В. Чернов

Источник

Благовещение Пресвятой Богородицы

События праздника

Праздник Благовещения совершается за девять месяцев до Рождества Христова, 25 марта/7 апреля. В этот день Церковь вспоминает явление Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила, который возвестил Ей тайну воплощения Сына Божия. Благовещение – объявление Марии благой, доброй воли Божией и добровольное принятие Ею этой воли – справедливо называется в церковных песнопениях «началом нашего спасения», ибо с этого момента начала действовать в мире великая и непостижимая тайна воплощения Самого Бога во Христе.

О событии благовещения повествует только один евангелист – Лука (Лк. 1:26–38).

Отроческая жизнь Девы Марии

Пресвятая Дева Мария, отданная родителями на служение при храме, по закону должна была, достигнув определенного возраста, выйти замуж. Первосвященник и служители иерусалимского храма, узнав, что Она дала обет всегдашнего девства и не желая оставить Ее без покровительства, обручили Ее с Ее же родственником, известным своей праведностью восьмидесятилегним старцем Иосифом, который уже имел многочисленное семейство от первого брака (Мф. 13:55) и был плотником.

Явление ангела

На шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя архангел Гавриил был послан в маленький городок, находившийся в Завулоновом колене южной части Галилеи, в Назарет, «К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария». Евангелист не говорит «Деве, вышедшей замуж», но «обрученной мужу». Это значит, что Пресвятая Дева Мария формально, в глазах общества и с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, хотя и не была ею в действительности.

Неизвестно, что делала Дева Мария в тот момент, когда Гавриил принес Ей благую новость. По одному преданию, Она пряла пурпурную пряжу для завесы в храме, по другому шла за водой к колодцу, по третьему – читала Книгу пророка Исаии.

Войдя к Деве, ангел назвал Ее «Благодатной», то есть обретшей особую любовь и благоволение Божие, помощь Божию, которая необходима для святых и великих дел. Слова ангела смутили Марию своей необычайностью, и Она принялась размышлять о значении их. Успокоив Ее, ангел предрек Ей рождение Сына, Который будет велик, но не так, как Иоанн, а много больше, ибо будет не просто исполнен благодатных даров Божиих, но Сам будет Сыном Всевышнего. Ангел прибавил, что Господь даст Сыну Марии престол Давида, отца Его, и что Он воцарится в доме Иакова. Смысл этого проречения в том, что ветхозаветное царство израильского народа носило не столько политический, сколько духовный характер. Оно было устроено, чтобы приготовить людей к вечному Царству Мессии и постепенно преобразоваться в него. Следовательно, царство Давида как таковое есть то, в которое Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, все формы гражданской жизни которого проникнуты идеей служения Богу, которое находилось в неразрывной связи с новозаветным Царством Божиим.

Мария принимает волю Божию

Вопрос Марии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – был бы совершенно непонятен и не имел бы никакого смысла, если бы Она не дала обет Богу навсегда остаться девою. Ангел объяснил Ей, что Ее обет не будет нарушен, так как Сына Она родит сверхъестественным образом, без мужа. Святой Дух осенит Ее, сойдет в Нее подобно облаку, осенявшему некогда скинию (Ис.19.1). И хотя Пресвятая Дева не требовала никаких доказательств, ангел сам в подтверждение истинности своих слов указал Ей на Елизавету, зачавшую сына в глубокой старости по изволению Бога, для Которого нет ничего невозможного. Из пророческих книг Пресвятая Дева знала, что Ее и божественного Сына ожидает не одна только слава, но также и горе, однако, во всем покорная воле Божией, ответила: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Из богослужения праздника Благовещения

На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры, так 6:

Совет прев́ечный/открывая Тебе, Отроковице,/Гаври́ил предст́а‚/ Тебе лобзая и вещая:/радуйся, земле ненас́еянная;/радуйся, купин́о неопалимая;/радуйся, глубин́о неудобозримая;/радуйся, м́осте, к небес́ем превод́яй,/ и л́ествице выс́окая,/́юже И́аков в́иде;/радуйся, божественная ст́амно м́анны;/радуйся, разрешение клятвы; /радуйся, Адамово воззв́ание:/с Тобою Господь.

Совет предвечный открывая Тебе, Отроковица‚/Гавриил предстал Тебе, приветствуя Тебя и возглашая:/"Радуйся, земля незасеянная; / радуйся, куст терновый несгорающий; /радуйся‚ глубина, непроницаемая взором;/радуйся мост, приводящий к небесам/и лестница высокая, которую Иаков видел;/радуйся‚ божественный сосуд с манной;/радуйся‚ избавление от проклятия;/радуйся, призвание Адама ко спасению‚/с Тобою Господь!»

Явл́яешися Мне, яко человек, –/глаго́лет нетленная Отроковица ко архистратигу,–/и како вещ́аеши глаголы п́аче человека?/Со Мною бо, рекл еси, Богу быти/и всел́итися во утробу Мою./И како буду, глаго́ли Ми‚/вмест́илище простр́анное и место свящ́ения/херув́имы превосход́ящаго?/Да не прельст́иши Мене лестию,/не бо позн́ах сласти,/браку есмь неприч́астна‚/како ́убо Отроч́а рожд́у?

«Как человек являешься ты предо Мною‚/говорит архистратигу непорочная Отроковица‚/– и как же возглашаешь слова,/превышающие разум человеческий/Ибо ты сказал, что будет Бог со Мною/и вселится во чрево Моё./И Как сделаюсь Я, скажи Мне, уделом пространным/и местом священным херувимами Носимого?/Не прельщай Меня обманом;/ведь Я не знаю плотской сладости:/не посвящена Я в тайну брака‚/как же Я могу родить Дитя?»

Бог ид́еже х́ощет,/побежд́ается естеств́а чин, –/глаголет безпл́отный,–/и яже паче человека содев́аются,/ моим веруй ́истинным глаго́лом,/Всесвят́ая Пренепор́очная./Она же возоп́и:/буди Мне ныне по глаголу твоем́у‚/и рожд́у Безпл́отнаго,/плоть от Мене за́имствовавшаго,/яко да возведет челов́ека,/яко един с́илен,/в первое достояние сраствор́ением.

«Там, где хочет Бог‚/Oтступает закон природы, – говорит бесплотный,/– и то, что превыше человека, совершается./Верь моим истинным словам, Всесвятая, Пренепорочная!"/Она же воскликнула: «Да будет Мне ныне по слову твоему‚/и Я рожу Бесплотного, плоть от Меня принявшего‚/да возведет Он человека, как единый сильный,/в первоначальное достоинство/через соединение с Собой!»

П́ослан бысть с небес́е Гавриил арх́ангел/благовест́ити Деве зачатие/и, приш́ед в Назарет,/помышл́яше в себе, чудеси удивл́яяся:/о, како, в Вышних непостижим Сый от Девы раждается!/Им́еяй престол небо и подн́ожие з́емлю/во утробу вмещ́ается Д́евичу!/На Негоже шестокрил́атии и многооч́итии зр́ети не могут‚/словом ед́инем от Сея воплотитися благоизв́оли./Божие есть Слово насто́ящее./Что ́убо стою и не глаго́лю Деве:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою;/радуйся, чистая Дево;/радуйся‚ Невесто ненев́естная;/радуйся, Мати Живот́а,/благословен Плод чрева Твоего!

Послан был с неба Гавриил архангел/предвозвестить Деве зачатие/и, придя в Назарет, /размышлял в себе о чуде, изумляясь тому,/как Всевышний, будучи непостижимым, от Девы рождается?/Имеющий престолом небо и подножием землю/в чрево жены вмещается?/Тот, на Кого шестикрылые и многоокие воззреть не могут,/по одному слову благоволил воплотиться от Неё./Слово Божие – Тот, Кто здесь является!/Что же я стою и не возглашаю Отроковице:/ « Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою;/радуйся, чистая Дева;/радуйся‚ Невеста, брака не познавшая;/радуйся, Матерь Жизни‚/благословен Плод чрева Твоего!»

На утрене тропарь, глас 4:

Днесь спасения нашего главизна/и еже от века таинства явление:/Сын Божий Сын Девы бывает,/и Гавриил благодать благовествует./Темже и мы с ним Богородице возопиим:/радуйся‚ Благодатная,/Господь с Тобою.

В сей день спасения нашего начало/и предвечного таинства явление:/Сын Божий Сыном Девы становится/и Гавриил о благодати благовествует./ Потому и мы с ним Богородице возгласим: / «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Величание:

Архангельский глас/вопием Ти, Чистая: /радуйся, Благодатная‚/Господь с Тобою.

Словами архангела/возглашаем Тебе, Чистая:/«Радуйся Благодатная‚/Господь с Тобою!»

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная‚/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице‚/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесте неневестная.

Обороняющей нас Военачальнице/за избавление от страшных бед/учреждаем Тебе торжества победы благодарственные/мы, рабы Твои, Богородица!/Но Ты, как имеющая

власть необоримую‚/ от всяческих опасностей нас освободи‚/да взываем Тебе:/»Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Стихиры на хвалитех, глас 1:

С небесных кругов слетев Гавриил в Назарет,/прииде к Деве Марии,/вопия Ей: радуйся! / Зачнеши Сына, Адама древнейшего,/Творца веков и Избавителя/вопиющих Тебе: /радуйся, Чистая.

С небесных сводов слетев в Назарет,/Гавриил предстал Деве Марии‚/взывая Ей: «Радуйся!/Ты зачнешь Сына, Который древнее Адама‚/Творца всего и Искупителя взывающих Тебе:/Радуйся, Чистая!»

Соприсносущное Слово пребезначального Отца,/не разлучився горних‚/ныне предста дольным, ради крайняго благоутробия‚/милость прием, еже на ны поползновения‚/и, Адамову нищету восприем,/ вообразися в чуждее.

Совечное Слово пребезначального Отца‚/не разлучившись от горних‚/ныне предстало дольним, по крайнему милосердию,/исполнившись сострадания о нашем преткновении, /и‚ Адамову нищету приняв‚/облеклось в чуждый Себе образ.

Гавриил, Деве благовестие с небесе принес,/вопияше: радуйся!/Зачнеши во чреве Твоем/ Тобою вместимаго‚/ Невместимаго же всеми‚/и раждающая явишися/ от Отца прежде денницы возсиявшаго.

Гавриил, принеся Деве благовестие с небес, взывал:/"Радуйся! Ты зачнешь во чреве Твоем/Тобою вмещаемого и не вмещаемого миром‚/и явишься носящей в Себе/от Отца прежде утренней звезды воссиявшего!»

