митрополит Мануил (Лемешевский)

Георгий (Ярошевский), митрополит Варшавский

Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии.

В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же Академии.

В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии.

24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха.

В 1901 году за свой труд «Соборное послание Св. Ап. Иакова» получил степень магистра богословия и определен смотрителем Калужского духовного училища.

1902 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии.

1903 г. – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита.

I июля 1906 г. хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии.

С I февр.1908 г. – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии.

С 19 ноября 1910 года – епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии.

С 22 ноября – ректор СПБ духовной академии.

С 13 мая 1913 г. – епископ Калужский и Боровский.

С 1914 г. – почетный член СПБ духовной академии.

С 6 июля 1916 г. – епископ Минский и Туровский.

С 1916–1918 г. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий.

Выступал против учреждения патриаршества.

12 дек.1917 г. утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии.

12/25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа.

В 1919 году эмигрировал за границу в Италию.

В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше.

Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архп. Георгия своим временным экзархом в Польше. Но архп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон.

В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

В это время польский посол в Москве настоятельно требовал от Патриарха Тихона обещанной автономии для Православной церкви в Польше и назначения ее главой архиепископа Георгия в сане митрополита. Патриарх Тихон, освободив архп. Георгия от звания экзарха, возвел его в сан митрополита, но только Варшавского, а не всея Польши и обещал поставить его над всей церковной областью лишь тогда, когда Польское правительство примет «Положение об управлении Православной Церкви в Польском государстве», составленное Патриаршим Синодом и посланное в Варшаву на рассмотрение правительства.

Такое решение Патриарха, конечно, не понравилось митрополиту Георгию, и он, получив на отзыв «Положение», без всякого стеснения вычеркнул из него все, что касалось прав Патриарха над автономной Церковью и оставил то, что относилось к его правам, как главы автономной Церкви. В таком искаженном виде «Положение» было разослано всем иерархам в качестве «патриаршей воли».

Этот подлог, конечно, был изобличен Преосвященным Елевферием и другими иерархами, верными Матери-Церкви, но митрополит Георгий, пользуясь церковной смутой в России, счел данный момент благоприятным для осуществления своих замыслов и в половине мая 1922 года созвал новый Собор иерархов в Почаевской Лавре. К этому времени польские власти без всякого повода арестовали и выслали в Чехию епископа Сергия (Королева). С его устранением в составе Собора осталось всего четыре иерарха, из которых митр.Георгий, как председатель и всегда согласный с ним епископ Дионисий могли обеспечить успех любого угодного им решения.

На Почаевском Соборе так и получилось; его решения стали явно клонить к установлению автокефалии. В виду этой опасности архиепископ Елевферий и епископ Владимир (Тихоницкий) оставили заседание Собора и тем прекратили его. Но, несмотря на это, митр. Георгий вместе с епископом Дионисием провели нужные им решения якобы от лица всего Собора. Они осуществили даже хиротонию своего сторонника архимандрита Александра (Иноземцева) в отсутствии двух членов Собора и против их согласия.

Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам Преосвященных Елевферия и Владимира, автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод.

Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь. 8 февраля 1923 года он был убит Смарагдом, архимандритом-фанатиком.

Труды:

«Соборное послание Св. Ап. Иакова».

Магистерская диссертация. Киев, 1901.

«Стигматизация» (Богословско-психологический очерк)

Харьков, 1905

«Избрание епископов в древней Церкви».

Харьков, 1906.

«Теория проф.А.П.Лебедева – о братиях Господних».

Харьков, 1907.

«Индивидуалистическое миросозерцание». Леонида Андреева.

Харьков, 1909.

Речь при отпевании Высокопреосв. Антония, митрополита С.Петербургского.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 45, стр.1825.

Речь при вступлении на паству.

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 28, стр.1305.

Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПБ духовной академии (в мире Борису Димитриевичу Тихонову).

«Рус.Инок», 1913, № II,стр.696–699.

Слова, поучения и речи. Калуга, 1914.

Отзыв проф. С.Зарина о словах и речах см.

«Приб. к «ЦВ” 1914 , № 34, стр. 1532.

«Демонические болезни» (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914, см.также «Христ. Чтен.» 1912, июль-авг., стр.774.

«Глоссолалия» (I Кор.14:1–40). Богословско-психологический очерк.

Калуга, 1915.

Отзыв проф.С.Зарина об этом очерке см.

«Приб. к «ЦВ» 1915, № 44, стр.2279.

Литература:

«Церк.Вед.» 1906, № 24, стр.323.

-"- 1908, № 6, стр.32.

-"- 1910, № 48, стр.441, 443.

-"- 1911, № 50, стр.416.

-"- 1913, № 21, стр.307.

-"- 1917, № 2, стр.13.

-"- 1918, № 17–18, стр.104.

«Ж.М.П.» 1952, № 2, стр.5

-"- 1953, № 4, стр.35–36.

-"- 1957, № 9, стр.67–68.

-"- 1960, № 5, стр.47.

«Изв. Каз. Еп.» 1913, № 10, стр.341–342.

-"- 1913, № 22, стр.685.

«Прав. Собес.» 1915, сентябрь, стр.76.

«Русск. Паломн.» 1911, № 41, стр.654.

«Мисс. Календ.» 1907, стр.131.

«Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.240–241.

«Памятн. Книжка Петрогр. Дух. Акад. на 1915/1916 уч/год», стр.II.

Елевферий митр. «Соборность Церкви. Божие и кесарево».

Париж, 1938, стр.44, 46, 51, 75, 88.

Булгаков, стр.1410, 1412, 1415.

БЭС т.1, стб.633.

НЭС т.ХIII, стр.108–109.

ФАМ II, № 22, стр.6.

Regel’son 274.

F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 64, 132, 133–138, 139, 144, 184.



Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle