СПРАВЕДЛИВОЕ НАКАЗАНИЕ

(Письмо Другу)

«Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–38).

Мне пришли на память эти слова нашего Божественного Учителя, когда я стал думать, дорогой Друг, о несчастных православных приходах, захваченных насильно обновленческими и иными современными раскольниками, и чрез то отпавших от Церкви Божией. Ох, как тяжело слышать об этих отпадениях православных от святой Христовой Церкви. Лучше болезни, нищета, голод, чем отпадение от святого православия. Тут не преувеличение. Бедность – явление проходящее, голод – сменяется достатком, болезнь – не всегда смертельна. А если пришлось бы умереть, то легче, чем лишиться своей святой веры, потому что смерть души неизмеримо ужаснее смерти тела. А обновленчество и другие расколы, отрывающие от святой Божией Церкви, вместе с неверием губят христианские души, оставляя их в нынешней еще жизни в состоянии постоянного духовного расслабления и ослепления и готовя им вечную гибель за гробом, по словам Спасителя ко всем, затворяющим вход в царство небесное: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного, и когда это случится, делаете его сыном геены, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15).

С каждым днем я все более и более убеждаюсь, дорогой Друг, что все современные церковные расколы, начиная от обновленчества и кончая последним – григорианским (Яцковского), являются главнейшими работниками на антицерковном или антирелигиозном фронте. Без их помощи антирелигиозная деятельность сводилась бы почти ни к чему. Конечно, некоторые из нынешних раскольников совершают эту борьбу с Церковью Православной, а следовательно и с Богом (Деян. 5:33; Лк. 10:16), бессознательно, хотя они не могут не видеть, что борются с православием. Но руководители обновленческого и других расколов, начиная со старших их «иереев» и «епископов» и кончая главным их вождем «митрополитом» Александром Введенским, несомненно, знают, что они творят! Обратил ли Ты внимание, Дорогой Друг, между прочим на то, что этот Введенский думал… о вселенском соборе, куда его избрали терроризируемые им рабы-"архиереи» обновленческие. О чем думал этот авантюрист? О борьбе с Православной Церковью во… вселенском масштабе. Стоит посмотреть только на внешний вид Александра Введенского, этого вождя всего современного обновленческого раскола: его бритое лицо, светскую одежду, хлыстик и кепку в летнее время, не говоря уже о его попойках в ресторанах и двоеженстве, чтобы ужаснуться. Кому отдали себя в руководство все эти «митрополиты» обновленческие и все их духовенство? А все это и гораздо больше этого и лучше нас знают обновленческие «архиереи» и «Иереи». Я видел в журнале «Огонек», кажется, прошлого года, снимок обновленческого синода, где обсуждался вопрос о вселенском соборе. На картине – Введенский бритый и стриженый, в белом (!) клобуке, читает что-то. А все другие «митрополиты» и члены обновленческого синода подобострастно слушают и смотрят на этого атеиста в рясе. Боже! всю душу мою перевернул этот рисунок! Господи! До чего же мы дожили! До какого поругания над святительским саном! Этот наглый проходимец одевает одежды святительские и белый клобук! А все остальные рабы, из коих я узнал Пимена Негова и Спасского К.К. Как вы до такой низости дошли? Что слушаетесь и пресмыкаетесь пред этим предателем и гонителем святой Божией Церкви? Где совесть ваша? Где простое достоинство человеческое?

Однако я несколько отклонился в сторону. Ты прости меня, Дорогой Друг, за эти горячие суждения. Не могу не поделиться хотя с Тобою на бумаге тем, о чем болею душою. Я затронул вопрос о приходах православных, захватываемых обновленцами и другими раскольниками и гибнущими чрез то. Кто виноват в этом несчастии? Конечно, ты скажешь, что главная здесь вина безбожия. Несомненно, так. Если бы не было нападения, то приход православный оставался бы православным. Но мне думается, не одно лишь неверие и даже не одно лишь обновленчество и другие расколы тут виноваты. Безбожие и расколы не могут не бороться с Церковью Божиею, так как в этой борьбе их природа: «не может дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). Вот почему также недопустимы для верующих в Бога какие-либо религиозные компромиссы с безбожием, иноверием, ересями, расколами: огонь и вода не существуют вместе. Виноваты тут в большой степени и сами совращаемые. Для нас с тобой, Дорогой Друг, не страшны никакие речи и доводы неверия или ересей и расколов. Мы не только ни на йоту с ними не согласимся, но постараемся привести к вере в Бога и в будущую жизнь, и в силы Церкви Христовой. Но на немощных в вере безбожие и расколы оказывают то или иное влияние. Правда, почти всюду переход из православного в обновленческий или иной раскольничий храм совершался путем обмана, насилия, при многих слезах и страданиях совращаемых, как это было, например, и во дни злой унии в нашей Украинской Церкви. Позволь, Дорогой Друг, привести Тебе несколько строк о религиозных гонениях над православными со стороны еретичествующей унии и латинских бискупов, и Ты увидишь, что то же испытываем и мы, православные, от наших обновленцев и самосвятов, таких же апостолов, как униаты. На Варшавском съезде известный ревнитель святого православия Лаврентий Древинский и многие другие православные русские миряне так говорили в присутствии польского короля и латинских бискупов, сочувствующих и насаждавших, путем обмана и насилия, злую унию среди православия. Униаты «возбраняют нам свободное отправление нашего богослужения, хватают наших священников, мучат их, заключают в темницы, и когда мы заступаемся за наших духовных, тревожат нас самих судебными позовами и преследованиями, вводят нас в убытки. Терзают своими ложными доносами, наводят сомнение на нашу верность, заставляют подозревать нас в измене. Бедные люди, не привыкшие к иной вере, кроме той, в которой родились и выросли, поставлены в необходимость возить своих детей для крещения за десять миль и более. Так же далеко принуждены ходить и все, желающие получить церковное благословение брака» (Проф. И.И.Малышевский. «Западная Русь в борьбе за веру и народность», 1897, 315–316). Впрочем, у нас, при энергичных стараниях верующих, обновленцы и другие апостаты не всегда имеют успех. Внешней власти желательно было бы видеть всех своих граждан безбожниками, и она никак не поддержит православия. Но при дружных и настойчивых ходатайствах верующих она оставляет за ними храмы. И вот здесь я и вижу, Дорогой Друг, громадную вину самих мирян православных. Очень нередко при нападении злых врагов Церкви, раскольников современных, на защиту святой веры выступает пастырь и небольшая группа верующих, ревностных христиан. А остальные прихожане? Почему вы молчите? Почему боитесь понести труды, а если нужно и опасности ради великого святого дела – спасения своей души? И нередко случается, что в неравной по числу и внешнему значению борьбе православный пастырь и верующие лишаются своего святого храма, который становится уже раскольничьим.

Знайте же вы, ленивые и трусливые, что над вами совершилось справедливое наказание. Вы не позаботились о православном пастыре, не позаботились, не порадели о своем святом храме, поленились потрудиться, лишиться чего-либо, пострадать немного, а лишились всего! Ибо, если умрете вы, несчастные, в обновленчестве или ином расколе, то есть вне Церкви Божией, то так и останетесь вне чертога небесного! Забывать не должно, что Господь милосерден, но вместе и справедлив.

Когда я вспомню, Дорогой Друг, о большом городе Х., где я прожил около трех лет, вспомню, как из интеллигенции и даже простые идут в обновленческие или иоанникиевские храмы, несмотря на то, что они знают, что это раскольничьи храмы, досада находит на меня, и я возмущаюсь этому равнодушию и непониманию. Но когда подумаю, то прихожу к выводу, что сами себя лишают эти неразумные святого причастия, которое только есть в православных храмах. Оставляют и своих детей без благодатного крещения и венчаются без благословения Церкви, ибо в раскольничьих храмах нет благодати, ибо они – не Церковь. И ко всем этим несчастным и ослепленным, ленивым к своему спасению, относятся скорбные слова Спасителя нашего и Бога: «Сколько раз Я хотел собрать вас, как птицы собирают птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст!» (Мф. 23:37–38).

29 апреля/12 мая 1927 года.

Комментарии для сайта Cackle