Пресущественное Слово,/ плотию вселився в Тя/ Отчим советом, Богородице Дево‚/назда род, иже по нам,/падший от древния клятвы./Тем – еже радуйся – Тебе вси, Мати Христова‚/со ангелом вопием верно.

Сверх–сущесгвенное Слово,/плотию вселившись в Тебя/по замыслу Отца, Богородица Дева‚/ воссоздало род наш,/падший от древнего проклятия./Потому – «Радуйся!» – Тебе Матерь Христова,/со ангелом мы все взываем с верою.

Слава, и ныне, глас 2: Еже от века таинство открывается днесь,/и Сын Божий Сын человечь бывает:/да‚ хуждшее восприем, подаст ми лучшее./Солгася древле Адам,/ и Бог возжелев быти, не бысть:/Человек бывает Бог‚/да бога Адама соделает./Да веселится тварь, да ликовствует естество‚/яко архангел Деве со страхом предстоит/и еже радуйся приносит, печали сопротивное./За милосердие милости вочеловечивыйся,/Боже наш, слава Тебе.

От века сокрытая тайна сегодня открывается /и Сын Божий Сыном человеческим становится‚/чтобы худшее приняв, преподать мне лучшее./Был обманут в древности Адам/и, возжелав стать Богом, не стал;/человеком становится Бог‚/чтобы богом Адама соделать. /Да радуется творение, да ликует природа‚/ибо архангел Деве со страхом предстоит/и приветствие «Радуйся!» приносит Ей взамен печали./По сострадательной милости Своей вочеловечившийся‚/Боже наш, слава Тебе!

Слово Божие

Благая весть

(В то время) зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и

Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Лк. 1:24–38 (зач. 3)

Пастырское наставление

Начало нашего спасения

Если когда–либо подобает человеку радоваться, торжествовать и с веселием восклицать, если когда–либо само время требует говорить о великом и славном и испрашивать для себя возвышенность мысли, красоту речи и убедительность слов, то я не вижу, какая пора может быть для этого лучше сегодняшнего дня, в который с небес на землю явился ангел, принося всякое благо. Ныне небо величается, ныне земля веселится, ныне вся тварь радуется, и даже Тот, Кто содержит небеса, не отделяется от праздника. Настоящие события являются подлинным торжеством. Все соединяются в едином образе радости, все исполняются единого веселия: Творец, всей твари, Самая Матерь Творца, Которая и нашей природе, и нашим собраниям, и нашим торжествам сделала Его причастным. Ведь Он, будучи Благодетелем от начала и именно это дело благотворения всегда совершая, никогда нисколько не нуждался ни в чем и знал только то, чтобы давать и благотворить. Однако в сегодняшний день как это обычное Ему дело творит, так и второй части приобщается, становясь среди принимающих. Одно уделяв от Себя твари, другое от нее приняв,

Он, будучи щедр, радуется более не тому великому, что Он даровал твари, но, будучи человеколюбив, тому малому, что Он принял от пользующихся Его же благодеяниями; Он доставляет Себе честь не только тем, что уделил нищим рабам, но и тем, чем воспользовался от нищих. Ибо если Он и избрал истощание и воспринял нищету, однако, по воле Избравшего, наш дар стал для Него украшением и царством. А для твари (я говорю о творении как видимом, так и превосходящем пределы зрения), что может быть большим основанием для радости, чем видеть Своего Творца в себе самой и Владыку всего мира в кругу рабов, не совлекшего достоинство Владыки, но принявшего образ раба, не отложившего богатство, но передающего его нищему, не ниспадшего с высоты, но возводящего туда смиренного? Радуется и Та, благодаря Которой все эти дары даны были людям: радуется, как однородная с тварью, будучи соучастницей общих благ; радуется, однако, еще и тому, что эти дары даны были Ей прежде всех и преимущественно перед всеми, а также тому, что они именно через Нее достались всем; наконец, пятое и наибольшее основание для радости Девы то, что не только Бог, через Ее посредство, но и Она Сама, через то, что знала и предвидела, приготовила воскресение людям.

Ведь Ее нельзя уподобить земле, которая послужила сотворению человека, сама же никак в нем не участвовала, будучи использована Создателем только как материя, только становясь, но не действуя. Дева же Сама принесла и осуществила в Себе то, что привлекло Творца на землю и подвигло созидающую руку. Что же это было? Жизнь пренепорочная, образ жизни всесвятой; отвержение всякого зла; упражнение во всякой добродетели; душа, чистейшая света; тело, во всем духовное; сиятельнейшее солнца, чистейшее неба, святейшее херувимских престолов; полет ума, не побеждаемый никакой высотой, так что и ангельские крылья остаются ниже; Божественная любовь, поправшая собою все страстное начало в душе; отдание Себя Богу; общение с Богом, не допускающее никакого помышления о тварном. Украсив всем названным и тело, и душу, Она обратила к Себе взор Божий; Своей красотой Она явила прекрасным и общее человеческое естество, так что Тот, Кто по причине греха оказался во враждебных отношениях с людьми, по причине Девы стал человеком.

Средостение вражды (ср. Еф. 2:14) и преграда оказалась для Нее ничем, все отделявшее род (человеческий) от Бога в том, что касается Ее, было упразднено, так что еще перед всеобщим примирением Она одна заключила с Богом мир, не имея никакой нужды в заключении мира для Себя Самой. Но для других людей Она стала причиной великих благ. Прежде Ходатая Она явилась Ходатаицей за нас пред Богом –

если употребить речение Павла (ср. Рим. 8:34), – не руки воздымая к Нему за людей, но жизнь предлагая вместо моления. И добродетель одной души оказалась достаточной, чтобы препобедить злобу всех от века живших людей. Как ковчег, который спас человека при общем для всей обитаемой вселенной кораблекрушении, и сам не явился жертвой общих несчастий, и для рода человеческого сохранил средства спасения, так произошло и со Святой Девой. Она сохраняла Свой разум столь целомудренным, как будто никакой грех не был испытан людьми, но все пребыли, в чем и были должны, ветхое свое сохраняя обиталище. Пресвятая Дева и представления не имела о разлитой, если так можно сказать, повсюду греховности. Все охватившее наводнение злобы и небо затворило, и ад отверзло, и людей вовлекло в войну с Богом, и изгнало с земли Благого, и поставило на Его место лукавого, но против блаженной Девы оказалось совершенно бессильным. Хотя оно правило всей вселенной и все привело в смешение, потрясло и разрушило, однако перед одним разумом и одной душой потерпело поражение; и не только перед Ней, но, благодаря Ей, и перед всем человеческим родом отступило.

Прежде чем настал тот день, в который Богу подобало, склонив небеса, снизойти к нам, Дева послужила общему спасению следующим образом: с самого рождения Она строила жилище для Могущего спасти человеческий род и созидала дом Божий прекрасным, таким, который мог бы оказаться достойным Его. И Царь ни в чем не нашел заслуживающим порицания свой царским дворец. Впрочем, Она не только предоставила жилище, достойное царственного величия, но и приготовила для Него из Самой Себя багряницу, пояс и, как говорит Давид, величие, силу и самое царство (ср. Пс. 96:6; 92:1). Подобным образом некий преславный град, выделяющийся величиной, красотой, благородством и численностью жителей, богатством и всякой силой, может не только предложить царю кров и гостеприимство, но и становится для него державой, украшением, крепостию и ополчением, и тем самым может ввести необоримое зло для врагов, а для своих спасение и множество всяческих благ.

И во всем этом Дева помогла роду человеческому прежде времени общего спасения. Когда же назначенный срок настал. и приступил к Ней небесный вестник, Она и поверила, и вняла, и приняла на Себя служение; и было все это необходимо и безусловно требовалось для нашего спасения, а если бы не было с Ее стороны такого ответа, то ничего больше не случилось бы с людьми. Ибо если, как я сказал, Блаженная Дева не подготовила бы Себя, то не оказалось бы возможным, чтобы Бог благосклонно обратил взор Свой к человеку и пожелал снизойти, в отсутствии того, кто бы Его принял и смог послужить домостроительству спасения. Итак, если бы Она не уверовала и не изъявила согласия, то не мог бы быть приведен в действие совет Божий относительно нашего спасения. И это ясно из следующего: Гавриил, обратившись к Деве с приветствием «Радуйся», и назвав Ее благодатной, возвестил Ей все относящееся к таинству спасения. И пока Дева старалась уразуметь образ чревоношения, Бог не сходил еще. Когда же обрел Ее послушной и принимающей предложенное, все дело тотчас было совершено: Бог облекся в человека, и Дева стала Матерью Творца.

Бог не предупреждал Адама и не требовал его согласия относительно его ребра, из которого должна была быть создана Ева, но, лишив Адама чувств, так изъял член. Деву же Он прежде научил и ожидал Ее веры, прежде чем приступить к действию. Относительно творения Адама Он совещается с Единородным, говоря: сотворим человека (Быт. 1.26). Когда же сего чудного Советника Первородного (Ис. 9:6; Евр. 1:6), – как говорит Павел, – Он вводит во вселенную и созидает Второго Адама, то делает Деву соучастницей Своего решения. И этот великий совет (Ис. 9.6) – как называет его Исаия, возвестил Бог, а утвердила его Дева. Так что воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа– благоволения Отца, нашествия Духа и осенения Силы, но также и делом воли и веры Девы. Ибо как без участия трех Божественных Ипостасей решение о воплощении Слова не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры Предвечный Совет не мог бы быть осуществлен.

Бог, научив и убедив Ее таким образом, делает Ее Своей Матерью. Он заимствует Свою плоть от знающей об этом и желающей этого. Бог желал, чтобы, Матерь носила его во чреве столь же свободно, как и Он воплотился добро- вольно, чтобы Она стала Матерью по желанию и доброй воле, чтобы Она не просто соучаствовала, как что–либо из того, что движется по воле другого, но, будучи привлеченной к делу домостроительства, Сама принесла Саму Себя и стала соработницей Богу в промышлении о роде человеческом, так чтобы быть имеющей долю и участницей в связанной с этим чести. Далее, как Сам Спаситель не только по плоти был человеком и Сыном человеческим, но имел и душу, и ум, и волю, и вообще все человеческое, то и родиться Он должен был от совершенной Матери, Которая бы послужила Его рождению не только естеством тела, но и умом, и волей, и всем, что Она имела. Необходимо было, чтобы Дева сделалась Матерью и телом, и душой, всецелое человечество принеся для неизреченного рождения. Поэтому, прежде чем принять на Себя служение таинству Божественного воплощения, Она узнает о нем и отвечает верой, желанием и молитвой.

Кроме того Бог желал явить добродетель Девы: какова Ее вера к Нему, каковы благородство помыслов, чистота разума и величие души, открывшиеся благодаря тому факту, что Она приняла и поверила дивному и совершенно новому слову, что Бог снизойдет к самодеятельному попечению о вещах, касающихся нас, а Она будет приобщена к этому делу и будет в состоянии послужить Ему. Первое обстоятельство является несомненным доказательством, что Она сознательно соучаствовала в том, что превыше всего и более чего никто не мог бы испросить. Второе является достаточным свидетельством, что Дева имела ясное представление о Божественной благости и человеколюбии. Мне кажется также, что Она не непосредственно Богом,

а Ангелом была посвящена в тайну Домостроительства, – хотя первый способ подобал Ей более всякого премирного ума‚– чтобы вера, с которой Она жила в Боге, была явно засвидетельствована сама по себе, и чтобы все Ее поведение не расценивалось как результат воздействия убедившего Ее Бога.

Ибо как среди верующих невидевшие блаженнее видевших (ср. Ин.20:29)‚ так и те благоразумнее, кто поверил рабам касательно воли Владыки, чем те, которых убедил Сам Бог. А то, что в душе Она не имела ничего отделявшего Ее от таинства, что нравы Ее были столь соответствующими (служению), что нельзя вспомнить ни о какой человеческой немощи, равно как и то, что без какого-либо сомнения спрашивала Она: Как это будет? – а не вела разговор о путях, которые бы привели Ее к достодолжной чистоте, и не имела нужды в тайноводителе,– все это, в самом деле не знаю, следует ли считать относящимся к природе сотворенной. Ведь если бы Она была Херувимом или Серафимом, или даже кем-либо много чистейшим этих существ, как все же Она могла вместить обращенное к Ней слово? Как Она могла считать Себя соответствующей вести? Как могла сочетать свою силу с величием дел? Иоанн, больший которого, по определению Самого Спасителя, не восставал (Мф. 11.11), не считал Себя достойным прикоснуться к обуви Его (ср. Ин. 1:27), и это когда Спаситель являл Себя в уничижении, Пренепорочная же Само Слово, Саму Ипостась Бога, и еще до истощения, дерзнула принять в свою утробу.

Кто такой я, и что такое дом отца моего? (ср.2Цар. 7:18). И мною ли, Господи, ты спасешь Израиля? (ср. Суд. 6:36) Такие слова прилично слышать от праведных, когда они призываются к делам, которые совершались многими людьми много раз. А Блаженная Дева, побуждаемая не к чему-либо из дел обычных и не к соответствующему природе, но к превосходящему всякую силу разума – ибо разве не таковым является землю возвести на небо и посредством Себя все преобразовать и переменить? – не поколебалась в намерении и душу не сочла умаленной перед деянием. Но подобно тому как мы не испытываем никакого неудовольствия, когда свет приближается к глазам и не находим ничего необыкновенного в утверждении, что солнце, восходя над землей, начинает день, так и Дева не услышала ничего нового, когда узнала, что будет способна принять и зачать Самого Бога, для Которого не существует никакого места. Она не прошла мимо ангельского обращения без рассмотрения, не испытала никакого легкомыслия, не предались излишеству хвалебных слов, но со вниманием рассмотрела приветствие. Она осведомляется об образе зачатия и стремится его понять. Она не прибавляет вопроса о том, является ли Она удовлетворяющей и соответствующей такому великому служению и достаточно ли Она очистила тело и душу. Она недоумевает лишь о том, что относится к естеству; что касается подготовки души, то Она опускает. О первом Она требовала объяснения у Гавриила, о втором знала по Себе Самой. Она имела в Себе ту смелость и дерзновение к Богу, которые бывают, как о том говорит Иоанн (ср. 1Ин. 3:21), когда сердце ваше не осуждает нас.

«Как будет это?» – спрашивает Она. «Не потому говорю Я так, что нуждаюсь в большем очищении или высшем любомудрии, но потому, что у посвятивших себя девству, каковой путь жизни и Я избрала, естество не может зачать». «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – говорит Она. «Я готова к восприятию Бога, достаточно подготовлена. Скажи Мне, однако, может ли подчиниться естество и каким образом». И потом, после того, как Гавриил рассказал об образе чудесного чревоношения: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:34–35), – и изъяснил все к тому необходимое, – Дева более не выражает сомнения в благовестии. Она блаженна как потому, что явилась служительницей преестественных таинств, так и потому, что поверила, что Она будет достойна такового служения. И то не был результат легкомыслия, но Она подлинно обнаружила некое чудное и неизреченное сокровище совершенного любомудрия, веры и чистоты, что и засвидетельствовал Дух Святый, когда нарек Ее блаженной, как принявшую слово и без колебаний подчинившуюся благовестию. Ведь блаженной назвала Ее матерь Иоанна, когда исполнилась Духа Святого, сказав: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1:45).

«Се, Раба Господня» (Лк. 1:38)‚ – слова Марии. По праву Раба Господня та, которая уразумела вполне пришествие Владыки; тотчас открыла Ему, Пришедшему и Постучавшему (ср. Откр.3:20)как говорит (Писание), дом и дала жилище Бывшему до того без дома. Как у первого Адама, ради которого все видимое было создано, притом, что не было нужды ни в чем другом, не обреталось помощника до Евы, так и у Слова все приведшего (к бытию) и даровавшего всему сотворенному подобающее место, до Девы не было ни дома, ни места. Но Она не дала сна очам Своим и веждам Своим дремания (Пс. 131:4), доколе не нашла места и жилища Ему. Можно считать, что эти слова, изреченньте устами Давида, произнесены Пренепорочной, ибо Давид был начальником рода Ее. Подобным образом, как сказал Павел, и Левий, еще будучи в чреслах отца, дал десятину (Евр. 7:9–10) Мелхиседеку в лице Авраама. Однако самым великим и чудесным является то, что Дева, не будучи предуведомлена и ничего не зная о Таинстве заранее, оказалась столь готовой и достойной, что Бога, пришедшего внезапно, Она приняла, как то подобало – спокойной и бодрствующей душой.

Она ответила этим подобающим и приличествующим Ей словом, чтобы все люди увидели благоразумие, которым обладала Блаженная Дева, чтобы увидели, что Она была творением новым и высшим человеческого естества, чтобы увидели, что Она превосходила силу всякого ума. Ибо Дева воспламенилась в душе Своей столь дивной любовью к Богу, не будучи предуведомлена ни о чем из того, что с Ней должно будет произойти и в чем надлежало участвовать только Ей одной, но лишь на основании тех общих даров людям свыше, которые были или уже даны, или обетованы на будущее. Как Иов вызывает восхищение не столько из-за того, что терпеливо переносил удары, сколько из-за того, что делал это, ничего не зная о будущем воздаянии за испытание, – так и Она соблюла Себя достойной для превосходящих разумение даров, не зная о них, и была Она брачным чертогом, не ожидавшим Жениха; и была она Она небом, не ведавшим, что на нем будет восход солнца.

Что может сравниться с таким благоразумием? Можно тогда спросить: кем бы Она была, если бы обо всем с ясностью знала заранее и имела бы крылья надежды? Так почему же Дева не была научена всему предварительно? Ответ достаточно ясен: не оставалось ничего, в чем бы Она должна была усовершенствоваться, – Она, взошедшая на вершину святости; не было ничего такого, что бы Она могла, добавить к уже имеющемуся у Нее. Не могла стать еще большей в любомудрии Та, Которая обладала его вершиной. Ведь если бы это и было возможно и существовал какой-нибудь вид добродетели, восходящий выше Ее святости, то Она не пренебрегла бы им, так как Она для того и вошла в жизнь‚ чтобы, имея учителем Бога, протечь путь добродетели и быть вполне подготовленной к таинству. Ведь нельзя утверждать, что Дева не стала бы совершеннее в любомудрии, имея на то надежду, если бы действительно существовало то, в чем бы Она могла стать лучше, – Она, Которая и в отсутствии побуждений к Добродетели, столь усовершенствовала свою душу, что Божественный Судия предпочел Ее всей человеческой природе, невероятно, чтобы Бог не украсил Свою Матерь всеми благами и не создал Ее способом из всех лучшим, прекраснейшим и совершеннейшим.

Из того, что Он умолчал и не предсказал Ей ничего из будущего, стало явным, что Он не знает ничего прекраснейшего или высшего по сравнению с тем, что Он обрел наличествующим у Девы; отсюда ясно и то, что Он не лучшую Матерь из всех существующих, но вообще лучшую Себе избрал. Она подходила Ему не более тех в человеческом роде, но во всем Ему подходила, потому и удостоилась стать Ему Матерью.

Ибо было совершенно необходимо, чтобы человеческая природа некогда выказала себя соответствующей тому делу, ради которого она изначально была создана и принесла человека, который смог бы достойно послужить цели

Творца.

Если мы часто нарушаем предназначение, в соответствии с которым были созданы различные орудия, употребляя их то для одних, то для других ремесел, то Творец создал человеческую природу с навсегда определенным для нее предназначением, а не с тем, чтобы изменить его затем на что–либо другое. Он создал ее с самого начала такой, чтобы, когда придет время Ему родиться по человечеству, позаимствовать у нее для Себя Матерь. Положив прежде такое применение как некую норму, в соответствии с ним Он и образует затем человека. И потому с необходимостью должен был явиться человек, который бы во всем соответствовал цели творения. Никакая другая конечная цель создания человека не может быть предпочтена этой являющейся высшей из всех и доставляющей Творцу наибольшие честь и славу. Равно невероятно, чтобы Бог не достиг поставленной цели в том, что Он творит. Ведь это под силу и строителям домов, и изготовителям одежды и обуви; и вообще повсюду дело сообразуется с конечной целью, хотя бы мастера эти не вполне властвовали над материей, и она не целиком подходила им, но в чем–то сопротивлялась; тем не менее, с помощью своего искусства они подчиняют ее и ведут к конечной цели. Бог же не только является Владыкой материи, но и сотворил ее вначале согласно Своему замыслу, зная, как она будет использоваться.

Итак, что же могло помешать надлежащему и всецелому согласию, и симфонии? Ведь Бог – Тот, Кто осуществляет домостроительство; оно – величайшее дело Божие и исключительно дело рук Его, Он не доверил его какому-либо служителю из числа людей или ангелов, но удержал для Самого Себя. А кто, если не Бог сможет соблюсти все, что необходимо и в надлежащем порядке? И особенно, когда дело относится не к кому-либо другому, но к лучшему из его творений? Да и кому другому, если не Самому Себе, мог Он поручить то, что здесь требовалось? Ведь и относительно епископа Павел определил, что, помимо общих попечений, он должен хорошо управлять собственным домом (ср. 1Тим. 3:4–5).

