преподобный Иустин (Попович), Челийский

Душе цветов вослед

Рукопись, найденная в наследии Авы Иустина, написана на 4 страницах белой бумаги, карандашом, от руки, как обычно писала Ава … Этот лирический текст, всего лишь «набросок», полный библейско-евангельского православного космизма … не был расшифрован или исправлен. – На других его меньших листьях карандашом есть надпись: «Для души цветов», … – Предположительно по времени и настроению был создан, когда был написан текст «Косуля в потерянном раю» в Философской Бездне, но он не был включен в сборник собранных им текстов. Вероятно, потому что остался незаконченным.

Цветы – сколько сладкой тайны! Приятной тайны! Когда дух человеческий проходит видимыми мирами, он чернеет от тоски, а когда касается цветов – засветится, засияет, возрадуется. Ибо цветы – это радость для человеческого сознания. Все может быть горько – только здесь некое чудо, неизбывная сладость – в цветах. Есть в этом некий божественный магнетизм, влекущий душу в мир роскоши. Вы заметили, что люди обычно связывают свое представление о рае с цветами? Разве не цветы – самый потаенный остаток потерянного рая? Не в них ли рай сохранился до нас сквозь века? Поэтому и мед мы получаем из цветов! Райская сладость, душа рая пробивается через цветы, прячась от людского зла. Ибо наше зло и есть ад, прежде всего для цветов. Ибо они самые чувствительные и райские из всего сущего. Если хотите чувствовать себя на этом свете как в раю – живите среди цветов, с цветами, их дыханием и духом. Цветы – самый выразительный символ утраченного рая, всего райского.

Даже в самом маленьком цветке – сколько райского в нем! В нем, самом маленьком цветке, заключен весь рай! А все райское мило какой-то сладкой бесконечностью, бессмертием. Взгляни, как некая сладкая бесконечность, некое милое бессмертие скрылось, затаилось в каждом цветке, самом большом и самом маленьком. А всякая бесконечность связана со всем божественным. И мы именно через бесконечно малое проходим по вечности. Взгляд твой упал на майскую незабудку – и вот ты уже в бесконечности, в беспредельной бесконечности. И голубая незабудка, словно голубая лодочка, переносит твою душу на берег бесконечности. Бог это сделал для того, чтобы человек не оставался один – маленький, но всегда рядом с бесконечным и бессмертным. А через все это – с вечным. И через бесконечно малое посещает нас нечто бессмертное и божественное. Бог нас со всех сторон окружил бесконечным, бесконечно великим и неизмеримым. И мы, в сущности, бесконечны и бессмертны во всем. Среди малых крошечных цветочков и звезд, которые есть цветки света, мы, люди, существуем и двигаемся. Посмотри вокруг, и повсюду увидишь ее – бесконечную и вечную тайну, одну и ту же, разлитую во всем и везде.

Шептала мимоза:

Люди, вы не видите мою душу, как не видите свою, а ей вы живете, ей живу и я. Это наша явь, действительность, среда. Я бы вам все рассказала, но у вас недостаточно тонкий слух, чтобы меня услышать, и недостаточно доброе сознание, чтобы меня понять. Я посажена рукой невидимого Небесного Сеятеля. Через меня Он доносит некую свою тайну, и во мне больше небесного, чем земного – разве вы этого не ощущаете? Мне кажется, вы должны иметь такое зрение, чтобы видеть все – тогда вы сможете полностью разглядеть тайну моего существа. Вам нужен Всевидящий, чтобы увидеть мою душу, Всезнающий, чтобы ее узнать, и Всеслышащий, чтобы ее услышать

Вглядитесь в мои нервы, в моей нервной системе совершается переход небесного в земное, сверхъестественного в естественное. А вы думаете, что я вся – часть природы, всего того, что вы, люди, называете природой, а не замечаете того, что во мне сверхъестественное стало естественным. И вся природа есть ничто другое как сверхъестественное, преобразившееся в естественное. Люди объявляют природу чем-то естественным, тем самым замыкая круг своих мыслей, вопросов и доводов. Как будто их слова что-то объясняют. То же самое, как если бы вы сказали: солнце – это солнце, потому что солнце, голубое – тоже голубое, потому что оно такое, соловей – тоже соловей, потому что он соловей, человек – тоже человек, потому что он человек. Этим ничего нельзя ни объяснить, ни доказать, только признать свое неведение. Да, природа – самое сверхъестественное. Давайте, расскажите мне, что в вашем понимании есть природа? И что при этом приходит вам в голову, что вы чувствуете? Вся природа, в сущности, сверхъестественна, поскольку живет какими-то таинственными силами, источников которых мы не знаем и чьи запасы нам неизвестны. И вы, люди, еще пытаетесь объяснить природу логикой? И повторяете – логика, логика! А что такое – логика, что это значит – логично? Все непостижимо в неразрешимой загадке бытия…

В самой удивительной тайне своего существа все цветы – сверхъестественны. Самым таинственным, самым загадочным корнем своего существа мы держимся за небо, невидимо живем небом. И видимо тоже! Смотрите, нам нужно много солнца и света небесного, много звезд и их света, много неба и его синевы, чтобы мы могли жить здесь, на земле, «в природе». И мы также являем собой переход от сверхъестественного к природному!

