Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Закон Божий» прот. Серафима Слободского (впервые издан в 1957 году) нередко считается основным руководством такого рода в наше время. Несмотря на многочисленные достоинства, в этом сочинении имеются и некоторые неточности и даже ошибки, преимущественно в изложении сотворения мира.

Неоднозначная изначальная посылка автора о том, что «подлинная наука не только не противоречит, но, наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию», повлияла на изложение им православного вероучения, исказив его.

В целом сотворение мира безальтернативно излагается в рамках теории эволюции. Для этого слова святых отцов прямо искажаются. Прп. Ефрем Сирин говорит: Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении 6-ти дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное.

Само сотворение небесных тел о. Серафим относит к начальным этапам мироздания, тогда как святые отцы — именно к 4-му дню.

О. Серафим прямо отвергает шестикратно повторенное библейское выражение о сотворении «по роду» и обычное святоотеческое представление о неизменности родов живых существ.

Вместе с тем, о. Серафим признает сотворение Богом буквального Адама из земли и Евы из ребра Адама, т.е. в этом вопросе не принимает эволюционного учения о происхождении человека от обезьяноподобных предков.

Как естественно-научные, такие и богословские обоснования эволюции являются ошибочными и противоречат вере Церкви. См. в энциклопедии статью «Эволюция» и указанную в ней литературу.

Будучи апологетом эволюции, о. Серафим дает высокую оценку Дарвину как якобы «очень верующему человеку». В действительности взгляды Дарвина на Бога сильно менялись с годами. Начав как теист и креационист, в ходе своих экспедиций и научных исследований Дарвин пришел вначале к деизму, а затем и вовсе к агностицизму, хотя никогда не называл себя прямо атеистом. Он отрицал историческое значение событий Ветхого Завета, буквальный Шестоднев, все сверхъестественное, затем стал отрицать ад и назвал христианство «проклятой доктриной», а себя — «капелланом дьявола». Подробнее об эволюции духовных взглядов Дарвина см. в специальной статье и в «Энциклопедии христианской апологетики».

О третьей заповеди блаженства

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

Кротцыи – кроткие, незлобивые; яко – ибо, потому что.

Кротость есть спокойное, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей.

Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают.

Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности.

Кроткий человек всегда сожалеет о жестокости сердца обидевшего его человека; желает ему исправления; молится о нем и отдает его действия на суд Божий, внимая наставлению Апостола: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:18–19).

Высочайший для нас пример кротости – Сам Господь наш, Иисус Христос, молившийся на кресте за Своих врагов. Он и нас учил не мстить врагам, но делать им добро. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Кротость покоряет самые жестокие сердца людей, как в этом убеждает нас наблюдение над жизнью человеческою, а подтверждает это вся история гонения на христиан.

Христианин может гневаться только на самого себя, на свои грехопадения и на искусителя – диавола.

Господь обещает кротким, что они наследят землю. Обещание это означает, что кроткие люди в настоящей жизни силою Божиею сохраняются на земле, несмотря на все козни человеческие и на самые жестокие гонения, а в будущей жизни они будут наследниками небесного отечества, новой земли (2Пет.3:13) с ее вечными благами.


Источник: Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle