Н.Н. Перцова, А.В. Уланова

Иван Снегирев

23 IV / 4 V (или 23 X / 3 XI) 1793, Москва – 9/21 XII 1868, Санкт-Петербург

Фольклорист, этнограф, археолог, библиограф, переводчик, мемуарист

Выпускник Московского университета; адъюнкт, затем профессор Московского университета; действительный член и библиотекарь Общества любителей российской словесности при Московском университете

Дед Ивана Михайловича Снегирева был священником в Александровской слободе Владимирской губернии; его отец, Михаил Матвеевич Снегирев (1760–1820), был профессором Московского университета сначала по кафедре логики и нравственной философии, потом по кафедре естественного, политического и нравственного права. Первоначальное домашнее образование Иван Михайлович продолжил в 1802–1807 гг. в гимназии при Московском университете, откуда в 1807 г. был переведен в студенты. В 1810 г. он завершил университетский курс кандидатом с двумя серебряными медалями. В годы учебы он подружился с Петром Чаадаевым, Александром Грибоедовым, Николаем Тургеневым; к кружку примыкали Иван Якушкин, Никита и Артамон Муравьевы и другие будущие декабристы.

В 1815 г. Снегирев получил степень магистра словесных наук; с 1816 г. стал преподавать на кафедре римской словесности и древностей Московского университета – сначала в звании адъюнкта, а с 1826 г. в профессорском звании. По своей основной специальности, римской словесности, Снегирев опубликовал три работы: «Dissertatio de profectibus Romanorum in disciplinis severiorihus» (М., 1816), «Nova Chrestomathia latina» (М., 1816) и «Латинскую грамматику» (М., 3-е изд. – в 1836 г.).

В течение многих лет Снегирев был связан с Обществом любителей российской словесности при Московском университете: в 1812 г. он был избран его сотрудником, 19 декабря 1819 г. стал действительным членом, а с 29 октября 1821 г. занимал также должность библиотекаря Общества.

В 1824–1855 гг. Снегирев состоял цензором Московского цензурного комитета. Хотя цензором он был достаточно либеральным, порой его деятельность вызывала недовольство писателей. Так, его добрый знакомый А.С.Пушкин по меньшей мере дважды обрушивал на него свой гнев. Именно о Снегиреве идет речь в письме Пушкина к М.Н.Погодину от 31 августа 1827 г. [ПП-II, с. 42]:

Побѣда, побѣда! Фауста Царь пропустилъ кромѣ двухъ стиховъ: да модная болезнь, она Недавно вамъ подарена. Скажите это отъ меня Господину, который вопрошалъ насъ какъ мы смѣли представить предъ очи Его Высокородiя такiе стихи!

Через пару лет Снегирев не пропустил какого-то не дошедшего до нас резкого выпада в адрес М.Г.Каченовского в пушкинской эпиграмме «Там, где древний Кочерговский» (напечатана в журнале «Московский телеграф», № 8 за 1829 г.). Пушкин ответил на это изъятие следующим письмом Снегиреву [ХЖиТП, с. 70]:

1829. Апрель, 9, Москва Сделайте одолжение объяснить, на каком основании не пропускаете вы мною доставленное замечание в М.<осковский> Телеграф? Мне необходимо, чтоб оно было напечатано, и я принужден буду в случае отказа отнестись к высшему начальству вместе с жалобою на пристрастие не ведаю к кому. Поручаю себя в ваше благорасположение и прошу принять уверения в искреннем моем уважении и преданности.

В то же время именно Снегирев одобрил «Братьев-разбойников» Пушкина и даже два «Философических письма» своего университетского друга П.Я.Чаадаева (их не пропустил духовный цензор Ф.А.Голубинский), защищал «Мертвые души» Гоголя. 15 февраля 1855 г. Снегирев был отстранен от должности за опубликованный в «Московских ведомостях» к столетнему юбилею университета «Очерк истории типографии Московского университета», где рассказывалось, в частности, об издательской деятельности Н.И.Новикова (в 1792–1799 гг. узника Шлиссельбургской крепости).

Основные труды Снегирева относятся к русской истории, русским древностям, по преимуществу церковным, и русской народной словесности. Важнейшие из них: «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (тт. 1–4, М., 1831–1834), «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (М., 1837–1839), «Лубочные картинки» (М., 1844 и 1861; до Д.А.Ровинского единственный труд в этой области), «Русские народные пословицы и притчи» (М., 1848), «Новый сборник русских пословиц» (М., 1857), «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (М., 1848–1854, 2-е изд. 1851–1857, вместе с А.А.Мартыновым), «Памятники древнего художества в России» (М., 1850), «Памятники московской древности» (М., 1842–1845), «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» (М., 1865, т. I). Кроме того, он составил историко-археологическое описание почти всех московских и подмосковных монастырей и церквей, несколько биографий (архим. Августина, митр. Платона и др.), сотрудничал по изданию «Древностей Российского Государства» (ему принадлежит текст I, IV и V отделений), издал первый том «Словаря русских писателей» митр. Евгения, «Обозрение кормчей» барона Розенкампфа (М., 1829) и «Древнее сказание о победе Дмитрия Иоанновича Донского» (М., 1829). Снегирев первым поставил на научную почву изучение русских пословиц, простонародных праздников и суеверных обрядов, а также был одним из первых исследователей русской иконописи. В 1854 г. он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Труды Снегирева не потеряли своего значения до настоящего времени.


Источник: Основные источники: [СЧОЛРС; РП:1800; Черейский 1989; Брокгауз–Ефрон, т. XXXа]

Комментарии для сайта Cackle