Источник

Даниил, митрополит Московский и всея Руси (Рязанец)

Первое известие о нем относится к 1515 году, когда он братией Иосифо-Волоколамского монастыря был избран игуменом. Основанием для избрания послужило то, что Даниил представлял из себя образец деятельного инока, наделенного большими умственными и дипломатическими способностями, всесторонней начитанностью и образованием.

Вступив на пост игумена, он свято хранил заветы преподобного Иосифа, строго поддерживал устав, данный монастырю его основателем. При преподобном Иосифе в Волоколамском монастыре была составлена значительная богословская библиотека. Игумен Даниил продолжил труд приобретения книг и умножения их посредством переписки.

Он проявил себя в монастыре деятельным администратором и опытным хозяином.

В этот же период он начал заниматься и литературной деятельностью.

Кроме названных положительных качеств, игумен Даниил отличался значительным честолюбием и умением входить в доверие к нужным ему людям.

Волоколамский монастырь часто посещал великий князь Василий. Этими посещениями и воспользовался игумен Даниил для своего возвышения.

Он сумел внешним поведением понравиться великому князю, который своей волей, без Собора епископов, 27 февраля 1522 года возвел игумена Даниила на Московскую митрополию.

В сане митрополита Даниил проявил излишнюю, доходящую до предосудительности угодливость великому князю.

В 1523 году он вместе с великим князем писал грамоту Северскому князю Василию Ивановичу Шемячичу, приглашая его в Москву и гарантируя ему полную безопасность. Однако, как только Шемячич приехал, он был схвачен и заключен под стражу. При этом митрополит Даниил, несмотря на свое обещание, не только не вступился за него, но и еще открыто одобрил поведение великого князя. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитет в глазах русских людей.

В таком же дурном свете он зарекомендовал себя в 1525 году, когда вопреки евангельскому учению и всем церковным правилам он допустил развод великого князя и сам же затем вторично венчал его.

Такие поступки были вызваны честолюбивым желанием сохранить за собой высокий сан и опасением лишиться благоволения великого князя.

Отрицательную роль сыграл митрополит Даниил и в деле преследования Максима Грека. Вооружив против него великого князя, он добился заточения Максима Грека в монастырь.

Несмотря на враждебное отношение к нему общества, митрополит Даниил играл большую роль в церковных и государственных делах во время княжения великого князя Василия.

После смерти великого князя Василия митрополит Даниил еще некоторое время прочно держался на своем месте, но роль его в Боярской думе была уже пассивной. А когда царем стал Василий Иванович Шуйский, затем брат его Иван, партию которых в свое время не поддерживал преосвященный Даниил, он был насильственно «сведен» с митрополии 2 февраля 1539 года и сослан в Волоколамский монастырь, где 26 марта написал грамоту об отречении от митрополии и от святительства.

«Митрополит Даниил как нравственная личность, – писал профессор Е. Голубинский, – представляет из себя далеко не светлого человека. Но тот же митрополит Даниил занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом. Он написал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и такую же книгу учительных посланий».

Скончался митрополит Даниил 22 мая 1547 года в Волоколамском монастыре, где провел остаток своей жизни в полной безвестности. Погребен в малом приделе главной церкви.

Труды: Сборник митрополита Даниила, состоящий из 16 догматических и поучительных слов // Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. – М., 1881.

Сборник с 14-ю посланиями Даниила к разным лицам. – Дружинин В.Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI-го в. // Летопись занятий Археографической комиссии. – СПб., 1909, вып. 21. – С. 36–38, 45–106, 113–114 (№№ 2, 6–31, 33).

Окружное послание // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. – СПб., 1862, вып. 4. – С. 194–204.

Отреченная грамота.

Сборник актов, грамот и дарственных записей.

Литература: Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. – М., 1881.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. – СПб., 1818, ч. 1. – С. 114–115.

Беляев А. А. Исторические чтения о языке и словесности // Известия Академии наук по отделению русского языка и словесности. – СПб., 1856, т. 5. – С. 194–209.

Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд. / А. Горский, К. Невоструев. – М., 1855–1917, отд. 2, т. 3, № 237. – С. 147–164.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 6. – С. 168–207.

Гинбов, священник. Даниил, митрополит Московский, как проповедник.

Жмакин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М.. 1896. – С. 27.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 287.

Геронтий (Кургановский), архимандрит. Волоколамский Иосиф ов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. – СПб., 1903. – С. 47, 101.

Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и о б разцах с половины IX-XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 138–151.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1653, 1657, 1660–1662, 1705, пр. 1, 1707, 1725, пр. 1, 1726; кн. 2. – С. 2, 8, 31, 415, 440.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 5.

Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2, № 845. – С. 154.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 97.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 95, 439, 441, 467.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 583.

Русская проповедь в XI-XVI вв. // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1868, ч. 139. – С. 137–138.

Рязанские епархиальные ведомости. – 1874, № 6.

Исторический вестник. – 1881, апрель. – С. 775.

– 1882, февраль. – С. 471–474.

– 1884, август. – С. 664.

– 1887, май. – С. 259.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 240.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 922–928.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г.. т. 1. – С. 706–707.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 84–93.

Христианское чтение. – СПб., 1872, октябрь. – С. 181.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 139–140.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle