнее, чище, светлее и веселее пожить; вы сделались богаты или хоть только зажиточны, вся обстановка вашего быта прекрасна, радует вашу душу. Только бы, кажется, вам в мире жить да поживать, но нет: лишь только вы стали наслаждаться плодами земных попечений своих, в вашей душе открывается невиданный дотоле источник скорби, которая могущественно поражает вас, лишая вас вдруг сердечного покоя и утешения, столь для вас вожделенных, вас перестает все занимать, все делается как бы несуществующим; вы чувствуете себя под бременем тяжкой скорби и тоски убийственной. Что это значит? Какие злобные, завистливые силы устремляются на нас тогда, когда мы только заживем в удовольствие себе? Отчего душа наша скорбит и крушится тогда именно, когда, по нашему мнению, ей надо было бы веселиться? Послушайте меня, ученика Христова: вы думали жить на земле в покое и удовольствии, тогда как земной путь должен быть прискорбным и тесным, вы думали найти свое спокойствие и удовольствие в тленных вещах, а не во Христе, Который един для наших душ есть покой и блаженство вечное, – и вот Господь, не хотящий, чтобы мы жили здесь в покое и прохладе и через то забыли единого на потребу, спасения души своей и своего небесного отечества, но желающий, чтобы в Нем одном искали покоя и блаженства, попускает вашему и Божию врагу – диаволу – искушать вас, поражать вашу душу скорбью и тоской, тогда как вся внешняя ваша обстановка призывает вас к наслаждению, утешению и покою. Вы познаете опытом, что всякое земное услаждение – «суета и томление духа» (Еккл. 1:14) и что без Бога, при всех удобствах к внешней счастливой жизни, мы – бедные и жалкие люди; что Христос в сердце – вот наше богатство, наше прекрасное светлое жилище, наше убранство, вот наш покой и наше утешение. Итак, перенесите вашу скорбь в терпении и выучите сердцем тверже тот урок, который преподает вам Господь через вашу скорбь. Не малодушествуйте и не отчаивайтесь в милости Божией: вмале скорбь, и потом опять воссияет радость. Ибо Господь многомилостив и помнит, что мы персть84; что как трава дни человека, что он как цвет полевой, так отцветает (см. Пс. 102:14, 15), и не попустит Господь нам быть искушенными больше, чем сколько можем, но в искушении оставит для нас избыток сил, чтобы мы могли перенести (ср. 1Кор. 10:13) (7).

* * *

Сердце тонко, легко, духовно, небесно по природе своей – береги его; не отягощай, не оземленяй его, будь крайне воздержан в пище и питье и вообще в удовольствиях телесных. Сердце – храм Божий. «Кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1Кор. 3:17) (7).

* * *

Чрево стало идолом: постов многие совсем не держат, считая их тягостными, пирования и пьянство сделались явлениями постоянными. Деньги стали положительно современным кумиром, и для легкого приобретения их люди не пренебрегают никакими средствами, как бы они ни были неблагородны, нечестивы; все помыслы, заботы, забавы, в том числе и игра, словом, удовольствия, искательства, намерения, предприятия, даже учение направлены к земле; о небе, о небесном звании, о небесном учении и житии во многих домах нет и помину. Человек стал весь земля, весь прах (9)!

* * *

Ах! Да не говорит никто из нас, братья: дай ты мне потешить мои пять чувств, дай ты мне испытать все земные удовольствия, не заставляй меня отказаться от них, они так приманчивы, насыщусь, тогда попекусь о душе. Нет, возлюбленные братья, время дорого: им искупается вечность, спешите, спешите на небесную вечерю и оставьте пристрастие к чувственным удовольствиям, удаляющим сердца наши от Бога. Здесь будете наслаждаться, не заботясь о спасении души – там будете мучиться; здесь откажете себе в удовольствиях ради Царствия Небесного – там живот вечный наследуете. «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:25), – говорит Господь (9).

* * *

Соломон, испытавший все земные удовольствия здравия, красоты, власти, богатства, роскоши, блеска земного, сладострастия, пришел, наконец, к убеждению, что все на земле – суета: юность, красота, богатство, величие и слава – и что в богобоязненности и хранении заповедей Божиих заключается все благо человека (10).