Но довольно об этом. Итак, когда все сошлось воедино: управитель справедливейший, служитель опытнейший, дело из всех от века бывших прекраснейшее, – могло ли там быть что-либо неподобающее? Должны были быть сохранены всецелое согласие и симфония, и ничто несозвучное не смогло вмешаться в это великое и чудное дело. В силу того, что Бог с необходимостью является праведным и Создателем соответствующего Его праведности, располагающим все мерою

и весом (Прем. 11:21), то Его принесла во чреве Своем Дева, соответствующая Ему во всем. Она явилась Матерью Того, Чьей Матерью в силу Божественной справедливости и должна была стать, так что допустимо сказать, что, если бы не было никакой другой пользы от того, что Бог сделался Сыном Человеческим, тем не менее воплощение должно было бы случиться, так как Дева по справедливости явилась бы Матерью Бога. Именно то, что Бог воздает каждому соответствующее и все творит по закону справедливости, и стало довлеющим основанием, чтобы вызвать новый способ бытия двух естеств. Ведь если Пренепорочная сохранила все, что должна была соблюсти по отношению к Богу, если Она явилась человеком в высшей степени благоразумным и не пропустила ничего из требовавшегося, возможно ли, чтобы Бог не воздал Ей должное? И если ничто из того, что может сделать Матерью Бога, не ускользнуло от Девы, и Она столь сильную к Нему стяжала любовь, едва ли мог Бог не ответить равносильным воздаянием и не сделаться Ее сыном. И если Он дал вождя лукавым по сердцам их, как бы Он не взял в Матери Ту, Которая во всем и истинно оказалась по сердцу Ему? Так что дар Богоматеринства был для Блаженной Девы самым подходящим и приличествующим. Поэтому, когда Гаврил ясно Ей сказал, что Она родит Самого Бога: И будет Он царствовать над домом Иакова во века, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:33), – Дева с радостью приняла его слово, как будто узнала о чем-то обыкновенном, нисколько не странном и не отклоняющемся от привычного порядка вещей. И Она сказала блаженным языком, свободной от тревоги душой и исполненным спокойствия разумом: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему.

Она сказала, и дело последовало за словами; Слово стало плотию и обитало с нами (Ин. 1:14). Как только Дева дала ответ Богу, Она принимает Духа, созидающего эту единобожную плоть. Подлинно был глас Ее гласом силы (Пс. 67:34), как сказал Давид: и по слову Матери образуется Слово Отчее, и по гласу создания созидается Творец. Подобно тому, как при словах Божиих: да будет свет (Быт. 1:8), тотчас стал свет, так и вместе с гласом Девы воссиял свет истинный. И стал единым с плотию и был носим во чреве Тот, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9).

О, священный глас! О, многомощные глаголы! О, блаженный язык, сразу всю вселенную вызывающий из бездны! О, сокровище сердца, в немногих словах изливающее на нас множество благ! Эти слова сделали землю небом, сделали ад пустым от узников, небо заселили людьми, ангелов соединили с человеками, единый составили хор из рода земного и небесного вокруг Того, Кто имеет в Себе и то, и другое, одним быв всегда, другим же став. За эти слова чем мы можем выразить благодарность Тебе? С какими речами мы можем к Тебе обратиться, когда нет в людях ничего достойного Тебя? Ведь речи наши от существующих на земле вещей, Ты же превзошла весь мир, поднявшись превыше всякой мыслимой вершины. И если нужно принести речи, это, я думаю, должно быть делом ангелов, разума херувимского, огненных языков. Поэтому, помянув похвально, в меру нашей возможности, дела Твои и воспев, сколько сумели, Тебя – наше собственное спасение, обратимся вновь к ангельскому гласу; окончим наше слово приветствием Гавриила, украсившего этим завершением: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Даруй и нам сделаться жилищем Его. Даруй нам не только говорить о том, что служит к Его славе и Тебе, Его родившей доставляет похвалу, но и поступать соответственно. Сыну же Твоему подобает слава во веки. Аминь.

Святитель Николай Кавасила

«Благовестите день от дне спасение Бога нашего»

В день Благовещения Пресвятой Богородицы я, как пастырь Церкви, от лица Бога вам, христианам, чадам Церкви Православной, благовествую, что вы чрез Иисуса Христа спасетесь, наследуете Царство Небесное, будете в раю радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. Еще послушайте внимательнее сие благовестие Божие: вы все чрез Иисуса Христа непременно спасетесь, непременно наследуеге Царство Небесное, непременно будете в раю радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. О, я рад каждый день, каждый час твердить вам о сем благовестии.       Радуется ли сердце твое, слушатель-христианин, при сем благовестии? Или ты еще недоумеваешь и, размышляя сам с собой, говоришь: как это может быть? Как я, слабый, могу спастись? Как я, грешный, могу наследовать Царство Небесное? Как я, нечистый, могу быть в раю, радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми?

Что же тебе смущаться, что недоумевать? Иисус Христос благодатью Своею спасет тебя; Иисус Христос по любви Своей соделает тебя наследником Царства Своего Небесного; Иисус Христос по милости Своей введет тебя в рай радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. Что же тебе смущаться, что недоумевать? Отвечай от всего сердца, как некогда Пресвятая Дева отвечала на благовестие Ангела, отвечай: буди мне по сему благовестию; верую от всего моего сердца, что спасусь чрез Иисуса Христа, наследую чрез Него Царство Небесное, войду с ним в рай радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. Ты, видно, еще не понимаешь, не знаешь, какую силу имеет вера? Ведь как только ты скажешь: от души верую, что спасусь чрез Иисуса Христа, – тотчас сойдет на тебя благодать Святого Духа, и ты почувствуешь в себе перемену, в душе твоей начнется уже спасение твое; ты уж так и начнешь себя вести, так станешь и мыслить, и желать, и чувствовать, как следует спасающимся, как прилично наследникам Царства Небесного, как должно всем тем, которые готовятся в раю радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми.

Ты, видно, еще не знаешь, какую силу имеет вера? Пресвятая Дева Мария до благовестия ангельского не только не могла подумать, что может родить Спасителя, но и желать этого не смела. Она, как говорит предание, за величайшее блаженство считала для себя быть рабыней той Девы, которая имела родить Спасителя; но когда явился к Ней Ангел и сказал, что Она зачнет и родит Спасителя, и когда они приняла с верой сие благовестие Ангела, – тотчас, в эту самую минуту Дух Святой сошел на Нее, сила Вышнего осенила Ее и Она зачала в утробе Своей.

Что же смущаешься, что недоумеваешь о своем спасении ты, христианин? Скажешь: да это невозможно, я и подумать не смею, что я наследую Небесное Царство, что я буду в раю, буду с Ангелами радоваться, буду со святыми блаженствовать. Невозможно? Оттого и невозможным тебе представляется, оттого ты и не смеешь подумать, что ты не имеешь веры во Иисуса Христа, Спасителя твоего. Да, веры в Иисуса Христа, Спасителя, в тебе нет, оттого невозможным тебе и представляется, что ты чрез Иисуса Христа, твоего Спасителя, спасешься.

Без веры в Иисуса Христа действительно спастись невозможно; кто не имеет веры в Иисуса Христа, тот не наследует Царства Небесного, тот не будет в раю радоватьсяс Ангелами, блаженствовать со святыми. Начни же веровать – и ты зачнешь спасение, и тебе возможным покажется быть наследником Царства Небесного, и ты будешь проливать слезы радости о том, что ты можешь в раю радоваться с Ангелами и блаженствовать со святыми. Иже веру имет и крестится, той спасен будет, сказал Сам Спаситель наш. Спасен будет, то есть наследует Царство Небесное, с Ангелами будет радоваться, со святыми будет блаженствовать.

Что же ты смущаешься, что же ты недоумеваешь? Подойди поближе к иконе Спасителя, взгляни на святое лицо Его и скажи, скажи только: я от грехов моих спасусь чрез Тебя, мой сладчайший Иисусе – скажи, и у тебя польются те слезы, которыми омываются грехи наши, и ты в радости воскликнешь: верую, Господи, помоги моему неверию.

Итак, слушатели–христиане, веруйте, от всей души веруйте тому, что мы спасемся чрез Иисуса Христа, что мы наследуем чрез Него Царство Небесное, что мы войдем за Ним в рай и будем там, по Любви Его к нам, радоваться с Ангелами и блаженствовать со святыми; веруйте сему благовестию сами, благовествуйте и другим о сем. Может быть, спросит кто–нибудь: где мне взять эту веру, если у меня ее нет? Как уверую я от всей души, когда не могу веровать так. и что мне делать, когда у меня очень часто слабеет моя вера?

Как уверовала Пресвятая Дева Мария, что Она зачнет и родит Спасителя? Чрез благовестие Ангела. Как только выслушала Она благовестие Ангела, тотчас и уверовала. И у тебя, слушатель, есть Ангел благовестник – Святая Православная

Церковь.

Слушай же благовестие Святой Церкви о твоем спасении – и в тебе вера родится и день ото дня будет возрастать, укрепляться. У тебя от- того и нет веры или слаба вера, что ты или не слушаешь, или редко слушаешь глаголы о твоем спасении, благовествуемые Святой Церковью, или, может быть, и оттого, что еще время не пришло зачаться в твоей душе спасению. Не переставай же слушать благовестие Святой Церкви, и рано ли, поздно ли родится в тебе вера, и ты непременно спасешься. В благовестии Святой Церкви всегда заключается сила спасительная, сила благодатная; но эта сила не всегда и не всяким вдруг усвояется.

Так, слушатели, будем слушать благовестие Святой Церкви и слушаться Ее благовествования – и мы услышим о нашем спасении, и мы уверуем в нашего Спасителя, и мы научимся спасению, и мы спасемся, наследуем Царство Небесное, будем радоваться с Ангелами, блаженствовать со святыми. Мы и здесь на земле будем много иметь случаев радоваться и веселиться.

Внимая ныне благовествованию Святой Церкви о Тебе, Матерь Божия, Матерь нашего Спасителя, мы радуемся; услыши наше радование. Архангельский глас вопиет Тебе, Чистая; радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

Протоиерей Родион Путятин


Источник: Двунадесятые праздники Православной Церкви / сост. Василий Чернов. - М.: Николин день, 2015. - 512 с.

Комментарии для сайта Cackle