Священномученик Михаил Селищинский

Источник

Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев принадлежал к сельскому духовенству. Его жизнь – пример того, как трудились и жили одной жизнью с народом очень многие пастыри. Протоиерей Михаил – один из многих священнослужителей, чья жизнь прошла вместе с народом.

Отец Михаил происходил из священнического рода. Предки его совершали свое служение на Рязанской земле. Отец, протоиерей Андрей Феодорович Дмитрев, служил в селе Маккавеево, что расположено недалеко от Касимова. Мама отца Михаила, Капитолина Евдокимовна, была дочерью маккавеевского протоиерея Евдокима Орлова. В этом селе было два храма: Покрова Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса. В престольный день Спасского храма празднуется также память семи мучеников Маккавеев, почему село получило название «Маккавеево». Здесь и родился Михаил Андреевич Дмитрев 15 июня (ст.ст.) 1873 года.

У отца Михаила были брат и сестра: протоиерей Феодор и Клавдия, которая вышла замуж в свое время за протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова.

Протоиерей Михаил получил обычное для детей священников образование – он учился в церковно-приходской школе, Касимовском Духовном училище и Рязанской Духовной семинарии. Семинарию он окончил в 1895 году по второму разряду. Затем в течение двух лет отец Михаил был учителем церковно-приходской школы в селе Самылове, а 1897 году женился на Елисавете Ивановне Гориной, дочери протоиерея Иоанна Горина, священника из села Синульцы. Венчал Михаила Андреевича и Елисавету Ивановну протоиерей Андрей Дмитрев в Покровском храме села Маккавеева 30 июня (ст.ст.) 1897 года. Как и его отец, Михаил Андреевич брал себе в жены невесту «с приходом», что было в то время обычной традицией. После кончины отца невесты жених ее должен был наследовать и приход ее отца. Как протоиерей Андрей Феодорович стал служить на месте умершего отца Капитолины Евдокимовны, протоиерея Евдокима Орлова, так и протоиерей Михаил был назначен на приход скончавшегося протоиерея Иоанна Горина. Рукоположил его епископ Рязанский и Зарайский Мелетий 10 июля (ст.ст.) 1897 года и назначил в Преображенский храм села Синульцы Касимовского уезда.

На этом приходе отец Михаил прослужил более восьми лет. Здесь у отца Михаила и Елисаветы Ивановны родились четверо детей: Владимир (1898), Лидия (1901), Нина (1903) и Димитрий (1904). Но когда в 1905 году скончался протоиерей Андрей Дмитрев, мама отца Михаила просила своего сына перейти на отцовский приход, после чего отца Михаила по его прошению переместили в село Маккавеево – на место отца. В Маккавееве у него родились еще трое детей: Александра (1906), Евгения (1909) и Ольга (1913). Младшая дочь, Ольга, стала впоследствии женой священника – протоиерея Анатолия Сергиевича Правдолюбова, внука протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова.

В марте 1913 года отца Михаила перевели на другой приход – в Троицкий храм села Селище Касимовского уезда. Как протекала жизнь в Селищах немало рассказывала своим детям дочь отца Михаила – Ольга Михайловна. Многое из этих рассказов сохранила в своих записях Лидия Анатольевна Правдолюбова, внучка отца Михаила.

Село Селище было самым бедным приходом Рязанской епархии. В этот приход входило несколько деревень, дома которых стояли под соломенными крышами, люди в них жили еще с лучинами. Храм был деревянным и очень маленьким. Перевели сюда отца Михаила как молодого и энергичного священника, способного поднять и возродить приход. До него здесь служил протоиерей Леонид Правдолюбов – брат протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова. Он построил в Селищах большой деревянный дом, начал строительство нового кирпичного храма. Но отец Леонид понимал, что не справляется со строительством нового храма, и поэтому просил перевести его на другой приход. Тогда поменяли местами отца Михаила и отца Леонида. Поменялись они и домами – у отца Михаила в Маккавееве был также построен хороший большой дом.

В Селищах отец Михаил начал свою деятельность прежде всего с завершения строительства храма. Он строился большим, просторным и светлым. Начали его строить так, что прежний маленький деревянный храм находился внутри строящегося храма. Постепенно вокруг него возводились кирпичные стены, а служба в прежнем храме продолжалась до самого последнего момента, пока не был завершен новый храм.

Средств не хватало, а отец Михаил решил строить рядом с храмом еще и церковно-приходскую школу, чтобы обучать детей грамоте и Закону Божию. Стали собирать пожертвования, а протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов очень помог тем, что, как Наблюдатель церковно-приходских школ, запросил средств на строительство нового здания школы в селе Селище, которые и были выделены. Так уже к октябрю 1913 года в Селищах было завершено строительство нового храма и церковно-приходской школы. В проекте была и колокольня, но Первая мировая война помешала ее строительству. У храма осталась прежняя деревянная звонница.

О завершении строительства храма отец Михаил сообщил всем окрестным приходам – в касимовской типографии было отпечатано объявление: «Строительный комитет по постройке нового каменного храма в селе Селище, Касимовского уезда, сим доводит до общего сведения, что в воскресенье, 27 сего октября, после поздней Литургии, будет совершено поднятие Святого Креста на новоустроенный храм». Действительно, это было великое торжество – поднятие Креста на построенный храм!

Главный престол селищенского храма был освящен в честь Святой Троицы, а второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас был искусно вырезан из светлого дерева, а иконы написаны очень талантливым художником академиком Волковым в стиле своего времени – начала двадцатого века. И все это было устроено отцом Михаилом немногим более чем за полгода.

Со свойственной ему энергией отец Михаил поднимал свой приход. Все свои дела крестьяне начинали с благословения Церкви – отец Михаил приучал их к этому. Благословлялись самые обычные работы: начинали сеять хлеб – в церкви совершался молебен. Крестьяне приносили маленькие мешочки с зерном, которые отец Михаил окроплял святой водой. Когда весной крестьяне выгоняли в первый раз свой скот, среди села совершался молебен с водоосвящением, после чего мимо священника прогоняли скотину – и он каждую корову или овцу кропил святой водой. В праздник Флора и Лавра в храме после Литургии служился молебен, отец Михаил выходил на паперть с кропилом, а мимо него в праздничных разноцветных рубашках, подпоясанные ремешками, гарцевали деревенские мальчишки на своих лошадях. После окропления святой водой они, радостные, мчались в поле.

Дом отца Михаила стоял рядом с храмом. Он был просторным, с большими окнами и потолком высотой в три метра. За домом располагался сад, в котором был размещен большой пчельник. Отец Михаил знал, как разводить пчел и ухаживать за ними. В саду он посадил липовую аллею, и пчелы собирали мед как с этих лип, так и с окрестных полей гречихи. Сад отца Михаила всегда был ухоженным, с прямыми дорожками, со множеством цветов и плодовых деревьев. В дальнем его углу росли высокие стройные лиственницы, а за ними протекала чистая холодная речка, по берегам которой били родники. Село Селище располагалось за речкой. Таким образом, храм и дом священника стояли вдали от села, а вокруг них был простор – зеленые поля, деревья, вдоль речки – кусты, а вдалеке, за полями, возвышался густой темный лес, в который жители села и дети отца Михаила ходили за грибами.

В летнее время нередки были пожары, в которых сгорали целые улицы. Отец Михаил организовал из молодых людей пожарную команду, выстроил каланчу и установил постоянные дежурства. В хозяйстве у него всегда стояла повозка с бочкой, наполненной водой. Если случался где-то пожар, отец Михаил немедленно запрягал лошадь в эту повозку и ехал тушить пожар; и умел он так расставить людей и организовать тушение, что пожар постепенно прекращался. Крестьяне говорили: «Ну, если батюшка приехал тушить, то пожар быстро потухнет». А в зимние метели, когда заносило все дороги в окрестных полях, отец Михаил сам выходил к церкви, поднимался на звонницу, где висел большой колокол весом в полторы тонны, и начинал звонить. Звонил он подолгу, потому что знал, что кто-то, возможно, сейчас сбился с пути и не знает, куда ему ехать. И действительно, однажды в Касимове подошел к отцу Михаилу совершенно незнакомый мужчина и стал благодарить его за благовест. Только благодаря звону селищенского колокола этот крестьянин выехал на нужную ему дорогу, а иначе мог бы погибнуть в занесенном снегом поле.

Но не только на земле трудился отец Михаил. Он учил детей в своей церковно-приходской школе, был заведующим и законоучителем в соседнем Земском училище, состоял помощником миссионера Касимовской противомагометанской миссии, постоянно проводил диспуты с сектантами, в основном, баптистами, которых в округе было немало. Можно только удивляться, как он все успевал. Днем он мог заниматься многочисленными трудами, а ночью со свечой изучать Евангелие. Сохранился Новый Завет отца Михаила, весь испещренный карандашами разных цветов. Каждый цвет соответствовал определенной теме, а в записных его тетрадях можно найти целые блоки цитат, необходимые для борьбы с сектантами. С этой же целью – борьбы с сектантами, отец Михаил посещал многочисленные окрестные деревни и села, не только ближайшие, но и отдаленные, отстоящие от Селищ нередко за сто и более километров.

В храме отец Михаил организовал общее пение. В этом ему помогали его дочери. Они учились музыке и любили петь, а в доме отца Михаила стояли рояль и фисгармония – старинный музыкальный инструмент, очень распространенный в то время. Александра обладала прекрасным сопрано, а у Ольги был альт. Они проводили с народом спевки, разучивая церковные песнопения. Люди постепенно привыкли к общему пению в храме и пели за богослужением с большой радостью.

Семья отца Михаила была очень дружна с касимовскими Правдолюбовыми – с семьями протоиерея Анатолия Авдеевича и протоиерея Сергия Анатольевича. Селище было расположено от Касимова недалеко – километрах в восьми-девяти, и Правдолюбовы очень часто приходили к отцу Михаилу в гости. Им нравилось Селище: простор и красота природы, семейный уклад селищенского дома, храм и богослужения, совершаемые отцом Михаилом. По нескольку дней оставались они в Селищах, здесь и познакомилась младшая дочь отца Михаила, Ольга, со своим будущим мужем – Анатолием Правдолюбовым.

Крестьяне от всей души полюбили отца Михаила и называли его не иначе, как «отец Михаил Селищенский». За эти годы село окрепло и поднялось – почти в каждом доме было по две лошади и по две коровы. А в Селищах в то время было дворов 140–150. Всего несколько домов оставалось без скотины, но это были дома либо тяжело больного человека, либо одинокой вдовы. Но люди всем селом помогали этим хозяйствам. Да и сам отец Михаил тайно помогал этим людям: уходил рано утром на участок какой-нибудь бедной вдовы и обрабатывал его, делая это так, чтобы никто его не видел.

В 1919 году, 15 апреля (ст.ст.), Указом Святейшего Патриарха Тихона отец Михаил «за усердную службу» был награжден наперсным крестом, а 21 января (ст.ст.) 1924 года возведен в сан протоиерея. В мае 1937 года протоиерей Михаил был награжден митрой.

В 1930 году отца Михаила несколько раз вызывали в НКВД и подолгу держали там на допросах. Прежде всего, заставляли принять обновленчество и обновленческого архиерея. Отец Михаил остался непреклонным и обновленцев не принял. Но в один из соседних приходов обновленческий архиерей все же приехал. Народ его даже близко к храму не подпустил, а настоятеля того храма власти обвинили в том, что он убедил народ не принимать обновленческого архиерея. Священника арестовали и в тюрьме так пытали, что он вскоре умер.

В том же году в доме отца Михаила стали проводить обыски. Приходили, как правило, ночью, собирали всех в одной комнате и переворачивали все в доме. Искали повода, по которому можно было бы отца Михаила арестовать и отправить в тюрьму. Но ничего не нашли. Тогда конфисковали имущество: вывезли почти все, даже музыкальные инструменты – рояль и фисгармонию. Наконец, нашли причину для ареста – неуплата налогов. Отца Михаила арестовали. Вскоре назначили суд, но власти не ожидали, что на этот суд соберется множество народа. Пришли селищенские жители и заполнили здание суда. Они окружили отца Михаила и не отходили от него, пока шло судебное заседание. Доказать вину отца Михаила не удалось, и люди надеялись, что его освободят. Но когда судьи вышли после своего совещания и объявили приговор – три года тюрьмы и пять лет ссылки, произошло народное возмущение. Все повскакали с мест и стали кричать: «Не отдадим батюшку! Мы не выпустим его отсюда!» Сыпались откуда-то разбитые стекла, трещали сломанные скамейки. Когда попытались вывести отца Михаила из зала суда, разбили стеклянные двери, окружили его и никого к нему не подпускали. Многие кричали: «Где судья?» А главный судья в это время, напуганный гневом множества народа, прятался во дворе здания суда за поленицей дров. Но вскоре в зале появился какой-то важный деятель НКВД и сказал отцу Михаилу: «Усмирите народ!» И только стоило отцу Михаилу обратиться к народу, как воцарилась полная тишина. Он попросил людей успокоиться и предоставить все воле Божией. Только тогда смогли вывести отца Михаила из здания суда и снова отправить в тюрьму.

Но люди не успокоились. Целая группа жителей села отправилась в Москву и добилась освобождения отца Михаила. Власти, видимо, опасались народных волнений, поэтому отменили приговор касимовского суда. Отец Михаил вернулся в Селище и продолжал служить.

Все эти события так подействовали на матушку отца Михаила, Елисавету Ивановну, что она тяжело заболела и 18 сентября 1936 года скончалась. Отец Михаил похоронил ее около храма – с правой стороны алтаря. С этого дня в течение целого года он ежедневно служил Литургию, а после нее панихиду на могиле своей покойной жены. Когда исполнился год со дня смерти Елисаветы Ивановны, отец Михаил сказал, придя домой после панихиды: «Теперь я за нее спокоен». И в эту же ночь за отцом Михаилом снова пришли.

Но недолго он содержался в этой тюрьме, уже в октябре отца Михаила отправили в Рязань. За это время дочери отца Михаила могли видеть иногда своего отца через решетку камеры, а иногда, когда они подходили к тюрьме, видели только его благословляющую руку.

В Рязани отец Михаил томился в заключении еще два месяца. Каждую ночь из рязанской тюрьмы угоняли этапы: лаяли собаки, кричали милиционеры. В одну ночь исполнялось до шестисот приговоров. В Михайлов день, 21 ноября 1937 года, тройкой НКВД отца Михаила приговорили к расстрелу, а в ночь с 1 на 2 декабря (нов.ст.) того же года, в день памяти иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», приговор был приведен в исполнение. Похоронен отец Михаил на братском кладбище при Скорбященской церкви, где хоронили в то время всех расстреливаемых в Рязани.

Определением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви от 13 – 16 августа 2000 года протоиерей Михаил Дмитрев причислен к лику святых как священномученик. Память его совершается в день его мученической кончины, 19 ноября/2 декабря, а также вместе с Собором всех новых мучеников и исповедников Российских 25 января/7февраля (если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января/ 7февраля). Память священномученика Михаила совершается также вместе с Собором Рязанских святых 10/23 июня и Собором Касимовских святых – в четверг Фоминой недели.

Протоиерей Михаил Анатольевич Правдолюбов.

Москва, июль 2004 года.

Священномученики Илия и Константин (Бажановы)

Братья Бажановы – Илия и младший брат Константин – прославлены Русской Православной Церковью как священномученики.

Они родились в семье псаломщика Троицкой церкви с. Селищи Касимовского уезда Рязанской губернии Василия Алексеевича Бажанова и его жены Татианы Исмайловны: Илья – 24 июля 1877 года, а Константин – 3 июня 1879 года.

В 1900 году Илия Васильевич Бажанов поступил на должность учителя в церковно-приходскую школу д. Кочемары Касимовского уезда, а в 1901 году Преосвященным Полиевком (Пясковским), епископом Рязанским и Зарайским был определен во диакона к Казанской церкви с. Малахова и там же рукоположен. В этом же селе он был учителем школы.

По собственному прошению, Преосвященным Аркадием (Карпинским), епископом Рязанским и Зарайским, он был переведен на штатную диаконскую должность к Покровской церкви села Никиткина Егорьевского уезда. Это было 13 ноября 1904 года. Почти десять лет он прослужил в этом храме, построенном в 1842 году московскими купцами Семеном и Хрисанфом Куровыми. 23 июня 1914 года диакон Илия был переведен на штатное священническое место к Николаевской церкви села Ксенофонтова, Егорьевского уезда, а 19 июля рукоположен во священника Преосвященным Амвросием (Смирновым), епископом Михайловским, викарием Рязанским. В послужном списке иерея Илии Бажанова в клировой ведомости указано, что все это время он состоял заведующим и законоучителем при Кочемарской церковно-приходской школе.

Когда до революции 1917 года отец Илия служил в различных приходах и церковно-приходских школах, о Свято-Владимирской церковно-приходской школе с. Карамышева Касимовского уезда, в которой он тогда работал, много говорили и писали. Эта школа была действительно гордостью не только прихода, но и всей епархии. Здесь заботились о детях: учили, давали бесплатные книги, проводили интересные встречи. В 1892 году там была открыта бесплатная столовая на средства неизвестного благотворителя из Москвы. Деньги инкогнито были посланы на имя врача А.О. Афиногенова, который вместе со священником храма и начальником школы занялся открытием столовой для детей. Это благое начинание многих подвигло на хорошие дела.

И вот через много-много лет отцу Илие, пришлось служить в селе Карамышево. Здесь он за усердную многолетнюю службу Церкви Христовой удостоен сана протоиерея. Со временем не стало этой прекрасной школы, и начала оскудевать и вера. В 1919 году благочинный Зарайского округа писал: «Благочестие народа, его приверженность к Церкви Божией, молитве и исполнению христианских обязанностей в настоящее революционное время подвергается тяжелому испытанию. Замечается падение веры и нравственности, особенно среди молодого поколения. Отрицательное отношение правительства к Церкви как к культурной силе, изгнание преподавателей Закона Божия, св. икон и молитвы из школ, насаждение во всех деревнях так называемых культурно-просветительных кружков молодежи, распространение в народе богохульных книг и брошюр, – все это деморализующе действует на молодое поколение, вытравливает из него последние остатки отцовской веры, разнуздывает и развращает молодежь».

Духовенство было отстранено от преподавания в тех школах, которые были открыты в свое время священниками. Но многие батюшки продолжали встречаться с молодежью, говорить проповеди. Это делал и отец Илия. Местные власти неоднократно заставали его во время бесед с ребятами, которым он проповедовал Слово Божие и говорил о пользе учения.

Протоиерея Илию Васильевича Бажанова арестовали 20 августа 1937 года. Отец Илия признал вину частично. Подтвердил, что не только среди молодежи «проводил религиозную пропаганду», но и «среди остального населения». Его возмущало то, что в селе запрещено было ходить с иконами крестным ходом, запрещалось крестить и венчать. Был случай, когда его хотели арестовать, но женщины не позволили этого сделать. Заступались за него прихожане и тогда, когда его выселили из собственного дома.

Следственное дело было передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД Московской области, которая приговорила его 15.09.37 к расстрелу. 16 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года протоиерей Илия Бажанов прославлен как священномученик.

Константин Васильевич Бажанов в 1900 году окончил полный курс Рязанской духовной семинарии и в августе того же года определен учителем Карамышевской двухклассной школы.14 октября 1902 года Преосвященным Владимиром (Благоразумовым), епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, определен на священническое место к церкви села Колесниково и 24 ноября того же года рукоположен во священника. С 1903 года состоял законоучителем сразу нескольких земских школ: в д. Норвинов, д. Акулово и с. Колесниково. В браке с супругой Евгенией Николаевной они имели семерых детей: сыновей – Владимира и Николая и дочерей – Анну, Клавдию, Антонину, Зинаиду и Александру.

Все 35 лет пастырского служения о. Константин отдал одному приходу Архангельской церкви с. Колесниково, которая была построена на народные деньги в 1895 году.

Батюшка пользовался большим авторитетом у прихожан, так как был человеком образованным, отзывчивым и трудолюбивым. Кроме исполнения пастырского послушания в церкви, он сам вел хозяйство, чем, естественно, был близок крестьянству.

При таком большом семействе хозяйство о. Константина было весьма скромным: лошадь, две коровы и свинья, да дом с надворными постройками. В 1929 году крестьянство и духовенство было обложено заведомо непосильными налогами, чтобы под видом неуплаты изъять у жителей сельской местности все хозяйство и имущество в «коллективные хозяйства» и ограбленных крестьян загнать в колхозы, а к тому же и заполнить уже созданную систему ГУЛАГа бесплатной рабочей силой из невинно осужденных за неуплату этих самых непосильных налогов. По стране прокатилась очередная волна раскулачивания.

В это время лишилась своего хозяйства и семья о. Константина Бажанова. Естественно, не имея возможности заплатить эти заведомо невыполнимые налоги, он был «в 1931 году народным судом осужден за невыполнение госообязательств на полтора года лишения свободы», и как записано в протоколе допроса «наказание отбыл полностью». Второй раз протоиерей Константин Васильевич Бажанов был арестован 19 сентября 1937 года как активный участник контрреволюционной организации. На следствии категорически отверг все обвинения, но, несмотря ни на что, 6 декабря 1937 года постановлением «тройки» при УНКВД по Рязанской области по ст. 58 п. 10–11 был приговорен к расстрелу.

Протоиерей Илия Васильевич Бажанов захоронен вблизи пос. Бутово Ленинского района Московской области на огороженной территории бывшего полигона НКВД СССР. Реабилитирован по указу Президиума Верховного Суда СССР от 16.01.1989 г.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

У северной стены нашего храма сохранился надгробный памятник, на котором просматривается надпись: «Под сим памятником покоится прах рабы Божей Татьяны Баженовой жены псаломщика сей церкви 17 июня 1904 год. От детей ». Вероятно, здесь покоится прах мамы священномучеников Илии и Константина Бажановых.


Источник: Священномученик Михаил Селищинский. [Электронный ресурс] // Троицкий храм села Селищи

Комментарии для сайта Cackle