Источник

Первое послание к Коринфянам

Основание церкви Коринфской

Коринфская церковь основана Св. Ап. Павлом (1Кор. 3:10) во время второго его благовестнического путешествия. В шумный и развращенный город Коринф прибыл великий Апостол языков около 53-го года христианской эры из Афин, после известной своей проповеди в афинском ареопаге30. О полуторагодичной деятельности Св. Ап. Павла в Коринфе Книга Деяний (см. Деян. 18) сохранила нам следующие сведения.

Нашедши некоторого Иудея, именем Акилу, родом понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу жену его, Святой Павел на первых порах у них и поместился31. Одинаковые ремесла, которым снискивали себе Апостол пропитание, как видно, послужила к первоначальному сближению его с хозяевами, ибо и их ремеслом было делание палаток. Занятый в течении недели своей работой, он вероятно благовествовал сначала только тем, кто приходил видеть и послушать его на дому, когда молва о нем стала распространяться по городу. «Во всякую же субботу, – как примечает книга Деяний, – он говорил в синагоге, и убеждал иудеев и эллинов. А когда пришли к нему на помощь два усерднейших ученика его из Македонии – именно Сила32 и Тимофей33, – тогда он получил возможность усилить и расширить свою проповедническую деятельность и учил уже не по субботам только, а и в прочие дни, будучи понуждаем Духом свидетельствовать иудеям, что Иисус есть Христос». Но мало успеха имела эта проповедь у иудеев, и «как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам. И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги». Из наиболее замечательных иудеев, обращенных апостольской проповедью, книга Деяний отмечает самого начальника синагоги Криспа, который уверовал в Господа со всем домом своим. О прочих же Коринфянах она делает общее примечание, что «многие из Коринфян слушая уверовали и крестились34». Но все же успех проповеди далеко не соответствовал, как видно, ожиданиям и усилиям Апостола, так что он хотел было удалиться вовсе из развращенного Коринфа, в котором, кроме непрерывного противодействия своей проповеди, он стал испытывать даже и покушения на жизнь свою. И нужно было Апостолу особое и нарочитое ободрение от самого Господа. «Господь же, в видении, ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию». В этот-то период времени апостольская проповедь, при содействии возвращающей благодати Божией, произрастила обильные плоды, и церковь Коринфская, столь знаменитая впоследствии и столь обильная всякими духовными дарованиями (1Кор. 1:5–7), прочно утвердилась и расширилась в Ахайи35. Продолжателем дела Павлова в Коринфе, или – по выражению самого Апостола Павла – поливателем насажденных им семян веры Христовой (1Кор. 3:6), был «некто Иудей, впоследствии знаменитый Апостол, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в писаниях36».

Повод к написанию послания и обстоятельства, при которых оно написано

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел успел благополучно исполнить свой план о посещении Иерусалима на Пасхе, и уже начавши третье свое апостольское путешествие из Антиохии и «прошедши по порядку верхние страны – Галатийскую и Фригию» (Деян. 18:22, 23), прибыл в Ефес для утверждения здесь церкви Христовой (Деян. 19:1). Тогда-то стали доходить до него разные неблагоприятные слухи об оставленной им церкви Коринфской, о которой и без того болела его душа в продолжительной разлуке с ней, как и о всех церквах Македонских. Тотчас же явилась было у него мысль идти к Коринфянам, дабы, по его выражению, вторично они получили от него благодать37. Не оставляя этой мысли, Апостол только несколько изменил впоследствие свой первоначальный план, когда оказалось, что ради Коринфа нельзя так скоро оставить и Ефеса, где множество было жаждущих назидаться его словом. Вместо же себя Апостол направил через Македонию Тимофея, своего возлюбленного и верного в Господе сына, дабы он разведал и донес ему в подробности о положении Коринфской церкви, предварительно сделавши все для умиротворения38. Между тем слухи о Коринфской церкви все стали повторяться и умножаться. Будто бы, например, один из коринфских христиан допускал такой вид блужения, какой и у язычников не допускается (1Кор. 5:1). Пришли затем в Ефес домашние одной христианки Хлои и подтвердили Апостолу не только этот слух, но и рассказали многое другое недоброе, особенно же огорчили Апостола своими рассказами о состязаниях и спорах религиозных, усилившихся до того, что выходило нечто похожее на партии и секты с отдельными руководителями во главе (1Кор. 1:11 и след.). Возвратившийся из Коринфа Аполлос много неприятного также мог сообщить Ап. Павлу, и несмотря на усиленные просьбы его идти опять с некоторыми другими братьями для устроения церкви Коринфской, решительно отказался от сего (1Кор. 16:12).39 Наконец прибыли в Ефес посланные от коринфской церкви Стефан, Фортунат и Ахаик с нарочитым посланием к Апостолу (1Кор. 7:1) и с словесными поручениями. Хотя эти пришельцы несколько успокоили дух Апостола (1Кор. 16:18), который очевидно стал представлять себе религиозное состояние коринфян в самых мрачных красках, однако же из послания он уверился в действительности многих и таких настроений, которые требовали немедленных исправительных мер и повергли Апостола в немалую скорбь и тугу сердечную (2Кор. 2:4). К таковым нестроениям относились, например, тяжбы в языческих судах, беспорядки на вечерах любви, непокровение женщинами голов своих в церкви, а также неверие некоторых Коринфян в воскресение мертвых. Предлагали кроме сего к разрешению разные недоумения и вопросы, например, о супружеском и девственном состоянии, и ядении идоложертвенного и даре языков и проч.40 Вследствие всего вышеизложенного Св. Павел и решился, не покидая до времени Ефеса, немедленно же отправить в Коринф свое послание для уврачевания всех вышеизложенных неустройств, и для решения всех Коринфских недоумений, чтобы после и самому прийти туда «с любовью и духом кротости»41 (1Кор. 4:21). Посторонним же и, так сказать, дополнительным поводом к написанию послания было для Апостола еще и то, чтобы устроить в Ахайи сбор денежного вспомоществования для палестинских христиан, о способе которого Апостол нарочито и рассуждает чрез послание с Коринфянами (1Кор. 16:1–4).

Время и место написания Послания

Из обозрения обстоятельств, в которых написано послание, видно, что оно написано в Ефесе. Впрочем, об этом говорит весьма определенно и само послание. «Не хочу видеться с вами теперь мимоходом, – пишет Апостол в Коринф, – а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь повелит. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» (1Кор. 16:7, 8). Итак, он пишет свое послание к Коринфянам из Ефеса.42 Самое написание послания относят обыкновенно к концу пребывания Павлова в Ефесе, именно к 57-му или к 58-му христианской эры.43

* * *

30

В апостольское время город Коринф был столицей южной Греции, сделавшейся при Юлии Цезаре римской провинцией под именем Ахайи, и отличался столько же своим богатством, обширной торговлей, а также науками и искусствами, сколько и грубой безнравственностью, которую брала под свое покровительство сама религия. В храме Афродиты Пандемосской открыто творились всякие мерзости, а частная жизнь разноплеменных обитателей Коринфа, стекавшихся сюда ради торговых и всяких других целей, столь была распущена, и эта распущенность столь была общеизвестна и обычна, что «жить по-коринфски» на тогдашнем языке означало «жить распутно».

31

Сия благочестивая и гостеприимная чета первоначально жила в Риме, но принуждена была оттуда удалиться со всеми прочими иудеями вследствие обнародованного повеления императора Клавдия.

32

Из города Верии.

33

Из Фессалоники.

34

Некоторых поименно называет сам Апостол в своих посланиях, напр., Стефана, семейство которого было начатком Ахайи, Фортуната и Ахаика (1Кор. 16:15, 17), также Терция, бывшего переписчика послания к Римлянам, Гайя странноприимца, Кварта и других (Рим. 16:22, 23).

35

Но конец пребывания апостольского в Коринфе ознаменовался некоторым прискорбным событием, которое, собственно, и заставило Св. Павла удалиться из этого города, чтобы идти на проповедь в другие города и страны. Раздраженные успехами проповеди апостольской иудеи «напали единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону». Сущность этого обвинения состояла в том, что Павел сделался основателем какой-то новой секты сверх дозволенных законами римской империи вероисповеданий. Это было в проконсульство известного своим благородством и образованностью Галлиона, брата Сенеки и дяди поэта Лукана. Когда Павел хотел открыть уста для защищенной речи, Галлион сказал иудеям: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас. Но когда идет спор об учении, и об именах, и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьей в этом. И прогнал их от судилища». Дело этим, однако же, не кончилось. Услыхавши решение проконсула, презиравшие евреев эллины устремились на них в той же судебной палате: схватив главного вожака возмущения Сосфена, начальника синагоги, «они били его пред судилищем, и Галлион нимало не беспокоился этим». После такого возбуждения страстей и озлобления иудеев Павел, хотя и пробыл еще довольно дней в Коринфе, но простился все-таки с братьями и отплыл в Сирию (с ним и Акила и Прискилла). Вышеозначенного Сосфена отнюдь не нужно смешивать с тем, о котором говорил Апостол в послании своем к Коринфянам (1Кор. 1:1). Имя Сосфена было в большом употреблении, и потому многие лица могли носить его.

36

В первый раз, по рассказу Деяния Апостольских, он является в городе Ефесе после того, как выбыл отсюда Св. Павел по прибытии своем из Коринфа. Встрече их помешало то обстоятельство, что тогда нужно было Св. Павлу спешить в Иерусалим на праздник Пасхи, хотя Ефесяне и просили его побыть у них долее. Обещавши опять к ним возвратиться, если будет угодно Богу, Св. Павел отправился все-таки из Ефеса, остались же вместо него Акила и Прискилла (Деян. 18:19–22, 24). Когда Апостол в отсутствие Павла пришел в Ефес, то «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоне. Услышав его Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахайю, столицей которой был Коринф, то братья ефесские послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью. Ибо они сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая писанием, что Иисус есть Христос». Так говорит книга Деяний об апостольской ревности знаменитого сотрудника Павлова Аполлоса на утверждение церкви Христовой в Коринфе, насажденной трудами великого Апостола языков! (Деян. 18:24–28).

37

План был такой, чтобы отплыть на корабле прямо из Ефеса в Коринф, обойти потом сухим путем церкви Македонские, переправиться морем опять в Коринф, и оттуда морем же в Иудею до Иерусалим (2Кор. 1:15, 16).

38

Тимофей отправился туда в сопровождении Ераста, городского казнохранителя в Коринфе. Сам же Павел остался на время в Асии (1Кор. 4:17; Деян. 19:22).

39

По всей вероятности, остановило его благородное опасение, как бы своим возвращением не послужить еще к большему раздору Коринфян, ибо одни из спорщиков и состязателей стали уже открыто прикрываться в своих мнениях именем ученого и красноречивого Аполлоса (1Кор. 1:12).

40

Нельзя было тотчас же идти самому Апостолу Павлу на место коринфских нестроений, хотя, по его же сознанию, не грядущу ему там разгордешася нецыи (1Кор. 4:18). Ибо, с одной стороны, в Ефесе продолжала быть для него отверстой великая и высокая дверь благовестия, и противников было много, так что церковь тамошнюю оставить было нельзя; наскоро же и мимоходом побывать в Коринфе Апостолу совсем не хотелось, по малополезности такого путешествия (1Кор. 16:9, 7). С другой же стороны, и свидание его с Коринфянами при текущих обстоятельствах могло быть только крайне тягостным – как для него, так и для них самих. «Я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу… Чего вы хотите? с жезлом ли прийти к вам» (1Кор. 4:19, 21). Вот каково было настроение Апостола.

41

На помощь Тимофея, предварительно посланного в Коринф, Св. Апостол Павел также много надеялся и даже счел нужным написать об этом Коринфянам (1Кор. 16:10, 11). Дальнейшие обстоятельства так, однако же, потекли, что Апостолу пришлось, вопреки своим планам, гораздо раньше удалится из Ефеса. Тогда он, по заранее начерченному плану, направившись к Коринфянам чрез Македонию (1Кор. 16:5, 6) и встретя здесь Тимофея, еще не достигшего Коринфа, написал с дороги из Македонии второе послание к Коринфянам, пока наконец сам не прибыл в Коринф.

42

Что не в первое кратковременное свое пребывание в Ефесе, на возвратном пути из второго путешествия (Деян. 18:19–21), написал Апостол свое послание, видно из того, что тогда не было еще в Ефесе Аполлоса, при написании же послания он там уже был и докладывал Апостолу о Коринфянах (1Кор. 16:12). Значит, писал он им тогда уже, когда пришел в Ефес во второй раз, т. е. во время третьего своего путешествия. А что довольно побыл он в сем городе еще до написания послания, видно из того, тчо «с силой уже возрастало там и возмогало слово Господне», и лишь только после сего он стал, по рассказу Деяний Апостольских, собираться чрез Македонию в Ахайю до Коринфа вследствие разных, как мы знаем, недобрых слухов о Коринфянах; но потом рассудил послать туда предварительно Тимофея с Ерастом (Деян. 19:20, 21).

43

Есть возможность определить даже время года, когда написано послание. По некоторым признакам видно, что Апостол рассчитывал, что послание его в Коринф будет доставлено к Пасхальному времени (1Кор. 5:7, 8); к Пятидесятнице же он ждал возвращения к себе Тимофея (1Кор. 16:8–12). Таким образом, с посланием отправились из Ефеса приблизительно в начале марта. Около того же весеннего времени оно, конечно, и было написано Апостолом.


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle