протоиерей Серафим Слободской

Закон Божий

Часть 239 Часть 240 Часть 241

О четвертой заповеди Закона Божия

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

Помни день субботний, чтобы святить его (т. е. проводить его свято): шесть дней работай и делай, в продолжении их, все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

Еже – чтобы; святити – святить, посвящать на служение Богу, на святые и угодные Богу дела; шесть дней делай – шесть дней трудись, работай; и сотвориши в них – и делай в продолжении их; вся дела твоя – всякие дела свои.

Четвертою заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван; а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела.

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота (что по древне-еврейски значит «покой») – в воспоминание творения Господом Богом мира («в седьмой день Бог почил от дел творения») В Новом же Завете, со времени св. апостолов, стал праздноваться первый день недели, Воскресный – в воспоминание Воскресения Христова.

Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись и другие праздники (праздник Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.).

Самым главным христианским праздником является «праздников Праздник и Торжество из торжеств» – Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.).

Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:

1. Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября (21 сент. н. ст.).

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря н. ст.).

3. Благовещение, т. е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия – 25 марта (7 апреля н. ст.).

4. Рождество Христово – 25 декабря (7 января н. ст.).

5. Сретение Господне – 2 февраля (15 февр. н. ст.).

6. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января (19 янв. н. ст.).

7. Преображение Господне – 6 августа (19 авг. н. ст.).

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) – в последнее воскресенье перед Пасхою.

9. Вознесение Господне – в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы – в пятидесятый день после Пасхи.

11. Воздвижение Креста Господня – 14 сентября (27 сент. н. ст.).

12. Успение Божией Матери – 15 августа (28 авг. н. ст.)

Из других праздников наиболее чтимые:

Обрезание Господне (Новый год ст. ст.) – 1 января (14 янв. н. ст.).

Покров Божией Матери – 1 октября (14 окт. н. ст.).

Иконы Казанской Божией Матери – 22 октября (4 ноября н. ст.).

Рождество Иоанна Крестителя – 24 июня (7 июля).

Усекновение главы Иоанна Крестителя – 29 августа (11 сент. н. ст.).

Св. Перв. Апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля н. ст.).

Св. Апостола Иоанна Богослова – 8 мая (21 мая н. ст.) и 26 сентября (9 октября н. ст.).

Св. Чудотворца Николая – 9 мая (22 мая н. ст.) и 6 дек. (19 дек. н. ст.).

Посты установленные Церковью:

1. Великий пост или Св. Четыредесятница перед Пасхой.

Продолжается семь недель: 6 недель самый пост и седьмая неделя Страстная – в воспоминание страданий Христа Спасителя.

2. Рождественский пост перед праздником Рождества Христова.

Начинается с 14-го ноября (27 ноября н. ст.), со дня св. апостола Филиппа, почему называемый иначе – «Филипповым постом». (Пост 40-дневный).

3. Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери.

Продолжается две недели, с 1-го августа (14 авг. н. ст.) по 14 авг. (27 авг. н. ст.) включ.

4. Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла.

Начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 29-го июня (12 июля н. ст.). Продолжительность его зависит от того, раньше или позже бывает Пасха. Самая большая продолжительность его – шесть недель, и самая меньшая – неделя с одним днем.

Однодневные посты:

1. В Сочельник – день перед Рождеством Христовым.

24 декабря (6 янв. н. ст.). Особо строгий пост, среди дней Рождественского поста (обычай – не есть до появления первой звезды).

2. Сочельник – день перед Крещением Господним.

6 января (19 января н. ст.).

3. В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

29 августа (11 сентября н. ст.).

4. В день Воздвижения Креста Господня, в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа.

14 сентября (27 сентября н. ст.).

5. Среда и пятница каждой недели.

Среда – в воспоминание предания Спасителя Иудой. Пятница – в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас.

Пост в среду и пятницу не бывает только в следующие недели: в Пасхальную неделю, в святки (от дня Рождества Христова до Крещения), в неделю Троицкую (от праздника Св. Троицы до начала Петрова поста), в неделю мытаря и фарисея (перед Великим постом) и в неделю Сырную или масляную перед самым Великим Постом, когда разрешается только молоко и яйца.

Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти: гнев, ненависть, вражду; надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, от игр, зрелищ, танцев; не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания; не надо вкушать мяса, молока, яиц, а следует ограничиваться постной пищей (т. е. растительной пищею и, когда дозволено, рыбой), употребляя и эту пищу умеренно. При многодневном посте надлежит исповедаться и причаститься Св. Таин.

Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник.

Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром – за Литургией. У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям, значит – издеваться над праздником.


Часть 239 Часть 240 Часть 241