Источник

Последовательный экзегетический анализ послания

Для наиболее легкого запоминания и для лучшего усвоения содержания послания в нем, при всей живости изложения, можно находить некоторые довольно отличные дург от друга отделения. Так,99

После предисловия а) с надписью и приветствием (Флп. 1:1–2) и б) началом послания (Флп. 1:3–11), идет:

А) извещение о себе, именно:

в) об успехах благовестия и своих в отношении к нему расположениях и надеждах (Флп. 1:12–26);

г) Наставление Филиппийцам о достойном благовестии жительствования (Флп. 1:27–2:18). Затем,

Б) Извещение о своих намерениях.

д) послать к Филиппийцам Тимофяея (Флп. 2:19–24).

е) отправить к ним Епафродита (Флп. 2:25–30). После сего:

В) Предостережение с применительными уроками, именно:

ж) предостережение от иудействующих (Флп. 3:1–3).

з) Указание на собственный пример для подражания (Флп. 3:4–16).

и) Указание на обратный пример развращении лжеучителей (Флп. 3:17–4:1).

Г) Кратное внушение некоторым лицам с приложением общего всем наставления, именно:

i) Краткое внушение некоторым (Флп. 4:2–3).

к) общее всем наставление о присланном (Флп. 4:4–9). В заключение послания –

Д) Благодарное воспоминание о присланном (Флп. 4:10–20); наконец, послесловие (Флп. 4:21–23).

Предисловие

а) Надпись и приветствие

«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, всем сущим в Филиппах, с епископы и диаконы» (Флп. 1:1).

«Может быть иной спросит, – говорит Св. Златоуст, – почему он (Павел) ни в каком другом послании, ни в Рим, ни в Коринф, ни в Ефес не пишет клиру, но вообще всем святым, или верным, или возлюбленным, а здесь пишет клиру?

Ответ: потому, что клир писал, благотворил и посылал к нему Епафродита.

«С епископы и диаконы: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Ужели в одном городе было много епископов – спрашивает Св. Златоуст и отвечает: «нет, Апостол так назвал пресвитеров. Ибо тогда названия сии были еще общие; даже епископ назывался диаконом. Посему в послании к Тимофею и пишет: служение (диаконион) твое известно сотвори (2Тим. 4:5), хотя он был епископ (1Тим. 5:20, 4:14; Тит. 1:5–7). Итак, древле и пресвитеры назывались епископами, и диаконами христовыми, и епископы пресвитерами. Посему-то и ныне многие епископы пишут: сопресвитеру содиакону. А впоследствии времени каждому присвоено особенное имя епископа или пресвитера».

б) Начало послания

Флп. 1:3–11. Извещая Филиппийцев, что он «благодарить Бога при всяком воспоминании о них … и за всех них приносить с радостью молитву … за их участие в благовествовании (благотворениями)», Апостол призывает Бога во свидетели, что он любит всех из любовью Иисуса Христа и молится о том, «чтобы любовь их еще более и более возрастала», и чтобы «познавая лучшее» (т. е. чтобы усовершаясь в духовном познании и духовном чувстве, точно различающем добро и зло), они оказались «чисты и непреткновенны в день Христов» (т. е. на всемирном суде Христовом), исполнены плодов праведности в славу и похвалу Божию».

А) Извещение о себе

в) Об успехах благовестия и своих в отношении к нему расположениях и надеждах (Флп. 1:12–26)

Флп. 1:12–13. Апостол спешит успокоить Филиппийцев насчет своей безопасности и благоприятного исхода своих благовестнических трудов в римском заключении, чтобы ободрить своим примером для мужественного исповедования Христовой веры, там в далеких Филиппих в его отсутствие. «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории100 и всем прочим» (не только в судищи, но и во всем городе. – Ст. 13. Св. Златоуст), т. е. все поняли, что узы мои не суть узы какого-нибудь преступника, а именно благовестнические и невинные узы о Христе.

Флп. 1:14. А от сего вышли такие последствия, что «бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие». Т. е. видели они, что проповедь Апостола несмотря на то, что он в узах, не только не навлекла никакой беды, а напротив, сделала его известным даже между знатнейшими мужами (Еп. Феофан).

Флп. 1:15–17. Положим, – прибавляет Апостол, – не все делают это «из любви», положим, что некоторые делают это «не чисто», т. е. не только не из любви ко мне, а напротив, «по зависти и любопрению, думая увеличить тяжесть уз моих». Как же это? Должно быть, эти мелкие люди из ревности желали опередить Апостола и оставить его позади, или даже действовали наперекор ему, вопреки его распоряжениям и планам (Еп. Феофан).

Флп. 1:18. «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно (по отношению ко мне), я и тому радуюсь и буду радоваться». Из слов Апостола видно, что недружелюбные к нему проповедники не были еретики. Св. Златоуст по поводу их только дивится возвышенной душе Св. Павла и его самоотверженной и бескорыстной ревности о славе Христова имени.

Флп. 1:19–24. Часто касается желаний и надежд Апостола относительно будущей его участи, то он одушевляется одной только надеждой и одним желанием, «чтобы возвеличился Христос в теле его, жизнью ли то, или смертью», «ибо, – говорит Апостол, – для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Даже затрудняется Апостол, что лучше избрать: жизнь или смерть. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться (от тела) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас». Чем вызваны были эти самоотверженные и благочестивые слова Апостола? Вышеозначенными неразумными дерзателями, возвещающими слово Божие. Действуя не по воле Апостола и даже наперекор ему, они могли преступить меру благоразумия, возбудить движение, обратить на происходящее взоры власти, и Апостолу предлежало подвергаться за то ответу. Апостол мог с часу на час ждать себе грозы (Св. Златоуст).

Флп. 1:25–26. Впрочем, он выражает полную уверенность в своем освобождении от уз. «Я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами, … дабы похвала ваша во Христе Иисусе (т. е. наша вера и христианское благочестие) умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии». Предречение сие исполнилось. Он говорил в неложном духе пророческом (Феодорит).

г) Наставления филиппийцам о достойной благовестия жизни (Флп. 1:27, 2:18)

Наставления, которые давал в свое время Филиппийцам Св. Ап. Павел о достойной евангельского благовестия жизни, Христиане всех времен должны принять как общеобязательный для себя завет апостольский; ибо в этих наставлениях заповедуется два существенных и характерных качества всякого истинного христианина, как нравственного деятеля, под условием которых христианские общества только и могут являться победоносной силой, покоряющей мир.

Первое качество: «Достойно благовествованию Христову жительствуйте, да аще пришед и видвев вас, аще и не сый у вас, услышу яже о вас, яко (истинною) стоите во едином дусе, единодушне сподвижающеся по вере благовествования (волею) (Флп. 1:27). Итак, единодушными борцами и бесстрашными исповедниками христианства желал видеть Св. Ап. Павел своих Филиппийских учеников. И пока Церковь Христова будет сохранять свой воинствующий характер, то каждый истинно христианский деятель должен быть непременно борцом и исповедником своих христианских верований. Это первое качество всякого истинного, а не по имени только христианина. Вера благовествования, вера евангельская нигде не водворялась без борьбы. Всюду встречала она сопротивления» ибо явилась среди мира, духу которого она совершенно противоположна, изгоняла его из своего круга, за то мир ее ненавидит, противится ей и гонит ее. От этого всякому обществу верующих неизбежно находиться в подвиге самозащищения (Еп. Феофан). Если же всмотреться в массы людей, носящих христианское имя, то какое множество окажется таких, которые интересы веря не только не считают самыми дорогими интересами своего сердца и души, но и не знают совсем истин своей веры!

И не колеблющеся ни о едином же от сопротивных (рус. – и не страшитесь ни в чем противников): еже тем убо ест явление погибели, вам же спасения (Флп. 1:28). Из истории первенствующей христианской Церкви видно, что действительно сонмы мучеников, бестрепетно проливавших кровь за имя Христово, наводили ужас на размышлявших врагов христианства, и вселяя в них опасения за судьбу отечественной религии. Христиане же, воодушевляемые взаимным примером страдальчества за Христа, все множились и множились в своем числе, пока не победили всего мира.

… и сие от Бога – т. е. сам Госопдь Бог (а не случай или стечение обстоятельств) ставит вас в положение, где вы должны засвидетельствовать свою твердость по вере.

Яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, той же подвиг имуще, якове же во мне видестве, и ныне слышасте (Флп. 1:29–30). Это значит, что призвание к христианству, как для Филиппийцев, так и для христиан всех времен и месте, не в том только состоит, чтобы содержать веру и учение христианское, но подобно Ап. Павлу, терпением и страданиями за Него, если то будет угодно богу, послужить к его распространению и укреплению в мире. И для сего у каждого христианина есть довлеющая благодать Божия.

Второе качество (Флп. 2:1–4), которое внушает Св. Ап. Павел Филиппийцам, есть смиренномудрая любовь, по которой они должны ничтоже творить по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще. Не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте. Этот же характер взаимных отношений должен царствовать у христиан всех веков и времен. Так и Господь сказал, что самый характерный признак, по которому всегда можно узнать истинных учеников Его, есть взаимная любовь их (Ин. 13:35). И если бы это чувство сильнее было в людях, носящих христианское имя, то исчезло бы все, что унижает христианские общества и приравнивает к обыкновенным грешника обществам людским, что мешает успешно возрастать и укрепляться Церкви Божией на земле.

Побуждая Филиппийцев и всех нас к смиренномудрию примером Господа Иисуса Христа, смирившего себя до смерти крестной, Св. Ап. Павел излагает примечательное учение о божественной славе человеческой природы Господа Иисуса Христа. На этом основании сие место из послания Филиппийцев всегда берется для апостольского чтения в богородничные праздники на литургии, так как божественная слава единородного Сына Пресвятой Девы Марии и ее превозносит превыше всех тварей не только земных, но и небесных.

Сие да мудрствуется (Флп. 2:5–6 да чувствуется) в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образ Божий сый… Хотя и всякий человек отображает в себе богоподобные свойства, но лишь в ограниченной и условной степени: человек же Христос Иисус есть всецелое и совершеннейшее отображение божества, как Сын Божий по естеству, усвоивший себе и естество человеческое в личное единение; посему справедливо называется в русском переводе прямо образом Божиим (а не во образ только), как и в другом месте у Апостола Он называется сиянием славы и образом Ипостаси Божией (Евр. 1:3). Посему и в изъясняемом месте, назвавши Иисуса Христа образом Божиим, Апостол приписывает ему богоравенство, говоря, что Он (Иисус Христос) не восхищением непщева быти равен Богу.

Но себя умалил, зрак раба приим, в подобие человечестем быв и образом обретеся якоже человек и пр. (Флп. 2:7–8). Итак, не призрачное ли человечество было во Христе? Отнюдь нет. Зрак, подобие, образ и т. п. выражения относятся лишь к временному и уничиженному состоянию человеческой природы Господа Иисуса Христа. Он казался только до времени рабом, но никогда им не был; Он походил только на обыкновенного и немощного человека, но был не таков на самом деле, а краснейший паче всех сынов человеческих; Он умер от позорной крестной казни, но ничуть не заслужил ее. Все это Он принял на себя, смирив себя за человеческую гордыню, и ради крайнего послужания Отцу своему небесному.

Тем же и Бог Его (по человечеству) превознесе (Флп. 2:9). Превознесение сие означает, что и человечество Его введено в славу и силу Божества (Еп. Феофан). «Не яко Сын Божий приял Он то, чего прежде (будто) не имел; но как человек приял Он то, что имел, как Бог» (Св. Златоуст).

И дарова ему имя, еже паче всякого имене. Какое же это имя? Бог Сын, или Сын Божий. «Так именовался Он прежде мир не бысть; теперь то же имя переносится и на человечество» (Феодорит).

Да о имени Иисусове (пред именем Иисуса) всяко колено поклонится (Флп. 2:10) – «божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с божеством в лице Иисуса Христа. Словами: небесных, земных и преисподних, выражается вся тварь, небесная – ангелы, земная – люди живущие, преисподняя – люди умершие» (Феодорит).

И всяк язык исповест, яко Госопдь Иисус Христос (Флп. 2:11), т. е. что Иисус Христос есть Господь и Бог (Феофилакт), в славу Бога Отца, т. е. «чтобы все так говорил, что Он (Иисус Христос) есть Господь Бог, – а в этом слава Бога Отца» (Св. Златоуст).

Флп. 2:12. Изобразивши Филиппийцам для подражания высочайший пример смирения и самоотвержения в Господе Иисусе Христе, Св. Апостол продолжает: Тем же, возлюбленнии мои, яко же всегда послушасте мене, не яко же в пришествии моем точию, но ныне много паче во отшествии моем со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Св. Златоуст говорит: «почему много паче во отшествии моем? Тогда (т. е. в моем присутствии) могло бы показаться, что вы все делаете из почтения ко мне и из стыда, а теперь нет. Посему если окажется, что вы теперь ревностны, то явно, что и тогда вы были таковы не для меня, а для Бога».

Бог бо есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деятеи о благоволении (русск. – по своему благоволению. Флп. 2:13).

Т. е. Поскольку благочестие есть туне подаваемый плод благодати Божией, которую Господь дает только смиренным, гордым же противится, то сие то и должно внушать истинным рабам Божиим спасительный страх и трепет, и отгонять всякую гордыню по отношению к ближним.

Но не уничтожается ли свобода человека и не унижается ли его добродетель от того, что Бог производит в нем еже хотети (доброе) и еже деяти? Отнюдь нет. Возбуждает Господь хотение добра в человеке лишь тем, что зовет его и располагает к нему разными, то видимыми, то сокровенными путями своего провидения; но отозваться на зов Божий зависит от человека. Равным образом совершение добра человеком зависит от благодати Божией только в смысле благодатного содействия и помощи при собственных все-таки усилиях самого человека, а не в том смысле, что благодать Божия совершает и самое дело за человека. Когда мать ведет за руку начинающее ходить дитя свое, то она только помогает ему ходить, а не сама совершает за него движение. Таково же, по учению Преподобного Макария, и содействие нам благодати Божией в добрых делах. При сиянии яркого дня не видно горящей свечи, но она все-таки горит самостоятельно. Так и Бог производит в нас и хотение и действие, но свобода наша все-таки остается неприкосновенной.

Флп. 2:14–18. Разъяснив высочайший пример смирения и терпения в лице Господа нашего Иисуса Христа, и указав нам основание для сих добродетелей в том, что нет у нас ничего собственного, что бы возвышало нас, а все принадлежит содействующей благодати Божией, Апостол заповедует вся творить без роптания (на людей) и размышления (т. е. без сомнений и колебаний веры в промысел Божий), как прилично «чадам Божиим непорочным посреде рода строптива и развращена». Указывая и на собственный пример, Апостол извещает Филиппийских своих учеников, что хотя он в Риме и соделывается теперь «жертвою за жертву и служение веры их», но не только не ропщет, а напротив, «радуется и сорадуется всем им». Так и от них желает и ожидает, вместо печали и уныния о своей судьбе, радости радостных приветствий себе в Рим.

Б) Извещения Св. Павла о его намерениях

д) Послать к Филиппийцам Св. Тимофея

Флп. 2:19. Цель сего посольства объясняет сам Апостол: «дабы, – говорит, – и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом».

Флп. 2:20–22. Утешение же Апостол надеется получить от того, что Св. Тимофей, как по своей распорядительности и попечительности о Филиппийцах, так и из преданности Св. Павлу, устранит в их обществе все то нежелательное, что так огорчало Апостола – по известию, принесенному Епафродитом. «Ибо, – говорит Св. Павел о Тимофее, – я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, … а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании».

Флп. 2:23–24. Хотя Апостол вполне надеялся на освобождение свое из уз и рассчитывал даже «сам скоро прийти к Филиппийцам», но все же посольством Тимофея он решился подождать до тех пор, пока можно будет послать с ним что-нибудь достоверно утешительное. А потому он пишет: «я надеюсь послать его (т. е. Тимофея) тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам».

е) Намерение послать Епародита

Флп. 2:25. Если посольством Тимофея Апостол решил подождать, то Епафродита, принесшего ему в Рим от Филиппийцев денежное пособие, немедленно же посылает обратно и ему вручает свое послание к ним, где называет его своим братом и сотрудником и сподвижником.

Флп. 2:26–27. Причина сей поспешности была та, что сам Епафродит сильно стремился поскорее возвратиться к своей Филиппийской пастве, ибо он «был болен при смерти», а Филиппийцы, услышав о сем, еще не знали об исходе его болезни и потому сильно беспокоились. «Посему я скорее послал его, –пишет Апостол, – чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален».

Флп. 2: 29–30. Возвращая Епифродита к Филиппийцам, Св. Апостол рекомендует их вниманию и любви понесеные им труды и опасности далекого путешествия. «Ибо, – говорит Апостол, – он за дело Христово близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне». Дело Христово разумеется здесь дело способствования распространению Евангелия Христова чрез вспомоществование благовестнику его Апостолу (Еп. Феофан).

В) Предостережения с применительными уроками

ж) Предостережение от иудействующих

Флп. 3:1–3. Увещательное предостережение свое Апостол начинает указанием на тщету и нелепость лжеучений иудейских в их теоретических основаниях. Ибо кто суть истинно обрезанные? Конечно, «служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и н на плоть надеющиеся» (Флп. 3:3). Что же надобно после этого сказать о тех упорных и злонамеренных людях, которые все усиливаются отторгнуть Филиппийцев от Иисуса Христа и все надеются увлечь их снова к иудейству? Это суть «злые деятели», с их жалким «сечением» (обрезанием), которых нужно беречься все равно, что «псов», ищущих расстроить и растерзать стадо Божие (Флп. 3:2).

з) Пример Апостола Павла

Флп. 3:4–6. Как малозначаща и ничтожна надежда на внешнюю обрядность иудейства – это Св. Павел разъясняет своим собственным примером. «Аз, – говорит, – обрезан осмодневно», значит рожден в самом иудействе, а не был прозелитом; «от рода израилева», т.е. и родители мои были евреи, а не прозелиты; «колена Вениаминова», т. е. происхожу я из такого колена, которое одно только, вместе с иудиным коленом, не нарушило верноподданической преданности дому Давидову и не причастно было служению тельцам Иеровоамовым, т. е. лучшее из еврейских колен: «евреин от еврей», т. е. не имевший и между предками своими никого из прозелитов, или же природный еврей; «по закону фарисей», т. е. принадлежал я к такой партии иудейской, которая известна была самым строгим и точным исполнением всех обрядовых предписаний; «по ревности гоних церковь Божию», т. е. был я истым иудеем не в душе только и не по убеждениям одним, а был пламенным исповедником иудейства на деле, увлекавшимся до вражды и гонения всех противников иудейства, каковы были христиане. И за все эти отличия и деяния я мог считать себя святым с точки зрения ветхозаветной праведности: «по правде законный быв непорочен».

Флп. 3:7–11. Но все это я «вменяю уметы (сорт выметаемый) быти да Христа приобрящу» (Флп. 3:8), т. е. чтобы все более и более походить на Христа и объединяться с Ним по духу «и чтобы найтись в нем», т. е. оказаться в живой связи с Ним, подобно розге, пребывающей на лозе и творящей плод, – «не с своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа» (Флп. 3:9)…

«Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:10–11). Апостол очевидно разумеет здесь не теоретическое познание исчисленных истин веры, для которого было бы достаточно нескольких уроков катехизиса, а постижение их всеми силами души своей и осуществление на деле, как законодательных правил всей жизни своей.

Флп. 3:12–14. Впрочем, – прибавляет Апостол, – «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли я (до Христа столь же близко), как достиг меня Христос Иисус… Забывая заднее и простираясь вперед», я только «стремлюсь еще к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе». Свое обращение ко Христу и дивные пути промысла Божия в своей прежней анти-христианской жизни Св. Ап. Павел изображает под видом того, как будто бы Господь преследовал его ловил, и, наконец, достиг и уловил.

Нарочитого примечания заслуживают, после вышеозначенного смиренных слов Апостола, дальнейшие слова его, на которые неправильно ссылаются все мистические секты, отвергающие иерархическую власть учителей церковных и надеющиеся на внутреннее озарение и научение от Духа Святого. «Елицы убо совершени сие да мудрствуем: и еже аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет» (Флп. 3:15). Это не значит, что рассуждай и учи всякий, кто как сумеет, а там после Бог откроет истину. Нет, в связи с контекстом смысл апостольских слов получается иной. Говоря, что «все мы совершенные должны так мыслить», Апостол разумеет собственно мысли о праведности и смиренный образ мыслей о ничтожности собственных дел пред заслугами Христа Спасителя, представляет как общее правило для всех утвердившихся в вере совершенных христиан. Так и Св. Златоуст изъясняет, что «не о догматах сие сказано, но о совершенстве жизни и о том, чтобы не считали себя совершенными». «И аще ино что мыслите», – присовокупляет Апостол, – т. е. если еще есть между вами высокомудрствующие о себе по обольщение от иудействующих лжеучителей, то и сие Бог вам открыет; т. е. откроет то, о чем совершенные христиане знают с полным убеждением, подобно Апостолу, вменяющему в уметы все, на чем основывается праведность закона.