* * *

Он (Господь) как бы так говорит каждому человеку, живущему здесь и созерцающему Его творения: посмотри, как Мои творения необъятны, но и вместе с тем как стройны и прекрасны. Посмотри на себя, как ты мал и незаметен в Моем творении, а Я обещаю тебе – ничтожному – в удел небо с его безпредельностью, с его вечностью; Я обещаю тебе его на известных условиях; а ты знаешь, что Я – истина и лгать не могу; что же ты не стараешься выполнить этих условий, зачем ты льнешь к земле, да еще так сильно, что тебя никак не оторвешь от нее? Ужели ты не хочешь прийти ко Мне затем, чтобы в соединении со Мною – Творцом всего, что ты видишь – получать вечное удовольствие от познания и созерцания Моих неисчислимых творений, а больше всего – быть блаженным во Мне, источнике блаженства для всех разумных созданий. Как бы тебе не воспарить душой к небу, не «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет. 2:11), не брать верха над своей грехолюбивой плотью, которая тянет тебя к земле и со временем непременно ляжет в нее, как глыба земли? Что тебе за польза от лакомой пищи и напитков, как тебе не стыдно обременять себя ими? Зачем ты отдаешь себя во власть чувственности? Или тебе это приятно? Смотри: мнимая сладость твоих удовольствий есть опасная приманка плоти, через которую она легко берет перевес над твоей душой и не дает тебе возможности думать о небе и стремиться туда. Бойся этой приманки. Как муха в меду, увязнешь ты в ней и останешься на смерть (14).

* * *

Жизнь наша – детская игра, только не невинная, а греховная, потому что при крепком уме и познаниях цели своей жизни мы небрежем об этой цели и занимаемся делами пустыми, бесцельными. Итак, жизнь наша – детская неизвительная85 игра: мы забавляемся пищей и питьем, лакомясь, вместо того чтобы употреблять ее только для необходимого питания тела и поддержания телесной жизни; мы забавляемся одеждами, вместо того чтобы прилично прикрывать ими свое тело для предохранения его от вредного действия стихий; мы забавляемся серебром и златом, любуясь им в сокровищницах или употребляя на предметы роскоши и удовольствий, вместо того чтобы употреблять его на нужды, а избытки разделять нуждающимся; мы забавляемся своими жилищами и многоразличной в них утварью, богато и изысканно украшая их, вместо того чтобы иметь только прочный и приличный кров, защищающий нас от вредного действия стихий, и необходимые и приличные для домашнего употребления вещи; мы забавляемся своими душевными дарованиями, умом, воображением, словом, употребляя их только на служение греху и суете мира сего, только на служение земному и тленному, вместо того чтобы прежде всего и более всего употреблять их на служение Богу, на познание Его, премудрого Творца всякой твари, на молитву, моления, прошения, благодарение и славословие Его и на оказание взаимной любви и почтения, и только отчасти – на служение миру сему, имеющему некогда совершенно прейти; мы забавляемся своими познаниями о мирской суете и губим на приобретение их драгоценнейшее время, данное для приготовления к вечности; мы нередко забавляемся своей должностью, своими обязанностями, легкомысленно, нерадиво, неправедно исполняя их и употребляя их для своих корыстных земных видов; мы забавляемся хорошими лицами человеческими или прекрасным и слабым полом и употребляем их часто для игры своих страстей; мы забавляемся временем, которым надобно мудро пользоваться для искупления им вечности, а не употребляя его на игры и разные удовольствия; мы забавляемся, наконец, сами собою, делая из себя какие-то кумиры, перед которыми сами преклоняемся и для которых ищем поклонения других. Кто достаточно опишет и оплачет наше окаянство, нашу великую, громадную суету, наше великое бедствие, в которое мы сами себя добровольно ввергаем? Какой мы ответ дадим бессмертному Царю – Христу Богу нашему, грядущему во славе Отца Своего судити живым и мертвым, объявить советы сердечные и принять ответ от нас о всяком слове и деле! О горе! Горе, горе нам, носящим на себе имя Христово, но не имеющим в себе нимало духа Христова, носящим на себе имя Христово, а не следующим учению Евангелия! Горе нам, нерадящим «о толиком спасении» (Евр. 2:3)! Горе нам, не имеющим христианской веры, упования и любви христианской! Горе нам, возлюбившим настоящий век притворный, привременный и нерадящим о наследии того века, который следует за смертью тленного тела нашего, за этой плотской завесой (11)!

* * *

82

В синодальном переводе: выслал его Господь Бог из сада Едемского.

83

Из панихиды.

84

Персть (церк.-слав.) – пыль, прах, земля.

85

Неизвительныя – неизощренная.



Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. ISBN 978-5-485-00141-4

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Удовольствие святитель Василий Великий

2. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ХИЩЕНИЕ святитель Иоанн Златоуст

3. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Слезы святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Могущество преподобный Ефрем Сирин

5. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Язык святитель Григорий Богослов

6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Наслаждение святитель Димитрий Ростовский

7. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Общественная деятельность преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

8. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ОДЕЖДА схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – СТРАХОВАНИЯ святитель Феофан Затворник

10. Дневник. Том XVI. 1871-1872 гг. – Март праведный Иоанн Кронштадтский

Комментарии для сайта Cackle