Почему надо признавать первенство только человеческого существа, человеческой логики? И в нас живет Логос, и Логика Божья, и Смысл. Разве вас не удивляет, не поражает, не изумляет каждый наш листок? Вы ведь еще не знаете, откуда взялись краски и их оттенки! Вы не в состоянии ни осмыслить, ни прочувствовать нашу тайну. Своей тайной мы скрыты в сверхъестественном, разве не так?

Вот моя чувствительность. Как вы ее объясните при помощи вашей логики? Как только кто-то дотронется до моего листочка, вслед за ним полягут все остальные, а когда я на лугу, как только кто-то коснется одного стебелька, он сделает так, что на всем лугу полягут и все остальные, предупреждая об опасности. Природа устроена невероятно сложно, она чувствительна к прикосновениям, к дыханию. При движении воздуха листочки собираются, жмутся друг к другу, словно прячутся, а следом за ними и веточка за веточкой. Природа принимает самые тонкие звуки. Устройство ее тончайшее, нервы изумляют. Вянет от дыхания,вянет от нехорошего взгляда, от гадкой человеческай мысли, от грязного чувства. А каково нам в огненном море человеческого, земного зла? Нас обижает малейшее зло, мы сотрясаемся – и умираем. Потому что имеем тончайшее устройство. Земля ведь – разве вы не знаете? – подножье неба.

Базилик напевал:

С миром меня связывает аромат. Я чувствую связь этого мира с ароматом. Кто дал моей душе этот аромат? Связь – с Богом, связь с видимым миром. Я ощущаю это чудо: сердце света входит в меня и в воду. О, это ощущение! Аромат, разве это не чудо? Великое чудо Божье! Что это за аромат? Земля не имеет его, а сердце мое – аромат. Простите мне эту загадку! Базилик в этом мире – в смрадной луже, где-то в загоне.

Говорила петуния:

Я живу ароматом. Здесь весь мой внутренний свет. И когда умираю – умираю через аромат. Через него вдыхаю и выдыхаю. И через аромат умираю, без агонии, без ропота, без огорчения. Мои ароматы идут через нежность. А любая моя пора – это окно в моей ароматной душе. А душа моя – вся во мне и вокруг меня. Душа моя вся из аромата. Когда уйдет аромат – я умру. Такая я. А что это такое – Синее надо мной, Синее, слышишь, я тебе посылаю свою душу! Найди ей новую оболочку – мое бессмертие! Люблю такое бессмертие, жажду его. Ах, у меня вообще немного слов, ибо много чувств. Всего несколько слов – аромат,душа,любовь,бессмертие. Мой аромат, уплывает с солнцем, в сумерках растворяется с заходом солнца. Проходит ли рядом человек со злой мыслью – будто с огнем, от которого цветок вянет. Когда нечистый взгляд падает на лист – это словно пылающий уголь.

Ландыш звенел:

Я самый маленький цветок, но через меня прошла какая-то сладкая сила, точно божественная. Я вздрогнул – это Христос прошел сквозь меня, и я почувствовал себя живым, существующим. Какая это радость, какая сладость – быть! Ибо меня это связывает с Логосом. А вы, люди, думаете, что мы, цветы, мертвые. Но взгляните – через нас идет Божественное слово, отсюда и наш аромат, и наше бессмертие.

Знаете, я больше связан с небом, чем вы. Мой аромат – в нем больше неба и солнца, чем в людских мыслях и чувствах. Я в родстве и с внутренними тайнами земли, ибо меня они питают своими соками. Душа моя ароматна, ибо это есть слово Логоса,а слово Логоса несет в себе и распространяет божественное миро. Аромат – это нечто истинно божественное, сверхъестественное, ибо наш аромат есть наша душа, выдыхаем – он идет к Богу, который хранит его в своих бессмертных ризницах.

Мы, цветы, смотрим на вас, людей, и ищем сходство с вами. Между нами только одно сходство – у вас богоподобная душа, душа Логоса – только в этом мы похожи. Но большей частью своего существа вы, люди, отступаете в какой-то страшный мрак и смрад. Это когда бежите от Логоса и от нас.

Знаете, а ведь и вы, люди, имеете аромат – аромат молитвы и любви. Молитва и любовь – это аромат, непреходящий аромат вашей людской души, человеческого существа. Я, ландыш, ощущаю, как от вас идет аромат ландыша, когда вы молитесь и любите.

Но вы, люди – несчастны, вы становитесь смрадом планеты, когда вы злы. Зло смердит. Зло имеет самый отвратительный запах. Ни одно земное и небесное существо не может ощущать аромат, если люди злы. Мы – ваши добродетели, мы очищаем воздух для вас, поглощаем углекислый газ, чтобы вы не отравились. В этом смысле мы – ваши врачи, ваши лекарства, врачуем душу и тело. Цените нас! Такими нас сотворил Бог, мудрейший Создатель!


Источник: Перевод с сербского: "Манастир Клисина"

Комментарии для сайта Cackle