Источник

Первое послание Апостола Петра

Сведение о писателе

Святой Апостол Петр, первоначально называвшийся Симоном, был сын Ионы, из города Вифсаиды Галилейской. Он был родной брат Апостола Андрея Первозванного, чрез которого и устроилась первая встреча Петра с Иисусом Христом (Ин. 1:42). Св. Петр был женат и имел дом в Капернауме (Мф. 8:14, Лк. 4:38); призван же был самим Господом к апостольскому служению в то время, когда с братом своим Андреем был на обычном свое рыболовном промысле при озере Генисаретском (Лк. 5:8). Последовав за Спасителем, он при всяком случае выражал Ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Заведеевыми (Лк. 9:28, Мф. 17:1, Лк. 8:51, Мф. 26:37). Однажды, после горячего исповедания Иисуса Христа Сыном Божиим от лица всех Апостолов, Господь назвал его камнем (Петром) за его твердую веру, и на сем камне веры Петровой обещался создать церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16:18). Троекратное свое отречение от Христа во время Его страданий Св. Петр омыл горькими слезами раскаяния; так что Господь после воскресения Своего возвратил ему любовь Свою (Мк. 16:7) и снова возвел в Апостольское достоинство, троекратно (по числу отречений) поручив пасти агнцев и овец Своих (Ин. 21:15–17). В день сошествия Св. Духа на Апостолов в виде огненных языков, Ап. Петр держал речь пред изумленным народом и обратил ко Христу до 3000 верующих (Деян. 2:14 и след.). В другой раз, по чудесном исцелении хромого от рождения при красных дверях храма Иерусалимского, тот же Ап. Петр произнес пред пораженными зрителями чуда вдохновенную проповедь о Христе Иисусе, силой Которого совершилось чудо; за сие он Иудейскими священниками и саддукеями заключен был в темницу вместе с Св. Ап. Иоанном; но на другой день оба Апостола пред собранием первосвященников, дерзновенно исповедав Иисуса Христа Сыном Божиим, смело отвечали на угрозы их, что повиноваться будут более Богу, чем им (Деян. 4:1 и след.). Из последующих, наиболее крупных, событий из жизни и наиболее светлых черт Св. Ап. Петра можно отменить его ревность о чистоте и бескорыстии первоначального христианского общества, проявившуюся в чудесной казни Анании и Сапфиры (Деян. 5:1 и след.); а также обилие чудодейственной благодати от него изливавшейся, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого-либо из них (Деян. 5:15). Когда затем Самаряне крещены были Св. Ап. Филиппом, то для низведения на них Духа Святого путешествовал к ним Петр с Ап. Иоанном; причем Св. Петр обличил и отлучил Симона волхва, восхотевшего за деньги купить право и власть низводить Св. Духа (Деян. 8:18 и след.). Чрез несколько времени в Ионии в таинственном видении плащаницы, исполненной всяких гадов, Господь открыл Св. Ап. Петру волю свою о язычниках и беспрепятственном принятии их в состав своей церкви: после чего крещен был от Петра язычник Корнилий, и отселе Апостол Христов не стал уже стесняться ни вкушать пищу с язычниками, ни беседовать с ними, ни обращать к ним свою Апостольскую проповедь о Христе (Деян. 10:10 и след.). Затем он направился в Антиохию (Гал. 2:11). В 37-м году по Р.Х., когда Св. Ап. Павел приходил в Иерусалим после своего обращения, то нашел там и Св. Ап. Петра, и пробыл у него 15 дней; прочие Апостолы уже все разошлись тогда по разным странам для проповеди евангелия, кроме Иакова, брата Господня, занимавшего кафедру епископскую в самом Иерусалиме.

Св. Лука ничего более не повествует в Деяниях Апостольских о жизни Св. Ап. Петра до самого заключения его в темницу при Ироде Агриппе (Деян. 12:3 и след.) в 44-м году. Таким образом между 37-м и 44-м годами должно быть помещено все, что повествуется в истории церкви о благовестнических трудах Св. Ап. Петра в Понте, Галатии, Вионии, Каппадокии и Малой Азии, и после сего в Вавилоне, откуда и писал он свои послания к христианам вышепоименованных стран. Затем по преданию перешел он в Грецию, проповедовал в Коринфе (1Кор. 1:12), и наконец прибыл к концу своей жизни в Рим, где с другим великим Апостолом Павлом и приял мученическую смерть за Христа в 66-м или 67-м году, будучи распят вниз головой.

Первоначальное назначение послания

Сам Ап. Петр в надписании своего послания указывает лиц, к которым первоначально назначал свое послание. Он говорит, что пишет избранным пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Капподакии, Асии и Вифании (1Пет. 1:1). Под этим пришельцами разуметь нужно главным образом уверовавших евреев, ибо Св. Петр был преимущественным Апостолом обрезанных (1Пет. 2:7), и к ним то, конечно, по обстоятельствам своего времени, имел особенное побуждение писать. Но между паствой его было не мало, вероятно, и обратившихся язычников, которых он тоже не мог не иметь в мысли своей. Некоторые места его послания содержать ясные намеки о сеть, те, например, где Св. Петр говорит своим читателям словами Осии Пророка, что они были некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованы (1Пет. 2:10); также где он припоминает своим читателям, что до обращения своего они были погружены во все непотребства языческие (1Пет. 4:3, 4).

Повод к написанию

Основным и внутренним поводом к написанию послания, конечно, было для Ап. Петра давнишнее повеление Господне, утвердить некогда братьев своих в вере (Лк. 22:32), т. е. Иудеев, познавших Христа (Гал. 2:7). Это нарочитое время настало тогда, когда враги креста Христова воздвигли сильные гонения на малоазиатских христиан (1Пет. 1:6–7, 4:12–13, 19, 5:9), в особенности после того, как они лишились своего великого попечителя и наставника в лице Апостола Павла, заключенного сначала в Кесарии (Деян. 23:33), а потом в Риме (Деян. 28:30). Кроме внешних гонителей явились более тонкие враги – внутренние, в лице лжеучителей. Пользуясь двухлетним отсутствием Ап. Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной воле человеческой, не привыкшей ходить под игом закона Христова (1Пет. 2:16, 2Пет. 1:9, 2:1 и след.). Есть основание думать, что о таком, внушавшем опасения, положении христиан малоазийских донес Петру и рассказал подробно Силуан, бывший постоянный спутник апостола Павла, но теперь пришедший к Петру по заключении Ап. Павла в узы (1Пет. 5:12). Эти то сведения, полученные от Силуана, и были вероятно ближайшим поводом для Апостола Петра написать немедленно послание рассеянным по Малой Азии христианам.

Время написания

Предположения о времени написания послания основываются главным образом на том обстоятельстве, что при Апостоле Петр находились тогда Силуан и Марк, от лица которых и прописываются в конце послания приветствия в Малую Азию (1Пет. 5:12, 13). Оба эти лица хорошо были известны малоазийским христианам; оба неотлучно сопутствовали Ап. Павлу, некогда подвизавшемуся среди сих христиан. Так как оставить своего учителя, предположительно, они могли лишь по заключении его в узы5, а эти узы случились около 62-го года, то через некоторый небольшой промежуток времени от сего года написано было, вероятно, и первое послание Петрово. А так как далее сие послание считается весьма близким по времени ко второму посланию, написанному Апостолом Петром незадолго пред своей кончиной (2Пет. 1:13–15), случившейся в 67-м году; то написание первого его послания относится определеннее ко времени между 63-м и 64-м годами.

Место написания

О месте написания послания можно заключать из прощальных приветствий (по-нашему поклонов), находящихся в конце послания. «Приветствует вас, – пишет Апостол, – избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк сын мой» (1Пет. 5:13). Итак, из Вавилона, как видно, пишет Апостол. Что это не аллегорический Вавилон Апокалипсиса (Апок. 14:8, 17:5, 9, 18), т. е. не Рим, как толкуют римские писатели, а действительный город Вавилон Евфратский, можно убедиться тем простым соображением, что прощальные приветствия или поклоны никогда не посылаются из аллегорических каких-нибудь, а всегда из действительных мест и городов, и что если бы в мыслях Апостола имелось бы обличение Риму, как у писателя Апокалипсиса, то он выразил бы его не отрывочным лишь наименованием, а пространнее, и не отнес бы его к последней строке послания6.

Цель написания

По поводу вышеизложенных искусительных и скорбных обстоятельств, в каких находились малоазиатские христиане и от внешних врагов гонителей, и от внутренних совратителей еретиков, Св. Ап. Петр так обозначает цель своего к ним послания: «сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1Пет. 5:12); т. е. чтобы вы крепко стояли в той самой вере Христовой, которую недавно восприняли, не боясь и пострадать за нее и не склоняя слуха к разным лжеучителям, силящимся исказить эту веру своими умствованиями. Частную цель, которую имел Св. Петр при написании первого своего послания, можно усматривать в том, чтобы уверить малоазиатских христиан в полном согласии своем с учением Апостола Павла об оправдании, и чтобы христиане с особенной опасливостью отвращались от лжеучения Симоном и Николаитов, проповедовавших спасение одной верой без дел.

Последовательный экзегетический анализ послания

В послании не видится отделов, разграниченных какими-нибудь основными мыслями. Одна мысль и цель Апостольская преобладает во всем послании: разными богодухновенными назиданиями подкрепить и возвысить нравственную жизнь угнетенных малоазийских христиан. Но в первых двух главах это делает Апостол, «раскрывая величие и славу преподанного нам спасения в Иисусе Христе», что и придает догматический оттенок всему этому отделу. В следующей затем части послания преобладают исключительно нравственные наставления.

I. В первом отделе (1Пет. 1–2:10) примечаются следующие три раздельные пункты: а) Приветствие; б) Молитвенное восхваление Бога Отца; в) Наставления к святой и богоугодной жизни, предлагаемые в виде следствий из разных догматических истин

а) Уже само приветствие Апостола запечатлено догматическим характером; ибо рассеянных по областям Малой Азии пришельцев или чужестранцев, к которым пишет (т. е. новообращенных христиан из иудеев и язычников не бывших коренными жителями Малой Азии), приветствует он, как избранных по предведению Бога Отца. Это все равно, как Апостол Павел рассуждает об избранниках из христиан: кого Бог предузнал, тем и определил быть подобным образу Сына Своего (Рим. 8:29). При освящении от Духа (указание на таинство крещения). Избранных к послушанию, т. е. к тому, чтобы повиноваться закону Христову, тогда как прочие оказываются оставленными с их противоборством Христу. Избранных еще к окроплению кровью Христовой, т. е. ко вступлению в новый завет, подобно тому, как при вступлении в ветхий, народ Божий окроплен был жертвенной прообразовательной кровью (1Пет. 1:1, 2).

б) Потом Апостол благодарственно благословляет за учеников своих Бога Отца, причем изображает все величие христианского назначения.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет. 1:3). Мысль Апостола та, что всю силу и жизнь христианскому упованию сообщает воскресение Христово, как завершительный факт победы Христа над смертью и залог всеобщего воскресения и жизни будущего века.

К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1Пет. 1:4). Чрез прикровенное противоположение с землей обетованной – этим земным и чувственным наследием Авраамовых чад – Апостол дает понять превосходство наследия духовного, т. е. царствия небесного, уготованного духовному Израилю.

Сказав далее ученикам своим, что сила Божия, чрез веру, соблюдает их ко спасению, Апостол внушает, что это спасение, однако же, откроется для них во всей силе лишь в последнее время; теперь же и поскорбеть надлежит немного, если нужно, дабы испытанная огнем искушений вера их оказалась драгоценнее самого очищенного золота в явление Иисуса Христа, т. е. при втором Его пришествии (здесь видим указание на гонимое положение Малоазийских христиан). Впрочем, любовь к Иисусу Христу, в которого они веруют, хоть и не видят, должна постоянно приносить им сердечную и внутреннюю радость неизреченную и преславную, пока наконец верой своей они окончательно достигнут спасения душ (1Пет. 1:5–9).

Как велико и важно домостроительство этого спасения, Апостол дает чувствовать говоря, что «к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати». И что же открылось? «Пророкам открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано (новозаветным чадам Христовой церкви) благовествовашими Духом Святым, посланным с небес» (т. е. учениками и апостолами Христовыми). Содержание же этого благовествованного Апостолами домостроительства спасения душ человеческих так глубоко, что в него желают примкнуть самые ангелы. Так заканчивает Апостол свое восхваление Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (1Пет. 1:10–12).

в) В дальнейших наставлениях Апостола к святой и богоугодной жизни слышатся следующие догматические истины, на которых он хочет обосновать свои наставления, а именно:

Усыновление христиан Богу (1Пет. 1:13–17). «Как послушные дети, не сообразуйтесь, – говорит Апостол христианам, – с прежними похотями, бывшими в поведении вашем. Ибо если вы называете Отцом того, который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (в тленной и скоротечной жизни сей).

