Источник

№ 60. Доклад экзарха Московской патриархии в Чехословакии митрополита Елевферия патриарху Алексию о конфессиональной ситуации в стране

г. Прага

1 августа 1949 г.

Его Святейшеству Святейшему патриарху

Московскому и всея Руси АЛЕКСИЮ

Почтительнейший доклад

Спешу доложить Вашему Святейшеству о церковных событиях, наставших в Чехословацкой республике в начале июня с.г., имеющих также большое значение и для православной церкви в Чехословакии. При своем личном докладе в Москве241 я имел возможность обрисовать подробно положение как нашей церкви, так и положение других церквей, в частности католической. Ввиду того что Чехословакия является страной, в которой первенствующую роль играет католическая церковь, приходится нам – православным – зорко следить за всем, что предпринимает эта церковь, и подготовлять вовремя все для укрепления и расширения Святой православной церкви в Чехословакии.

Именно с этой точки зрения я позволяю себе изложить все, что в данное время происходит внутри этой самой большой церкви, так как считаю, что в будущем, будет ли на это воля Господня, православная церковь в Чехословакии сможет, при наличии некоторых данных, значительно расширить свою деятельность и увеличить количество верующих.

73% населения Чехословакии до сих пор считает себя католиками; поэтому вполне понятно, что эта церковь оказывает большое влияние на жизнь всей страны. В период до 1945 года католическая церковь занималась не только церковной деятельностью, но и активно принимала участие в политической жизни страны, имея несколько священников министрами и оказывая таким образом свое влияние на политическую линию государства.

В первые годы после освобождения от ига оккупантов католическая церковь не отказывалась принимать участие в политической жизни государства, но после февральской революции 1948 года руководство церкви, проводя в жизнь приказы Ватикана, резко изменило свою тактику и под предлогом, что церковь должна заниматься исключительно церковной работой, запретило духовенству сотрудничать с государством и не позволило священникам выставлять свою кандидатуру в парламент и занимать ответственные посты министров и т.д.242

Несмотря на то что правительство исключительно благосклонно относилось к этой церкви, проводя с большим тактом в жизнь новую Конституцию, гарантирующую действительно полную свободу вероисповедания, руководство католической церкви сделало все возможное, чтобы сорвать переговоры с правительством Национального фронта.

Необходимо заметить, что правительственные круги стремились всячески наладить со всеми церквами в Чехословакии хорошие, дружеские взаимоотношения и предоставить все для спокойного развития церквей. Так, правительство, учитывая затруднительное материальное положение большинства рядового духовенства, стремилось издать закон, благодаря которому государственное жалование священникам (конгруа) должно было быть значительно увеличено. С предложенным проектом нового закона выразили согласие все церкви за исключением католической, которая предъявляла все новые и новые требования, а тем самым сорвала в первой половине 1949 года начавшиеся переговоры.

Постоянно находясь в сношении с Ватиканом, руководство католической церкви в Чехословакии добивалось того, чтобы массы духовенства и верующих отдалялись от влияния государства, и выставляло все мероприятия правительства, направленные исключительно в пользу церкви, в неправильном освещении, этим самым срывая все усилия и работу правительства.

В январе 1949 года руководство католической церкви, опасаясь, что верующие поймут лживую тактику руководства, обратилось к президенту республики с предложением возобновить переговоры и положило ряд требований.

Правительство Национального фронта выразило готовность исполнить эти требования, но, в свою очередь, поставило условие:

1) проявить лояльность церкви по отношению к государству, издав соответствующее пастырское послание;

2) снять запрещение в служении с министра патера Плойгара и других священников, занимающих ответственные государственные посты, наложенное епископатом из-за того, что они приняли эти посты;

3) прекратить преследование прогрессивных католических священников;

4) наложить церковные наказания на тех католических священников, которые, злоупотребивши своим положением, приняли участие в противогосударственных заговорах.

Руководство католической церкви, несмотря на то, что несколько раз собиралось на епископских конференциях, не дало ответ на пожелания правительства и, наоборот, усилило агитацию своих священников, пробуя подорвать мероприятия правительства.

Католическое население страны и прогрессивная часть духовенства, видя, с одной стороны, стремление своего руководства к созданию открытого конфликта, а с другой стороны, твердое желание правительства помочь духовенству в его материальных нуждах и создать благоприятные условия для спокойного развития церкви, решило вмешаться и в течение ряда месяцев обращалось к католической иерархии письменно и посредством делегаций католических организаций с просьбой договориться с правительственными кругами.

Все законные и справедливые требования представителей католического духовенства и верующих оказались тщетными, наоборот, руководство церкви усилило преследование прогрессивных священников и все время поддерживало смуту и волнение среди католического населения страны.

Представители католических верующих и духовенства, опасаясь, что руководство церкви приведет ее к погибели, решили собраться на съезде в Праге с целью обсудить создавшееся положение и предпринять все для того, чтобы католические верующие в Чехословакии, оставаясь верными своей церкви, могли спокойно работать на пользу своей родины.

10-го июня 1949 года подготовительный комитет прогрессивных священников и мирян созвал представителей широкой католической общественности и духовенства на совещание в Праге, в котором приняло участие 68 делегатов – священников и 325 делегатов-мирян. Собрание, заслушав доклады виднейших представителей католической церкви, постановило обратиться с воззванием к духовенству и верующим католической церкви с предложением объединиться в единой организации, названной «Католическая акция»243, с целью:

1) создать возможно интенсивнее религиозную жизнь церкви244 и углубить сотрудничество между верующими и духовенством;

2) обеспечить религиозное воспитание детей для настоящего времени и в будущем;

3) распространять католическую печать среди верующих;

4) добиться того, чтобы государство после проведения земельной реформы обеспечило содержание храмов и выполнение религиозных обрядов;

5) расширять и углублять деятельность католического благотворительного общества «Харитас» так, чтобы оно могло еще больше развиваться и еще действеннее, чем до сих пор, проводить в жизнь и на практике великий закон христианской любви к ближнему;

6) свое отношение к государству решать в духе прекрасного изречения архиепископа-патриота Сушила: «Свою церковь и родину любите по-братски; каждая из них в сердце моем занимает половину; каждая из них сердце мое занимает полностью!»

Епископат католической церкви реагировал на воззвание тем способом, что, собравшись под председательством архиепископа – примаса Берана 15-го июня 1949 года, постановил обратиться с пастырским посланием к верующим, в котором было создавшееся положение признано угрожающим для церкви и возникшее движение католиков не было признано католической организацией. Деятельность верующих и духовенства в этой организации запрещалась.

Пастырский лист был оглашен в ближайшее же воскресение 19 июня 1949 года, примерно, в одной трети католических храмов. Остальные священники пастырский лист не зачитали.

Ввиду наличия частных сношений между руководством католической церкви в Чехословакии и Ватиканом последовало 20-го июня 1949 года отлучение папой Римским всех, которые «добровольно» присоединились к движению «Католической акции». Несмотря на это мероприятие Ватикана, громадное большинство присоединившихся священников (их насчитывается в данное время больше 2000 человек) осталось верными движению и продолжает служить дальше в храмах, считая акт отлучения или запрещения в служении за недействительный, вызванный политическими мотивами.

Католическое духовенство, объединенное в организации «Католическая акция», совершенно правильно поняло мотивы, побуждающие Ватикан и проводников ватиканской политики – католический епископат в Чехословакии к агрессии по отношении к возникшей организации. Особенно важно отметить, что из 2000 священников весьма малое количество священнослужителей испугалось или же послушалось Ватикана, большинство же спокойно работает, заявляя, что они остаются верными сынами как церкви, так и своей родины. Весьма интересным является заявление одного из рядовых католических священников, опубликованное в газете «Лидова демокраце» (Народная демократия), издаваемой в Праге, в номере от 30 июня 1949 года. Он пишет: «Многим из нас показалось, что после опубликования воззвания “Католической акции” появилась надежда на удаление тех печальных забот, которые возникли в последнее время из-за неправильного развития взаимоотношений между церковью и государством. Нам. казалось, что открывается путь к договоренности и примирению, которые мы с таким желанием ожидаем, к устранению распрей между государством и представителями церкви, к полному соглашению с правительством, которое нам обеспечивает спокойствие для нашей работы, которое нам поможет в том, чтобы мы мирно, с глубокой любовью к нашему народу, для своей родины и церкви жили и работали.

Но пришли новые трагические события, благодаря которым наша жизнь опять стала тоскливой, из-за которых мы опять мечемся между тяжелыми заботами и опасениями, которые создали то, что многие из моих собратьев горько жалуются на возникшее напряжение, и опасения сжимают ныне, как оковы, головы нам всем и влекутся за каждым нашим шагом. Последнее пастырское послание еще больше усилило наше смятение и нашу боль. Почему нам нужно противиться нашему правительству, которое поставлено волей и мудростью Божией? Куда может привести этот путь? Мы горячо с чувством глубоких опасений просим наших господ епископов, чтобы они вновь переоценили ситуацию, чтобы выслушали наш голос, спасли церковь перед падением в бездну, вернули нам – простым католическим священникам, верным слугам церкви, мир и спокойствие, которые мы призываем всем своим сердцем и за которые молятся наши верующие. Мы остаемся и останемся всегда верными нашему народу так же, как это делали поколения патриотических священников перед нами. Мы всегда останемся верными нашей дорогой, любимой чешской родине, в которой мы родились, которую глубоко любим и которой будем всю жизнь служить.

К этому я и призываю Вас, дорогие собратья!»

Также и многочисленные представители католических верующих неоднократно заявляли, что они являются верными сынами католической церкви, любящими свое отечество и стремящимися к соглашению церкви с государством. Так, на совещании Центрального комитета «Совета женщин» было продискутировано отношение католической церкви к государству и движению «Католическая акция». Председательница – депутат парламента А. Годинова-Спурна – выступила с докладом о церковной политике государства. Она подчеркнула, что правительство всегда имело самые лучшие и самые искренние желания найти соглашение с представителями церкви. Религиозная свобода в народно-демократической республике всегда сохранялась. У правительства было и есть прочное положительное отношение к церквам, при условии, что религиозные чувства верующих не будут использованы к противогосударственным выступлениям. Все церкви, кроме церкви католической, сумели найти положительные позиции к народно-демократическому строю и предложили сотрудничество. Предполагалось, что наступит сближение и с католической иерархией, и были начаты переговоры, которые, однако, провалились. После февраля (1948 г.) некоторые представители католической церкви открыто присоединились к противогосударственным элементам, несмотря на то, что правительство все время старалось добиться полного соглашения и понимания.

В последнее время выражается враждебность и ненависть некоторых руководителей католической церкви к народно-демократическому строю нашей республики совершенно открыто. Подавляющее большинство католических священников мечтают искренно о соглашении церкви с государством и присоединяются к «Католической акции». Но некоторые священники стараются нарушить положительное отношение народа к государству, натравить народ и тем самым разложить народное единство и нарушить спокойное восстановление государства. В рядах католических верующих происходят разногласия, и уже возникли два лагеря.

Народный фронт твердо стоит на принципе зашиты спокойного развития нашего государства и усиленно ищет путь к соглашению между католической церковью и государством. Сознательные католики, хорошие патриоты, должны стараться объяснениями и убеждениями привлечь всех верующих в ряды тех, кто решительно согласен защищать единство народа и спокойное развитие государства против разлагателей, натравливаемых заграничной реакцией и изменниками-эмигрантами, которые преследуют одну цель: свергнуть народно-демократический режим нашего государства и захватить власть.

Очень серьезной задачей всех сознательных, прогрессивных женщин и особенно наших сотрудниц-католичек является убеждать женщин, что для сохранения мира и спокойствия в государстве необходимо, чтобы мы шли по общему пути восстановления и не дали себя сбить с пути фальшивыми и ложными убеждениями. Женщины должны убеждать руководителей католической церкви, что они, как истинные представители Иисуса Христа на земле, должны осуществлять в религиозных вопросах любовь к ближнему. Церковь прежде всего должна исполнять свой христианский долг, а не вызывать ссоры.

Патриотки-женщины должны своими действиями показать, что они являются хорошими гражданками государства и в то же время верными членами католической церкви. Никто не возбраняет им исповедовать свою веру, никогда и никто не запрещал им посещать храмы, воспитывать детей в католическом духе, у них нет причин отрицательно относиться к политике обновленного Народного фронта. В вопросах мира женщины сумели объединиться в один фронт. Теперь они должны понять, что основанием мира является спокойная стройка государства. Мы прежде всего должны создать сильную республику, чтобы она была прочным шитом мира. Мы, женщины, должны бороться с каждым, кто хочет угрожать единению народа и его крепости, мы должны бороться и со священниками, которые открыто встали в лагерь реакции и идут плечом к плечу с врагами государства. Каждый сознательный член Совета женщин должен исполнить свою задачу и включиться в воспитательную работу среди женщин. Совет женщин ожидает, что каждый член Совета женщин будет самостоятельно работать и объяснять своим единоверцам, что вопрос мира и его сохранение является прежде всего вопросом положительной и созидательной работы на благо государства. Как члены Народного фронта и наши католички должны найти путь, как предотвратить разногласие среди верующих и предупредить противогосударственные планы своих товарищей, которые поверили подстрекательским проповедям некоторых духовных пастырей. Они также должны всецело поддержать тех сознательных, прогрессивных свяшенников-патриотов, которые открыто включились в «Католическую акцию» и хотят честно работать на благо государства и остаться в прочном союзе со своим народом. Особенно в этом последнем вопросе наши женщины могут много сделать, если твердо и открыто встанут на защиту прогрессивных священников, которые сейчас подвергаются террору высших представителей церковной иерархии.

Каждая сознательная католичка нашего государства, для которой небезразлично спокойное развитие государства и прежде всего счастливое будущее детей и молодежи, сделает все, чтобы предотвратить раздоры, которые некоторые священники стараются разжечь среди верующих, и включиться в ряды настоящих, искренних патриоток, борцов за мир и счастье человечества.

Представители иных церквей, как, например, Чехословацкой или же чешско-братекой евангелической, относятся к возникшему движению «Католической акции» дружелюбно, стремясь подойти к этой группе с тем, чтобы в будущем воссоединиться с отколовшимися от католической церкви. Особенно много усилий на этом поле развивает Чехословацкая церковь, возникшая в 1922 году аналогичным путем. Руководство этой церкви систематично работает над созданием условий, облегчающих членам «Католической акции» в будущем переход в Чехословацкую церковь. Многочисленные выступления епископа-патриарха доктора Коварж, а также и многих других руководителей церкви, заставляют предполагать, что эта церковь имеет серьезные планы на воссоединение с «Католической акцией». Учитывая, что в догматическом учении Чехословацкая церковь зашла слишком далеко от учения католической церкви, руководство этой церкви созвало совещание духовенства, которое имеет целью пересмотреть догматику церкви. Совещание открылось 24 июля 1949 гола (продолжится до 20 августа) при участии 300 священников, епископа-патриарха и других епископов.

Нужно отметить, что деятели Чешской и Прешовской православных епархий проявляют в последнее время сильное беспокойство, не зная, что необходимо предпринять православной церкви в Чехословакии для более близкого подхода к католической массе верующих и духовенства, объединенных в «Католической акции». Их беспокойство вполне понятно и объясняется неинформированностью и неправильной оценкой ситуации. В дальнейшей части своего доклада позволю себе осветить положение нашей церкви и ее возможности.

Отношение чехословацкого правительства к организации «Католической акции» вполне благожелательно, и это движение находит полную поддержку Народного фронта Чехословакии. Так, председатель Совета министров А. Запотоикий заявил по поручению правительства после последовавшего отлучения участников «Католической акции» папой Римским по радио следующее: «...Правительству уже долгое время известно, что представители церковной иерархии во главе с архиепископом Бераном и совместно с заграничными врагами республики стремятся использовать церковные учреждения, костелы и монастыри для подстрекательства против республики и возбуждения граждан лживыми сообщениями. У этого стремления одна цель – нарушить мир и покой и отвлечь граждан от усиленной работы по строительству новой республики и от выполнения экономических планов.

Совет министров Чехословацкой республики уполномочил меня сделать следующее заявление: наша Конституция гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания. Гарантирует она свободу и верующим католикам. Эта свобода не была и в настоящее время ничем у нас не ограничена. Церковные богослужения у нас свободно совершаются. Никто никому не запрещает в них участвовать. В школах происходит обучение закону Божьему, и никто не препятствует родителям давать религиозное воспитание их детям.

Но наравне с этим наша Конституция гласит, что вера и религиозные убеждения не могут служить причиной отказа от исполнения гражданских обязанностей, возлагаемых законом, и не допускает злоупотребления религиозными обрядами для целей, не имеющих ничего общего с религией.

Правительство приветствует проявление верующими своего положительного отношения к нашей народно-демократической республике стихийной организацией – «Католической акцией». Оно примет под свою охрану каждого, кто придерживается принципов нашей народной демократии. Правительство не допустит также, чтобы архиепископ и епископы терроризировали и насиловали свободу убеждений патриотических католических священников. Оно возьмет под свою защиту тысячи тех священников-патриотов, которые сохранят верность республике и которые пожелают работать на ее пользу.

Возникает вопрос, может ли православная церковь в Чехословакии надеяться, что движение «Католической акции» принесет ей какую бы то ни было пользу и возможность расширения в той стране, где когда-то славянские вероучители Св. Кирилл и Мефодий начали свою работу и тем положили фундамент для православия в славянских землях.

Неоспоримым фактом является то обстоятельство, что благодаря «Католической акции», очевидно, в конце этого года будет принят новый закон, благодаря которому духовенство будет вполне материально обеспечено, причем закон предусматривает выдачу жалования священникам, не имеющим чехословацкого гражданства, что особенно важно для православной церкви в ЧСР245.

Будут ли в будущем обостряться отношения между Чехословакией и Ватиканом, весьма возможно, что будет уничтожен и действующий закон, на основании которого каждый пустующий католический или униатский храм не может быть передан иной церкви. Это обстоятельство имеет особое значение в Восточной Словакии, где недостаток храмов является главной причиной задержки переходов населения в православие.

Что касается самого главного, а именно, возможности перехода в православие духовенства и мирян, присоединившихся к «Католической акции», то, конечно, в данное время трудно что бы то ни было определенно утверждать, но надо считать, что это движение в скором времени будет искать выхода из создавшегося положения, так как духовенству ясны последствия отлучения от церкви. Трудно думать, что эти оторванные массы священников и верующих останутся самостоятельной церковью, вернее всего, они будут искать возможности воссоединения с какой-нибудь уже существующей церковью. Возможность перехода этой группы к евангеликам весьма маловероятна. Судя по усиленной деятельности Чехословацкой церкви, будут этой церковью употреблены все усилия для того, чтобы воссоединение совершилось. Правда, отсутствие почитания Чехословацкой церковью святых, Пресвятой Богородицы, Господа нашего Иисуса Христа как Бога все это весьма осложнит переход католиков к Чехословацкой церкви.

Православная церковь в Чехословакии в данное время выжидает событий, накапливая силы и зорко следя за всем происходящим. Эта тактика является в данное время единственно подходящей, учитывая отношение правительства к «Католической акции».

Анализируя разницу вероучений католической и православной церквей, надо полагать, что широким массам населения эта разница не является известной, так как население, главным образом, привыкло к католическому способу богослужения, т.е. коротким богослужениям, внешнему виду священников, их одеяниям и вообще к западному обряду богослужения.

При возможности создания православных приходов, где богослужение бы совершалось по западному обряду (по примеру парижской общины), надо считать, что многие католические священники и верующие воссоединились бы с православной церковью. Во всяком случае верующие католики скорее пойдут в православие, чем перейдут к Чехословацкой церкви.

Движение «Католической акции» сильно отражается на работе среди униатов в Словакии. Несмотря на это. работу продолжаем и подготовляем все для воссоединения с униатами.

Кончая свой почтительнейший доклад, остаюсь Вашего Святейшества усердный послушник и богомолец

Елевферий

экзарх Московской патриархии в ЧСР митрополит Пражский и Чешский

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 579. Л. 196–203. Заверенная копия.

* * *

241

Имеется в виду приезд митрополита Елевферия и Б.Л. Черкеса в Москву в мае 1949 г.

242

Речь идет прежде всего о запрещении во служении священнику Й. Плойгару, ставшему министром в правительстве, сформированном после февральского кризиса 1948 г.

243

О разработке в партийно-государственных структурах замысла «Католической акции» и ее целях см. док. № 47, 56.

244

Так в тексте.

245

Речь идет о подготовке закона об экономическом обеспечении деятельности церкви государством и государственном жаловании священникам. Власти считали, что его принятие позволит ликвидировать прямую материальную зависимость рядового духовенства от церковной иерархии. Законопроект распространялся на все конфессии, действовавшие в стране, но ожесточенное сопротивление ему оказали только католические епископы. В середине августа 1949 г. на епископской конференции было принято решение объявить бойкот законопроекту. В течение нескольких недель было собрано 1628 подписей ординарных викариев и рядовых священников в поддержку позиции епископата (Pesek J., Barnovsky M. Statna moc a cirkiv na Slovensku. 1948–1953. Bratislava, 1997. S. 89).


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle