О всяческой науке

Источник

[фрагменты]

Содержание

31. О душе 40. Что такое природа? 75. О времени 76. О движении 129. О долгой зиме

 

31. О душе

Душа, познающая сама себя и то, что она обладает божественным достоинством, далеко отстоит от природы. Она возвышается над всеми зародышами. Она гораздо раньше, чем они, отделена от всех тел, и на собственном седалище сидит она выше всех природных и образующих начал, превыше, можно сказать, даже самого всеобщего. Она присутствует в теле не из-за истечения от звезд, рождается не от природы, входит в тело не по телесным причинам, а нисходит свыше, от Бога. Если же душа не познала сама себя и того, что она причастна высшему достоинству и поставлена свободною, то рабски служит телу и губит свою свободу. И ее великий глаз бывает затянут покровом природы и уже не светит.

40. Что такое природа?

Природа – это способность, невидимая глазом, зримая умом, посеянная в телах Богом, начало движения и покоя. Она приводит в движение природные тела и снова заставляет их остановиться. Ведь все тела, элементы и то, что из них состоит, хотя и воспринимают движение и покой от Бога, однако постоянно приводятся в движение природой. Многое заставляет тела двигаться, прежде всего – Бог, затем ум, потом душа, в конце же концов природа как некое орудие Бога. Человека и бессловесных животных приводят в движение и душа и природа, но лишь одна природа заставляет двигаться и останавливаться тела, простые и сложные.

75. О времени

Время – это понятие и имя, созданное человеческой мыслью. Поскольку существуют вещи вечные, всегда сущие и неподвижные, и вещи, подверженные движению и гибели, то философы назвали саму меру движения временем. Ибо время – это не вещь, существующая сама по себе, не тело, видимое глазом, и не бестелесная сущность, подобно природе, душе, разуму. Нет, время – это вещь, существующая только в мысли. Душа, соединенная с Вышним, пребывает в неизменяемом веке, когда же бывает отторгнута от вечности и лишена покоя ради рождения кого-либо, то она дает у себя место времени. Итак, время – это не иное что, как мера движения.

76. О движении

Не легко понять, что такое движение. Это некий образ и энергия движущегося тела в то время, как оно движется. Вот, например, одна вещь увеличивается, другая изменяется, а иная мятется; для увеличивающейся вещи движение – это увеличение, для мятущейся – смятение, для возникающей – рождение. Так что движение – это не начало и не конец, но промежуток между ними. Так, когда строится дом, то движение – это не начало его, ибо он еще не сдвинут, и не конец, ибо тогда строительство бывает уже прекращено –  а то, что в промежутке между этим, само строительство дома – это и есть движение. Аристотель назвал это энтелехией.

129. О долгой зиме

Зима бывает долгая, когда все планеты находятся в зимнем знаке Зодиака, в Водолее, в Рыбах. Лето же бывает долгим, когда все окажутся в летнем знаке Зодиака. Солнце, находясь в знаке Льва, производит лето, в знаке Козерога – зиму. Поэтому и получила свое название «година», что солнце приходит в единое место, ибо светило возвращается туда, откуда вышло. Когда все планеты собираются у нас над головой, то они производят долгое лето, а удаленные от нас диаметрально – производят долгую зиму. Когда зима бывает долгой, море захватывает материк, когда же лето продолжительно – то море отступает от суши.


Источник: Памятники византийской литературы IX-XIV веков : [Сборник переводов] / [Отв. ред. Л.А. Фрейберг]. - Москва : Изд. «Наука», 1969. - 463 с., [7] л. ил. / Михаил Пселл. О всяческой науке (Пер. Т.А. Миллер). 149-151 с.

Комментарии для сайта Cackle