Искупленность кровью Христовой (1Пет. 1:18–22). «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов (и по наследству рождения и по обычаям житейским), но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного (к закланию) еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас». На основании сей искупленности Апостол убеждает христиан беречь, как святыню и сокровище, веру и упование христианское на Бога, послушание истине, т. е. евангельскому учению, и подобно единокровным братьям любить друг друга от чистого сердца.

Возрожденность (1Пет. 1:23–2:3). Новую, чистую и святую жизнь на началах братской любви христиане должны проводить, «как возрожденье не от тленного семени (по происхождению от Адама), но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век». Слово Божие Апостол называет средством к возрождению потому, что оно приводит к вере, а она приводит ко крещению и покаянию… «Отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть», свойственные возросшим и укрепившимся во зле людям, вы, – убеждает Апостол, – «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое, словесное молоко (т. е. евангельское учение), дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь», т. е. испытали на себе действие благодати Божией в таинствах христианских.

Живая принадлежность к зданию церкви Божией и в ней священство духовное (1Пет. 2:4–10). «Приступая к нему (т. е. Господу Иисусу Христу – верой), камню живому, человеками отверженному (т. е. не узнанному в качестве Мессии неверующими Иудеями), но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (т. е. воодушевляясь верой и любовью к Иисусу Христу, приносить святость, как жертву на алтарь сердца своего)… «Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел», как некогда народ Израильский выделен был из среды языческих народов в удел Божий, дабы в нем сосредоточивалась церковь Божия. «Никогда не народ (т. е. некогда вы были вне церкви Христовой), а ныне народ Божий: некогда не помилованные (как не имеющие оправдание чрез Иисуса Христа), а ныне помилованы».

II. Во втором отделе, исключительно наставительного содержания, Апостол хочет как бы в частностях раскрыт, в чем и как должно выражаться царственное священство христиан, и какие именно духовные жертвы должны они приносить, благоприятные Богу Иисусом Христом

Наставления, касающиеся внутренней и личной жизни христиан (1Пет. 2:12–12). Апостол умоляет их, как пришельцев и странников в мире сем, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу; так чтобы язычники за то, за что злословять их как злодеев, увидя добрые дела их, прославили Бога в день посещения», т. е. в день обращения их благодатью Божией к христианству, по убеждению в святости христианской жизни.

Наставления касательно общественных отношений (1Пет. 2:13–17). Христиане должны быть «покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти (хотя бы она была иноверная, даже языческая), правителям ли, как от него посылаем для наказания преступников и для поощрения делающих добро… Как свободные (в христианском смысле, т. е. не служащие рабски своим страстям и похотям), не как употребляющие свободу для прикрытия зла (подобно крамольникам и нарушителям общественного спокойствия), но как рабы Божии, всех почитайте, братство любите (а не посягайте на братскую собственность), «Бога бойтесь, даря чтите».

Затем, переходя к разным состоянием и положениям общественным, Апостол предлагает:

Наставления рабам (1Пет. 2:18–25). Они должны повиноваться господам не только добрым и кротким, но и суровым, по примеру кроткого Христа, который «будучи злословим, не злословил взаимно: страдая не угрожал, но предавал» то Судии Праведному». Обобщая правило о терпении разных несправедливостей и перенося его на всех христиан, как рабов и слуг Христовых, Апостол внушает, что безропотным терпением обид и жизнью для правды по примеру кроткого Христа, грехи наши вознесшего телом своим на древо крестное, мы хоть несколько заплатим Ему за то, что сами ранами Его исцелились, и за то, что «были как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ наших».

Обязанности жен и мужей (1Пет. 3:1–8). Первым заповедует Апостол подчиненность мужьям, дабы кротостью и чистым житием иметь на них доброе влияние, украшаться же не внешним плетением волос и не золотыми уборами, но внутренними сердечными достоинствами, подобно святым женам, например, Сарре, повиновавшейся Аврааму. А мужьям заповедует благоразумное и кроткое обращение с женами, как с немощнейшим сосудом и с сонаследницами благодатной жизни.

Затем идет нарочитое и довольно пространное наставление угнетенным малоазиатским пришельцам-христианам, как им вести себя в случаях нападений и вообще вражды от язычников.

(1Пет. 3:9–13). Когда ненавистные чувства язычников будут выражаться во вне, например, в словах, то «не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей… И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго!»…

(1Пет. 3:14–16). Но как держать себя, если потребуют язычники к суду и допросам? «Страха их не бойтесь и не смущайтесь… будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета, дать ответ с кротостью и благоговением». Иметь бы только «добрую совесть, дабы совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе».

Но если таки придется по воле Божией пострадать? (1Пет. 3:17–22). «Лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, дабы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных», и даже умерщвлен был плотью. Но затем начинается Его слава. Оживши духом и сошедши в мрачные дебри адские, Он и их осиял блеском Своего воскресения, и как властный победитель смерти из чрева адова избавил все там томившиеся жертвы, ждавшие своего избавления и радостно внявшие Его проповеди, – даже такие жертвы, которые казались неотъемлемой добычей ада, – именно из людей, погибших в волнах потопа. Пример же спасенных восьми душ семейства Ноева в ковчеге должен воодушевлять надеждой и терпением и христиан, окруженных бездной грешного мира и как бы плавающих в океане всевозможных испытаний от сынов века сего. Подобное сему образу (т. е. плавающему ковчегу) и нас ныне спасает крещение, спасительная сила которого усвояется верой в воскресение Иисуса Христа. Сам же Он путем страдания восшел на небо и пребывает одесную Бога, и Ему покорились ангелы, власти и силы (т. е. и по человечеству Его).

Наставления против соблазнительных чувственных утех языческих (1Пет. 4:1–7). Не угрозами только и притеснениями опасны были язычники христианам, но и разными грешниками приманками чувственности. Против этих приманок Апостол внушает всяческое противоборство язычникам и подвиги, смиряющие плоть, «ибо страдающий плотью (от добровольных подвигов самоумерщвления, или от насильственного угнетения совне) перестает грешить». Ибо довольно, говорит Апостол, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам и похотям (идет перечисление всяких противоестественных непотребств языческих). Удивляясь перемене вашей жизни и тому, что вы не участвуете с ними в распутстве, язычники злословят вас (обвиняя в нелюдимости, лицемерии и тайных пороках), но судья им Бог, имеющий вскоре судить живых и мертвых (хотя они и воображают, что с земной жизнью все кончится). Ибо для того и мертвым было благовествуемо (Христом сошедшим во ад), чтобы они подвергшись суду по человеку плотию (разумеются телесно погибшие в волнах потопа), жили по Богу духом». Т. е. потому именно, что существует за гробом жизнь, была и проповедь в безднах адовых тем самым душам, которые по языческому представлению считались совершенно мертвыми и как бы исчезнувшими. «Впрочем близок всему конец», внушает Апостол, давая разуметь кратковременность земной жизни нашей с ее утехами, и ради сего приглашая к благоразумию и бодрствованию в молитвах.

Наставления касательно взаимных отношений христиан между собой (1Пет. 4:8–11). Из общего правила о взаимной любви, «покрывающей множество грехов» (ближнего, по сознанию многих своих собственных слабостей), Апостол выводит и следующие частные: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил. Говорит ли кто, говори слова Божии (т. е. как бы сам Бог говорил твоими устами: назидательно, свято и правдиво); служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог (т. е. верно, и так исправно, как только можешь), дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа».

Наставления мученикам (1Пет. 4:12–19). «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Сказав в утешение, что мученики «в явление славы Христовой возрадуются и восторжествуют», Апостол прибавляет: «только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо, – прибавляет Апостол, – время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начинается, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию?» Сими прибавочными словами Апостол очевидно хочет внушить следующее: настоит нам нужда в настоящее время претерпеть гонения за веру христианскую, ибо это есть время ее распространения в мире; а разве мир может допустить сие без борьбы? Естественно, он противопоставит вере все свои силы и воздвигнет всевозможные гонения на ее исповедников. Таким образом, надлежит, чтобы суд, т. е. страдания, гонения и бедствия отяготили сначала над царством Божиим, над церковью. Потом же они разразятся над врагами ее, над неверующими, как наказание Божие. «И если праведник, – рассуждает Апостол, – едва спасется (т. е. достигает блаженного состояния не иначе, как страданиями), то нечестивый и грешный где явится? «Итак, – заключает Апостол, – страждующие по воле Божией (а не по своей воле) да предадут ему, как второму создателю, души свои, делая добро.

Наставления пастырями и пасомым (1Пет. 5:1–9). Пастырей поучает Апостолов пасти Божие стадо, надзирая за ним непринужденно, но охотно; не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, дабы получить неувядаемый венец славы. Пасомых овец назидает, дабы они, повинуясь пастырям своим и отдавая смиренно водительству крепкой руки Божией, и сами, однако же, трезвились и бодрствовали; потому что противник диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить.

(1Пет. 5:10–14). Послание свое Св. Ап. Петр заключает благожеланиями и приветствиями как от себя лично, так и от лица избранной в Вавилоне церкви и Марка, сына своего. Апостол благожелательно молится об учениках своих: да совершит их Господь, да утвердит, да укрепит, да оснует (русск. – да соделает непоколебимыми)!

Изъяснение некоторых мест из нижеследующих отделов

1Пет. 1:1, 2:9. Надписание послания. Увещания к святой христианской жизни чрез раскрытие величия и славы преподанного нам спасения в Иисусе Христе

Петр Апостол Иисус Христов, избранным пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1Пет. 1:1). Нельзя не видеть, что Святой Петр с нарочитой целью наставляет свое апостольское достоинство в надписании своего послания. Какой мог быть особенный повод к сему? Сей повод был тот, что церкви, к которым он писал, не им были основаны и личного знакомства с ним не имели. Что несмотря на это Св. Ап. Петр имел не только власть и право, но и прямую обязанность входить в рассмотрение и попечение об их нуждах и нравственных потребностях – он в самом начале своего послания и ссылается на свое апостольское достоинство и посланничество от самого Христа пасти агнцев и овец его (Ин. 21:15–17), а с сим вместе внушает, что и они несмотря на свое отдаление от него и рассеяние по разным малоазийским странам, обязаны со всем вниманием выслушать его наставления и с покорностью подчиниться им, как бы Христовым.

Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите из тьмы вас призвавшего в чудный свой свет (1Пет. 2:9). Так велико и славно призвание наше о Христе Иисусе, Господе нашем! Точно также и в тех же выражениях Иегова Бог еврейский выражал достоинство и превосходящие преимущества своего избранного народа пред другими народами земли. «Если вы будете слушаться гласа моего и соблюдать завет мой, – так говорил он Израильтянам чрез Моисея законодателя, – то будете моим уделом из всех народов, ибо моя вся земля». А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5, 6). Все эти высокие наименования Св. Ап. Петр прилагает к новозаветному Израилю, т. е. к христианам, которые евангельским законом призываются к наивысшему нравственному совершенству в сравнении с древними Иудеями. В этом-то смысле, по выражению тайновидца, Господь Иисус Христос соделал всех нас царями и священниками Богу и Отцу своему (Апок. 1:6), или, как тот же Св. Ап. Петр внушает нам, мы все должны как живые камни устроять из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить из себя дом духовный жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет. 2:5).

Замечательно, что все секты, не признающие авторитета Церкви и проповедующий достаточность внутреннего озарения от духа, а в том числе и наши беспоповцы, отвергающие церковную иерархию, из вышеозначенных слов Апостола Петра выводят заключение, будто бы он допускает возможность обходиться без иерархии, как видимого учреждения Христова, отдельного от мирян. Неосновательность и лживость такого заключения очевидны сами собой. Св. Апостол в исследуемом месте предлагает лишь нравственные назидания своим читателям и призывает из к святости; но ничего канонического в известном смысле этого слова он не предлагает и не решает. Сказать: «будьте святы, как священники» не только не значит, что священников не нужно, а напротив, что священники должны быть непременно за тем, чтобы служить образцами и примерами святости.

1Пет. 3:18, 4:6. Увещания к терпению в страданиях по примеру пострадавшего за нас Господа

Сказав, что лучше пострадать за добрые дела, нежели злые (1Пет. 3:17), Св. Ап. Петр прибавляет: «зане и Христос единою (русск. – однажды) о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом: о нем же (русск. – «которым, т. е. духом, Он») и сущим в темнице духовом сошед проповеда». При чтении сих апостольских слова первый вопрос естественно возникает о том, что нужно разуметь под темницею, в которую сходил Христос душой своей, когда тело Его пребывало во гробе? Сей темницей называет Апостол малоизвестную нам область, куда отходят и где пребывают души умерших людей. Ветхозаветные люди называли эту область общим именем шеол или преисподняя, что по-гречески называется ад, но не в нашем смысле ада, как места мучения одних грешников, а в общем смысле царства мертвых (Быт. 37:35). Называя сие место темницей или заключением, Апостол очевидно усвояет ему нечто стеснительное для духа человеческого, нечто мешающее свободному проявлению его сил, и вообще нечто неприятное и нежелательное. С таким характером было сие место до пришествия Христа Спасителя для всех вообще умиравших людей, хотя, конечно, степень их праведности, равно как и степень их нечестия, отражались в соответствующих степенях их заключения в шеол, т. е. не в одном месте и не в одинаковом состоянии находились души умерших патриархов и души, напр., людей, погибших во время потопа, о которых в частности говорит Апостол.

Зачем Господь сходил в ад? На сие отвечает Св. Ап. Петр, говоря, что Христос, сошедши в темницу духов, проповедал. Итак сходил Господь в сию темницу для проповеди. Предмет сей проповеди был, конечно, тот, что спасение людей совершилось, что Спаситель сей есть Он самый, сошедший в преисподнюю земли к узникам адовым, Сын Человеческий, и что единственным и всеобщим средством для спасения людей отсюда стало нравственное общение с Ним; так что «всяк, иже веру имет в Него, как в воплощенного Сына Божия, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16:16). Что действительно такова была сущность проповеди Христовой во аде, на сие Апостол довольно ясно указывает, называя сию проповедь евангелием или благовестием (ниже – 1Пет. 4:6); а мы знаем, что главная цель, или сущность евангельского благовестия та, да веруют люди «яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующие живот имут во имя Его» (Ин. 20:31).

Каким духам, сошедши в ад, Христос проповедовал? Свои выражения, что проповедь Христа была к духам, Апостол ниже заменяет другим выражением: «благовестие Христово было к мертвым» (1Пет. 4:6). Итак, по Апостолу только духи человеческие, т. е. души умерших людей, были назидаемы проповедью Христовой, а не духи вообще, например, ниспадшие духи ангельские. По отсутствию в сих последних духах всякой доброй восприемлемости, и проповедь была бы к ним совершенно безнадежна, а потому и напрасна. На этом же основании можно предполагать, что и в области человеческих духов только часть оных спасена была светлой воскресения проповедью и изведена из твердынь адовых, в которой сохранилась хотя малая некая восприемлемость к этой проповеди и вере во Христа. Все-таки в высшей степени отрадно, что богодухновенный Апостол Петр значительно расширяет область спасенных проповедью Христовой людей; ибо указует их даже там, где было трудно их и предполагать по нашим человеческим соображениям, именно в области людей, погибших в волнах потопа, – людей некогда непокорных ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега (1Пет. 3:20). Что спасены были многие из этих людей7, о сем Апостол прямо заявляет, говоря: «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию» (т. е. погибши и пострадавши телом), жили (в загробном мире) по Богу духом» (1Пет. 4:6).

1Пет. 5:1–5. Наставление пресвитерам

«Пастырей ваших умоляю я, пастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должны открыться», – так начинает Св. Ап. Петр свое наставление пресвитерам. Какими же чертами должно быть запечатлено доброе пастырство по наставлению Св. Ап. Петра? Три важнейшие черты выставляет он на вид и заповедует пастырям церкви, и столько же противополагает им отрицательных черт, чтобы остерегаться их и избегать.

Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе (русск. – надзирая за ним) не нуждою, но волею и по Бозе (1Пет. 5:2). Вот первая и основная черта, из которой вытекают остальные две. Сущность ее в том состоит, дабы призываемые к пастырству лица проникнуты были уважением и благоговением к пастырскому званию; ибо в сем только случае, свободно решаясь принять его, они могут потом сочувственно и сердечно относиться к его святым обязанностям. Этим, можно сказать, обеспечивается весь дальнейший успех доброго пастырства. Напротив, нельзя ожидать сего успеха там, где избирают пастырство, например, как случайный род жизни. Обычное и прискорбное явление, что избранное и взятое таким образом пастырство отбывается потом единственно как тяжелый и скорбный, хотя и неизбежный, долг службы. Это уже не пастырство, а наемничество.

Ниже неправедным пасите прибытки, но усердно – вот вторая черта доброго пастырства, как естественное следствие первой. Ее можно назвать бескорыстием. Не то, конечно, требуется ею, чтобы ничем не пользовался пастырь от своих пасомых, ибо «кто пасет стадо, и от млека стада не яст»! – рассуждает по сему поводу Св. Ап. Павел. Не весте ли, – продолжает тот же апостол, – яко делающии священная от святилища ядят; и служащии олтарю со олтарем делятся. Тако и Господь повел проповедующим благовестие от благовестия жити» (1Кор. 9:7, 13, 14). И Св. Ап. Петр не вообще воспрещает прибытки от пастырства, а лишь неправедные прибытки. А они бывают тогда, когда материальную прибыль и свои личные выгоды пастырь ставит во главе и впереди своей деятельности, а духовные потребности своей паствы назади, или вообще о них забывает; тогда как делу следует быть совсем наоборот. Отнюдь не должны забывать пастыри стада Христова, что их усердие и ревность о духовном преуспеянии пасомых, истекающие из бескорыстной любви к высокому и святому делу пастырства, привлекут к ним любовь пасомых, воспламенят в них усердие и подвинут на пожертвования. Вот где источник сих прибытков праведных и законных!

Ни яко обладающе причину, пасите стадо Божие (1Пет. 5:3), но образи бывайте стаду, – вот третья черта доброго пастырства. Ее можно назвать смиренномудрием духа при деятельной попечительности и о притче, т. е. о пастве Христовой, или – как употреблено в русском переводе – о наследии Божием. Только пользоваться начальственными правами и честью пастырства и требовать для себя лишь повиновения и подчинения от пасомых, самому же уклоняться от благовествования, управления и других трудов пастырства – значит быть плохим пастырем; ибо пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11), а не сидит праздно, величаясь только своим положением. И только сей то добрый пастырь, своим учением и жизнью подающий пример стаду, получить неувядающий венец славы, когда явится Пастыреначальник»! (1Пет. 5:4).

Такоже юни (т. е. все не старцы, не пресвитеры, а младшие по положению в церковном обществе, именно паства или миряне) повинитеся старцем: вси же друг другу повинующеся, смиреномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет. 5:5). Выражение «вси друг другу повинующеся» не значит, что и старцы должны повиноваться юным, начальники подчиненным и т. д. Нет, мысль Апостола не такова: словом «вси» он только обобщает разные состояния и пожелания людей, подчиненных другим высшим лицам. Так дети должны повиноваться родителям, рабы господам, жены мужьям, ученики учителям – все всем в каком-либо отношении начальственным лицам; но и эти лица в свою очередь обязаны повиноваться своим начальникам и т. д. В этом отношении и должна появляться по Апостолу взаимность, обозначаемая у него словами «друг другу». Смиренномудрие же есть то начало, на котором зиждется возможность сего взаимного соподчинения привлекающего к людям благодать Божию.

* * *

5

Сие предположение подтверждается тем, между прочим, обстоятельством, что о Марке сам Апостол Павел из Римского своего заключения писал, что он (Марк) намерен посетить Малоазийские страны (Кол. 4:10).

6

В подкрепление своего предположения, что Апостол Петр Вавилоном называет именно Рим, писатели Римские указывают на то обстоятельство, что из всего Вавилона шлет он приветствие, между прочим, от имени Марка, а о сем последнем известно, что он находился в Риме, будучи спутником Ап. Павла (Кол. 4:10 и др.). Но разве можно утверждать на сем основании, что Марк нигде уже, кроме Рима, не мог сопутствовать Апостолам и что сам Петр не мог прийти когда-нибудь с проповедью о Христе в Вавилон Евфратский и там встретиться с Павловыми сотрудниками Марком и Силуаном? Правда, что в древности было все-таки мнение, и даже очень распространенное, что Апостол Петр в 13 ст. V главы символически назвал Вавилоном Рим (Евс. Церк. Ист. 11, 15); но с этим мнением нельзя согласиться потому, что апокалипсическая символика как вообще несвойственна учительным книгам Нов. Завета, так в особенности не отвечает духу настоящего послания Петрова.

7

Может быть в минуту своей погибели они сознали свое нечестие, и кто знает? Может быть, умерли с воплями к Богу и с раскаянием.


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle