Источник

Второе послание Коринфянам

Повод к написанию послания

Отправивши в Коринф свое первое послание, Св. Ап. Павел хотел подождать результатов онаго, а еще ранее посланному туда Тимофею дать возможность окончить сбор милости в пользу церквей палестинских (1Кор. 4:17). Сам же тем временем он хотел до конца довести и свои проповеднические дела в Ефесе, чтобы затем уже пойти самому лично для более продолжительного свидания с Коринфянами, столь нуждавшимися в его апостольской помощи. Так и были к сему настроены сами Коринфяне (1Кор. 16:6–9). Вдруг обстоятельства изменились. Возмущение Димитрия среброковача заставило Апостола немедленно же оставить Ефес. Если бы тотчас же идти ему в Коринф, то он еще не застал бы там Св. Тимофея, не нашел бы и собранной милостыни, а главное – не знал бы, какие там последствия возымело его послание, что для него было очень важно. Посему он немедленно посылает разведать о сем другого ученика своего Тита, а сам отправляется в Троаду, наказав Титу поспешить туда же из Коринфа для сообщения собранных сведений. Ожидательное состояние Апостола было до такой степени напряженно, что не имея – по его собственному выражению – покоя духу своему в Троаде, он поспешил в Македонию для ускорения встречи своей с Титом несмотря на то, что в Троаде отверста была ему дверь о Госопде, т. е. обстоятельства благоприятствовали для проповеди о Господе Иисусе Христе (2Кор. 2:12–13). Встреча с Титом в Македонии возвратила спокойствие духу Апостола Павла. Здесь же увиделся он и с учеником своим Тимофеем, который только еще направлялся в Коринф64. То, что сообщил Св. Павлу Тит, и было поводом к написанию второго послания к Коринфянам, а сообщил он ему много приятного, но и нечто неприятное.

Во-первых, узнал Св. Ап. Павел, что послание его произвело в Коринфянах сильную печаль яже по Бозе, которая привели их к покаянию, возбудила усердие к Апостолу, расположила к извинениям, воспламенила негодование на виновного (кровосмесника), пробудила страх Божий, желание исправиться, ревность об этом исправлении и строгость к нечестивым (2Кор. 7:9–11). Надлежало и Апостолу успокоить Коринфян, что он совершенно примирился с ними духом своим.

Но Тит доложил Св. Ап. Павлу и то, как упорные противники его изо всех сил старались поколебать апостольский авторитет его у Коринфян. Не имея возможности ни в жизни, ни в учении Апостола указать на что-нибудь неодобрительное, они усиливались придать какое-то необычайно важное значение в глазах Коринфян тому обстоятельству, что Апостол несколько раз изменял план своего посещения Коринфян (2Кор. 1:16; 1Кор. 16:3, 6, 7). Очевидно, им хотелось чрез сие набросить тень изменчивости и непостоянства на характер Апостола Павла, а чрез сие возбудить сомнение в верности и самого учения Павлова. Совершенное же бескорыстие и смирение Ап. Павла, скромность его обращения в Коринф и простоту проповеди хотели перетолковать – как доказательство его слабости: «в посланиях он строг и силен, – говорили, – а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2Кор. 10:10). Надлежало таким образом Апостолу Павлу разъяснить Коринфянам всю пустоту и неосновательность распускаемых про него речей, высоту и истинность проповедуемого им учения, чистоту и искренность своего поведения, а также и низость своих клеветников.

Не скрыл, как видно, Св. Тит от Апостола Павла и того, что некоторые заблудшие Коринфяне не спешили отстать от привычных грешных дел и раскаяться в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое они делали (2Кор. 12:20–21). Надлежало посему отсутствующему Апостолу с особенной силой побудить сих коснеющих грешников к исправлению, дабы, – как он выражается, – «в присутствии не употребить строгости по власти, данной ему Господом к назиданию, а не к разорению» (2Кор. 13:10).

Надлежало, наконец, Апостолу довести до конца давнишнее свое старание о деятельном пособии бедствующим христианам палестинским чрез сбор подаяний в Ахайи и для сего расположить Коринфян к доброхотным усердным пожертвованиям, дабы не постыдиться за них пред Македонянами; ибо Апостол, по его словам, вперед уже и с большой уверенностью пред ними хвалился на счет благотворительности Коринфян (2Кор. 11:4).

Вот те побуждения, которые расположили Апостола Павла писать второе послание к Коринфянам.

Время и место написания

Временем написания сего послания был тот же 58-й или 57-й год, в который написано и первое послание к Коринфянам, «что видно по ходу самого дела» (Еп. Феофан). А местом написания, несомненно, была Македония, как это видно из указаний самого послания (2Кор. 2:12–13; 7:5–7; 8:1, 3, 8, 11; 9:2, 4). Надписи на древних рукописях более определенно указывают на Македонский город Филиппы, как на место написания послания, а на Тита как на лицо, с которым оно отправлено по назначению. С ним же послал Ап. Павел в Коринф и другого брата по всем церквам похваляемого за благовествование (2Кор. 8:18), под каковым братом разумеют ученика Павлова Луку, впоследствии евангелиста.

Аналитическое обозрение содержания и разделение

В содержании послания, при аналитическом обозрении его, усматриваются следующие отделы, или части: I) Вступление; II) Часть теоретическая; III) Практическая; IV) Защитительная и V) Заключение. Во вступлении, вместе с надписанием, содержатся обычные приветствия и благожелания (2Кор. 1:1–11). В теоретической части: А) Сначала Апостол излагает причины, по которым не мог исполнить своего обещания прибыть в Коринф (2Кор. 1:12–2:11). Б) Затем рассуждает о высоте проповедуемого им христианского откровения и всего домостроительства спасения (2Кор. 2:12–7:1). В) Возвращаясь к прерванной речи о причинах, замедливших прибытие в Коринф, Апостол выражает радость и утешение, доставленные ему возвращением Тита и всем, что видел и встретил он в Коринфе (2Кор. 7:2–16). В практической части рассуждает об одном предмете: о собрании милостыни для бедных иерусалимских братий, и разными доводами к сему располагает (2Кор. 7 и 9). В защитительной части: а) Апостол заявляет, во-первых, что, вопреки унижающим его клеветникам, он и в лицо бывает таким же строгим по надобности, как и в своих посланиях (2Кор. 10:1–11), б) во-вторых, что к строгости уполномочивает его само апостольское звание (2Кор. 10:12–12:18) и в) что, наконец, в силу апостольской власти, он придет и не пощадит виновных Коринфян (2Кор. 12:19–13:10). В заключении содержатся наставления о мире и единодушии, приветствия от Македонских христиан и заключительное приветствие от самого Апостола (2Кор. 13:11–13).

* * *

64

Это замедление могло произойти или по делам, или по болезни Тимофея, или почему-либо другому.


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle