Источник

Слово о Меркурии Смоленском

Подготовка текста и перевод В. В. Колесова, комментарии Л. А. Дмитриева

«Слово о Меркурии Смоленском» как письменное произведение было создано не ранее второй половины XV – начала XVI в. Но в основе этого литературного памятника лежит местная смоленская легенда, возникшая в годы монголо-татарского нашествия и владычества. Поэтому мы помещаем «Слово о Меркурии Смоленском» среди произведений XIII в. До нас дошло два варианта этой повести, которые непосредственно между собой не связаны, а независимо друг от друга восходят к одной и той же древней легенде об избавлении Смоленска от полчищ Батыя. Первый – публикуемое «Слово о Меркурии Смоленском» – представлен единственным списком XVII в. Этот вариант наиболее близок к смоленской легенде. Второй, дошедший в нескольких редакциях и в большом числе списков, являет собой более книжную обработку легенды.

В сказании о переяславском богатыре Демьяне Куденевиче, которое зафиксировано под 1148 г. в Никоновской летописи, рассказывается, что переяславский богатырь Демьян выступает один против осадивших Переяславль врагов, избивает их и обращает в бегство, но сам, вернувшись в город, умирает от ран. Сходен с этим сказанием и сюжет былины о Сухмане Домантьевиче. Этот же эпический мотив лежит и в основе легенды о Меркурии Смоленском. Но здесь он трактуется в житийно-религиозном плане.

«Слово о Меркурии Смоленском» дает яркое представление о том потрясении, которое испытали все русские земли во время Батыева нашествия. Силы Батыя на самом деле к Смоленску не подходили и Смоленск осажден не был, что было осмыслено как проявление божественного заступничества и как результат эпического подвига богатыря.

«Слово о Меркурии Смоленском» публикуется по рукописи ГИМ, Синодальная библиотека, № 908, по публикации этой рукописи в кн.: Белецкий Л. Т. Литературная история «Повести о Меркурии Смоленском». Исследование и тексты. Пгр., 1922, с. 55–57.

* * *

Был в городе Смоленске один человек, молодой годами, по имени Меркурий, благочестивый в наставленьях Господних, обучавшийся им день и ночь, славный примерной жизнью, постом и молитвой сияющий, будто звезда богоданная в мире этом. И был он смирен душой и печален, часто ходил к Господню кресту помолиться за жителей Петровского конца.

Ибо тогда злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая. И, придя с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск, стал тот царь от города в тридцати поприщах, и многие святые церкви пожег, и христиан убил, и решил непременно захватить город этот. Жители впали в великую скорбь, неисходно пребывали в соборном храме святой Богородицы, смиренно взывая с плачем великим в обильных слезах к всемогущему Богу, и пречистой его Богоматери, и ко всем святым, чтобы они сохранили город тот от всякого зла. И вот случилось предначертание Божие к жителям: за городом, возле Днепра-реки, в Печерском монастыре, достославно явилась пречистая Богородица пономарю этой церкви, сказав: «О Божий человек! Иди скорее к тому кресту, у которого молится угодник мой Меркурий, и скажи ему: “Зовет тебя Божия Матерь!”» Тот же, пойдя туда, нашел его у креста молящимся Богу и окликнул по имени: «Меркурий!» Тот же спросил: «Что тебе, господин мой?» И сказал ему: «Скорее иди, брат, зовет тебя Божия Матерь в Печерскую церковь». Потом же, войдя в святую церковь, богомудрый увидел пречистую Богородицу, на золотом престоле сидящую, Христа у груди держащую, окруженную ангельскими силами. Он же упал пред ногами ее и поклонился с великим благоговением, пораженный. Подняла его с земли пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Чадо Меркурий, избранник мой! Посылаю тебя: иди скорее, сотвори мщение за кровь христианскую; пойди и победи злочестивого царя Батыя, все войско его! Потом подойдет к тебе человек, красивый лицом, передай ему в руки все оружие твое. И отсечет тебе голову, ты же возьми ее в руки свои и ступай в свой город, там примешь кончину, и положено будет тело твое в моей церкви». Он же весьма о том затужил, и заплакал, и сказал: «О пречистая госпожа, Матерь Христа, Бога нашего, как я, окаянный и слабый недостойный раб твой на такое великое дело могу быть способен? Неужели, Владычица, нет у тебя небесных сил победить злочестивого царя?» И, взяв у нее благословение и весь изготовясь, отступил, поклонясь до земли, и вышел из церкви. И нашел удалого коня, ожидавшего тут, и, вскочив на него, отправился из города.

И, достигнув войск злочестивого царя, с помощью Бога и пречистой Богородицы истребляя врагов, собирая плененных христиан и отпуская их в свой город, отважно скакал по полкам, как орел в поднебесье летая. Злочестивый же царь, проведав о таком истребление людей своих, великим страхом и ужасом был охвачен и, отчаявшись в успехе, быстро бежал от города с малой дружиной. И, когда он добрался до Угорской земли, то там злочестивый убит был Стефаном царем.

Потом же предстал пред Меркурием прекрасный воин. И Меркурий поклонился ему, отдал все оружье свое и, голову тихо склонив, был убит. И после блаженный, взяв голову в руку свою, а в другую – поводья коня, пришел, обезглавлен, в свой город. Жители же видели это, поражаясь Божьему замыслу. И когда дошел он до Мологинских ворот, вышла какая-то девица по воду и, видя святого, идущего без головы, стала святого грубо бранить. Он же лег в воротах и достойно отдал душу свою Господу, конь же невидим стал.

Архиепископ этого горада, придя с крестами, со множеством народа, хотел унести честное тело святого. Но не дался святой им. И был тогда громкий плач средь людей и рыданье оттого, что не возжелал святой, чтоб его подняли. Архиепископ, также в великом недоумении пребывая, молился Богу об этом, и раздался вдруг голос, говорящий ему: «Господень слуга, о том не скорби: кто послал на победу, тот его погребет».

Пока святой лежал так три дня без погребения, архиепископ ночами без сна пребывал, Богу молясь, чтоб явил ему Бог эту тайну. И, глядя осторожно в окошко свое напротив соборной церкви, вдруг видит ясно,– в ярком сиянии, будто в солнечном свете, выходит из церкви пречистая Богородица с архангелами Господними Михаилом и Гавриилом. И, дойдя до места, где лежало тело святого, взяла пречистая Богородица в полу свою честное тело святого и, принеся в свою соборную церковь, положила на месте в гробнице, что стоит и доныне, всем видимая, чудеса сотворяя во славу Христа, нашего Бога, благоухая как кипарис. Архиепископ же, войдя к утрене в церковь, увидел преславное чудо: святой лежит, словно спит, на месте своем. И люди, собравшись и видя то чудо, восславили Бога.

* * *

Бѣ убо нѣкто человѣкъ млад верстою именем Меркурий во граде Смоленске, благочестивъ сый в заповедехъ Господних, поучаяся день и нощь, цвѣтый преподобным житием, постом и молитвою сияя, бо яко звѣзда богоявленна посредѣ всего мира. Бяше бо умилен душею и слезенъ, часто прихождаше ко кресту Господню молитися за миръ, зовомый Петровскаго ста.239

Бѣ бо тогда злочестивый царь Батый пленилъ Рускую землю, безвинную кровъ пролия, аки воду силну, и християнъ умучи. И пришедъ той царь с великою ратию на богоспасаемый град Смоленскъ, и ста от града за 30 поприщь,240 и многи святыя церкви пожже и християн поби, и твердо вооружашеся на град той. Людие же бяху в велицей скорбѣ, неисходно пребывающе в соборной церкви пречистыя Богородицы,241 умилно вопиюще с плачем великим и со многими слезами ко всемогущему Богу и пречитей его Богоматере и ко всемъ святым, еже сохранитися граду тому от всякого зла. Се же бысть нѣкое смотрение Божие ко гражаном, внѣ града бысть близъ за Непръ рекою в Печерстем монастыри: преславно явися пречистая Богородица понамарю тоя церкви и рече: «О человѣче Божий! скоро изыди ко оному кресту, идѣже молится угодник мой Меркурей, и рцы ему: “Зовет тя Божия Мати!”» Он же шед тамо и обрѣте его у креста, молящася Богови, и возва его именемъ: «Меркурие!» Онъ же рече: «Что ти есть, господине мой?» И глагола ему: «Иди скоро, брате, зовет тя Божия Мати в Печерскую церквъ». Паки же вшедъ богомудрый во святую церковъ и видѣ пречистую Богородицу, на злате престоле сѣдяща, Христа в нѣдрехъ имуща, обстоима аггельскими вои. Он же паде пред ногама ея, поклонися с великим умилением, ужасенъ бысть. Востави его от земля пречистая Мати Божия и рече ему: «Чадо Меркурие, избранниче мой! Посылаю тя: иди скоро, сотвори отмшение крови християнския; шедъ побѣди злочестиваго царя Батыя все войско его! Потом приидет ти человѣкъ, красенъ лицемъ, вдай же ему в руцѣ все оружие свое. И усечет ти главу, ты же ю возми в руку свою и прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будетъ твое тѣло в моей церкви». Он же зѣло о том востужи и восплака, и глагола: «О пречистая госпоже, Мати Христа Бога нашего, како азъ окаянный и худый, непотребный раб твой на толикое дѣло твое силен быти? И недостало ли ти небесныя силы, Владычице, победити злочестиваго царя?» И взем благословение от нея, и весь вооружен бысть и отиде, поклонився до земля, и изыде из церкви. И обрѣте ту прехрабра коня стояща, и воссѣдъ на нь, и исшед из града.

И дошед полки злочестиваго царя, Божиею помощию и пречистыя Богородицы побивая враги, собирая християнъ пленных и отпущая во град свой, прехрабро скакаше по полком, яко орелъ по воздуху лѣтая. Злочестивый же царь, вѣдѣвъ таково побѣждение людей своих, велиим страхом и ужасом одержим бысть и скоро отбѣжа града того без успѣха в мале дружине. И пришед во Угры, и тамо злочестивый Стефаном царем убиен бысть.242

Та же предста Меркурию прекрасен воинъ. Он же поклонися ему и вда все оружие свое и, преклонь главу свою, и усечен бысть. И тако блаженный, взем главу свою в руку свою, а в другую руку коня своего, и пришед во град свой безглавен. Людие же видѣвше такое, удивляющеся Божию строению. И дошед врат Мологинских,243 ту же вышла по воду нѣкая дѣвица и, зря святаго без главы идуща, и начат святаго нелѣпо бранити. Онъ же в тѣхъ вратех возлеже и предастъ честне душю свою Господеви, конь же той невидим бысть от него.

Того же града архиепископъ пришед со кресты, со множеством народа, хотя взяти честное тѣло святаго. И не вдася имъ святый. Тогда бысть велий плачь в людех и рыдание, что не восхотѣ поднятися святый. Та же бысть архиепископъ в велице недоумѣнии моляся Богови о том, и се глас бысть к нему, глаголя: «О слуго Господень, о сем не скорби: кто посла на побѣду, той и погребет его».

Святому же ту лежащу 3 дни не погребенну, архиепископъ же той всю ношъ без сна пребываше, моляся Богови, да явитъ ему Богъ тайну сию. И зря во оконце свое опасно прямо соборныя церкве, се же видитъ ясно в велицей свѣтлости, аки в солнечной зари исшедши ис церкви, пречистая Богородице со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом. И дошедше мѣста того, идѣже лежаше тѣло святаго, взем же пречистая Богородица в полу свою честно тѣло святаго, и принесше во свою соборную церковъ и положи на мѣсте своем во гробе, идѣже есть и до нынѣ, всѣми видим бысть, содѣвая чюдеса в славу Христу, Богу нашему, благоухая, яко кипарис. Архиепископъ же, ко утренней вшед в церковъ, виде чюдо преславно: святаго лежаща, на своемъ мѣсте почивающа. Та же стекшеся людие и видивше чюдо то и прославиша Бога.

* * *

239

...за миръ, зовомый Петровскаго ста.– Подобно древнему Новгороду Смоленск по корпорациям жителей делился на «концы» и «сотни». «Петровское сто» находилось на правом берегу Днепра в заречной низменной части.

240

...за 30 поприщъ...– Поприще – древнерусская мера длины, равная приблизительно версте (1066 м).

241

...в соборной церкви пречистыя Богородицы...– Успенский собор заложен в 1101 г. Владимиром Мономахом; в нем находилась икона Богородицы Одигитрии (путеводительницы), перенесенная Владимиром Мономахом из Киева в Смоленск. В 1398 г. эта икона была перенесена в Москву, а в 1456 г. возвращена в Смоленск. В 1611 г. во время захвата Смоленска поляками, осаждавшими город почти два года, Успенский собор, в погребах которого хранился порох, был взорван смольнянами.

242

И пришед во Угры, и тамо злочестивый Стефаном царем убиен бысть.– В 1241 г. Батый вторгся в Венгрию. В битве на реке Сайо 60-тысячная армия венгерского короля Белы IV потерпела жестокое поражение, Венгрия была захвачена монголо-татарами. Сообщение об убийстве Батыя в Венгрии королем Стефаном – легендарный вымысел.

243

...врат Мологинских...– Ворота с таким названием в Смоленске неизвестны. Возможно, имеются в виду Молоховские ворота, через которые из Смоленска шла дорога на Молоховскую волость и далее на Мстислав.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 5: XIII век. - 1997. - 526 с.

Комментарии для сайта Cackle