Обаче в неже достигохом, тоже да мудрствуем, и тем же правилом жительствуем (Флп. 3:16), или, как в русском переводе, «впрочем до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». И это во всем должно следовать, и как она что признает истинным или обязательным, с тем и должно согласовать свои дела и жизнь. Апостол говорит как бы так: хоть я и сказал вам, что если иначе что разумеете, то Бог вразумит вас, но и без этого – ведь вам, конечно известно правило, что должно следовать тому, что сознано истинным и добрым, а я вам внятно разъяснил, что не должно считать себя совершенными, а все стремиться лишь вперед, как не достигшим еще должного. Следовательно, нечего вам дожидаться и особенных вразумлений от Господа; примите на совесть, что я вам ясно преподал и внушил, и сообразно с тем действуйте (Еп. Феофан).

и) Обратный гибельный пример лжеучителей, забывающих высшую цель жизни

Этот пример Св. Апостол приводит для наглядного доказательства лживости учения фанатичных ревнителей иудейства, силившихся увлечь за собой Филиппийцев. Как по плодам различают хорошее дерево от дурного, так по жизни всегда можно узнать, кто истинный учитель и кто лжеучитель.

Флп. 3:17–4:1. Посмотрите, как живут эти иудействующие лжеучители, «о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю», как о врагах креста Христова (Флп. 3:18); «их конец погибель, их бог чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа и проч. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные!» (Флп. 3:19 –20).

Г) Краткое внушение некоторым частным лицам с приложением общего наставления

i) Краткое внушение некоторым

Еводию молю, и Синтихию молю, тожде мудрствовати о Госопде (Флп. 4:2). Кто были Еводия и Синтихия – об этом не осталось определенных сведений.101 Женщины сии, как видно, имели влияние на других, а потому несогласие их могло быть вредно, так что Апостол нарочито старался о примирении их и о том, чтобы они действовали согласно и единодушно.

Ей молю и тебе, супружниче присный, споспешествуй им, яже во благовествовании сподвизашася со мною, и с Климентом, и с прочими споспешники моими, их же имена в книгах животных (Флп. 4:3). Кто был сей «супружник присный» – тоже осталось неизвестным. Св. Златоуст говорит, что «какое бы имя это ни было, – нет нужды со всею точностью изыскивать, а должно удивляться, что он повелевает воздавать им (вышеозначенным двум женам) великое почтение».

Споспешествуй им, т. е. Еводии и Синтихии, вспомоществуй вместе с Климентом и другими. «Мне кажется, – объясняет Св. Златоуст, – что оные жены были важны в церкви Филиппийской; и он (Павел) препоручает их мужу, конечно, достойному удивления, которого и называет сотрудником, коему быть может он обыкновенно поручал, как споспешнику, сподвижнику, соучастнику и брату».

С Климентом. Под этим лицом обыкновенно разумеют Св. Климента, который после того был третьим епископом Римским и следовал после Лина и Анаклета.

к) Общее всем наставление

Флп. 4:4–9. Переходя от вразумления частных лиц к общим наставлениям, Св. Апостол внушает всегда радоваться о Господе, заявлять себя кротостью пред всеми человеками, не предаваться многомятежным житейским заботам, а открывать в молитве свои желания пред Богом и проч. «Прочее же, братие моя, елика суть истина, елика честна, елика праведна… аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте … сия творите! И Бог мира будет с вами».

Д) Благодарное воспоминание о присланном

Флп. 4:10–20. Апостол говорит, что он «весьма возрадовался», увидев новые опыты заботливости Филиппийцев о себе. И хотя он ни в чем не нуждается, ибо «умеет жить и в скудости и в изобилии, и все может о укрепляющем Иисусе Христе»; но ему приятна доброта Филиппийцев, которые выделяясь из всех церквей, и прежде не один раз присылали ему на нужду. Теперешний же дар, присланный с Епафродитом, Апостол принял «как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу». Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, – так заключает свою благодарность Апостол, воссылая вечную славу Богу и Отцу за Филиппийцев!

Послесловие

Флп. 4:21–23. В нем Апостол шлет приветствие «всякому святому во Христе Иисусе», т. е. всякому истинному христианину в Филиппах, от всех в Риме, а наипаче из Кесарева дома». Св. Златоуст говорит на это: «ободрил и одушевил Филиппийцев Апостол, показав, что учение дошло до царского дома». Затем идет обычное заключительное благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь»!

* * *

99

Сии отделения взяты у преосвященного Феофана из его толкования на послание к Филиппийцам.

100

Так называли прежде царские палаты (Св. Златоуст).

101

Есть мнение, что они занимали должности диаконисс, которые, между прочим, смотрели за больными.


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle