О последних временах

Источник

Перевод из книги Лактанция «Эпитомы 70 и 71» (С латинского – Epitome capp. LXX et LXXI ad lib. VII. De divinibus institutionibus, переведено с издания Миня (Migne) – Patrologia Latina V. VI. col. 1088–89–90.

Христианский писатель Лактанций почти совершенно неизвестен нашей церковной публике, мало на него ссылались и изучали его и наши и других вероисповеданий богословы, и на всем его творчестве, действительно, лег «прах забвения» – более чем на других сочинениях Древней Церкви. Никогда Лактанций серьезно не переводился у нас, что, конечно, является ущербом, ибо у Лактанция есть несколько прекрасных сочинений, которые и теперь могут быть полезны для нас. В его время он пользовался большим уважением (250–317?), и назывался «Христианским Цицероном» – он был учеником Арновиа и уроженцем Африки, христианином он стал в зрелых годах, и все свои силы отдал на служение Церкви; он был назначен Диоклитианом профессором риторики, но гонение на христиан положило конец его профессорской деятельности; будучи уже в глубокой старости – он был назначен преподавателем царевича Криспа в Галлии. Сочинения его написаны прекрасным языком, и позже от Западных Отцов мы находим большую похвалу его учености и приятности и изящности стиля. Главное его сочинение, конечно, – De divinibus institutionibus, являющееся в одно и то же время и апологетикой и догматикой (в главных её чертах) Христианства. De Opificio Dei главным образом разсуждает о природе человека, являясь некоего рода христианской антропологией. De Ira Dei подробно и тонко разсуждает о том, как гнев Божий и Его благость совершенно совместимы. Epitome, написанные после 314 г., являются дополнением к De divinibus institutionibus. Исторически важное сочинение приписывается Лактанцию: De mortibus persecutorum, где он говорит о смерти – Божием наказании, постигавшем императоров – гонителей христиан. Особенно подробно он разсказывает о последнем гонении на христиан при Диоклитиане. Поэмы De ave Phoenice и Pascha приписываются Лактанцию, но вопрос их авторства остается открытым.

В нашем извлечении из Эпитом мы приводим только то, что Лактанций писал о последних временах, ибо в настоящий момент это особо интересно.

Так как установленные и предуказанные от Бога времена начали исполняться, то становится необходимым разрушение и истребление всего, для того, чтобы мир мог быть обновлен Богом. И это время очень близко, насколько это можно почерпнуть из числа лет и из знамений, прореченных пророками. Но так как то, что было сказано касательно конца мира, является безчисленным, надлежит изложить только самую сущность, без прикрас, ибо приводить все свидетельства было бы делом, не имеющим конца. Если кто того желает, или не вполне нам дове ряет, пусть сам приблизится к глубине писаний и, будучи вразумлен их достоверностию, убедится в том, как заблуждались философы, которые учили, будто мир или вечен, или он существовал безчисленное число тысячелетий от сотворения его.

Ибо не прошло еще и шести тысяч лет, а когда это число лет исполнится, тогда, наконец, все зло будет удалено, чтобы воцарилась одна справедливость.

Что это время должно наступить скоро, было о том предсказано пророками, но гадательно. Когда приблизится последний конец для мира, тогда зло возрастет, все виды пороков и злодеяний участятся, справедливость исчезнет, вера, милосердие, мир, скромность и истина перестанут существовать. Насилие и дерзость будут изобиловать. Никто не будет обладать ничем, самым малым, если только оно не будет защищаемо (собственными) руками. Если где и найдется хороший человек, то он будет лишь предметом использования и посмеяния. Никто не будет проявлять сыновних чувств к родителям. Никто не пожалеет ребенка или старика. Алчность и похоть испортят все. Будут убийства и кровопролития. Будут войны, войны не только между чужими и пограничными государствами, но и междуусобные. Государства будут вести войны между собою; какого бы кто ни был пола и возраста, все возьмут оружие. Достоинство власти не будет уважаться, равно как и военная дисциплина; все будет иметь сходство с разбоем, будут расхищения и опустошения. Царства умножатся и десять мужей захватят мир, деля его на части и пожирая. Потом востанет один на многих, более могущественный и нечестивый, который, уничтожив трех, захватит Азию (иногда читается «aliam», но Минь справедливо недоумевает, к кому бы это слово относилось) и, подчинив остальных своей власти, будет терзать землю. Он установит новые законы и отменит старые, создаст свое государство, именование и местонахождение власти изменит. Тогда наступит время ужасное и отвратительное, в котором никто не хотел бы жить. Коротко сказать, такия настанут условия жизни, что живущих будут провожать слезами, а умирающих приветствовать. Города будут уничтожаемы – иногда огнем, иногда мечем, иногда частыми землетрясениями, иногда наводнениями, иногда эпидемией и голодом. Земля ничего не будет раждать, оголенная или крайним холодом, или чрезмерной жарой. Воды частично будут обращены в кровь, а частично будут отравлены горечью, так что не будут ни полезны для употребления в пищу, ни годны для питья. К этому злу присоединятся еще знамения с небес, так что не будет недостатка ни в чем, что бы могло устрашить человека. Часто будут являться кометы. Солнце помрачится постоянной бледностью света, луна окрасится в кровь, и былая её сила (света) к ней не возвратится. Все звезды спадут, времена года не будут соблюдаться, ибо зима и лето тогда смешаются, и год, и месяц, и день уменьшатся. И Трисмегист утверждает, что это будет означать старость мира, приближающегося к концу. И когда все так случится, то надо будет знать, что крайне близко время, когда Господь придет для того, чтобы изменить мир. Посреди же этих времен востанет безбожный царь, который будет врагом не только людям, но и Богу. Он будет топтать, распинать и мучить тех, кто были пощажены предыдущими тиранами.

Тогда возникнет непрестанный плачь, непрестанный вопль и скорбь, и безполезны будут к Богу молитвы, тогда не будет ни отдыха для слез, ни сна для передышки. День ото дня будет увеличиваться опасность, ночь от ночи – тревога. Так, круг земной будет превращен почти в пустыню с редкими лишь людьми. И тогда нечестивый этот человек воздвигнет гонение на праведных и посвятивших себя Богу. Он издаст приказ, чтобы его самого почитали, как Бога. Ибо он объявит, что он Христос, тогда как на самом деле он будет Его противником. Для того, чтобы ему поверили, дана ему будет власть совершать чудеса – так что он будет сводить пламя с неба на землю, изменит курс солнца, а установленное собственное его изображение заговорит. И чрез эти чудеса он многих соблазнит на то, чтобы его боготворили, получив его знак, как на руке, так и на челе. А кто не будет его боготворить и не получит знака, тот умрет в изощренных мучениях. Так он уничтожит две части мира, третья же часть убежит в пустыню, но он, в неистовстве и бешенстве неумолимого гнева, поведет войско в пустыню и осадит гору, куда убегут праведные. И когда они узрят себя осажденными, они взмолятся о Божией помощи громким голосом, и Бог услышит их и пошлет им Освободителя.

Сообщено иеромонахом Амвросием.


Источник: Лактанций. О последних временах // Православный путь (Церковно-богословско-философский Ежегодник. Приложение к журналу «Православная Русь»). 1955. С. 163-165.

Комментарии для сайта Cackle