Азбука веры » Православная библиотека » преподобный Симеон Благоговейный

преподобный Симеон Благоговейный

преподобный Симеон Благоговейный

преподобный Симеон Благоговейный (†986/7)

День памяти: 12(25) марта

 

Преподобный Симеон Благоговейный, монах константинопольского Студийского монастыря, духовный отец св. Симеона Нового Богослова.

Симеон Благоговейный был пожилым иноком, он не имел священного сана, но обладал глубоким духовным опытом, и в его лице Симеон-младший обрел того, кого долго искал. Юный Симеон так любил своего учителя, что почитал его за святого и считал себя недостойным прикоснуться к его одежде или поцеловать место, где тот стоял во время молитвы.

Отношение Симеона-младшего к Симеону-старшему было основано на полном послушании: он прислуживал своему учителю и не смел ни шага сделать без его указания. В своих трудах Симеон приводит любопытные сведения об аскетических взглядах старца и его методах духовного руководства. Однажды, по возвращении в келию после утомительного дня, юный Симеон отказывался от пищи, опасаясь, что не сможет стать на молитву. Но старец велел ему есть без всякого смущения; Итак..., мы наелись и напились даже сверх необходимого; ел и он, снисходя к моей немощи. Затем, когда стол был убран, он говорит мне: «Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной и доброй душе и сердцу». Ученик удивился услышанному и, поклонившись до земли, испросил благословения и молитв старца. Отпуская его, старец заповедал ему прочитать на ночь лишь Трисвятое и лечь. После чего, когда Симеон вернулся к себе и стал читать Трисвятое, произошло мистическое озарение, он увидел Божественный свет и в нем – своего старца.

Симеон говорит о глубокой мистической жизни самого старца и свидетельствует, что у него бывали видения Божественного света. В 16-м Огласительном cлове Симеон упоминает, что часто слышал от духовного отца «о бывающих с подвижниками Божественных озарениях с неба, о множестве света и собеседованиях Бога с людьми через него». В 5-м Нравственном cлове Симеон пересказывает свою беседу со старцем после первого видения света. Это диалог между человеком, который только что впервые пережил мистический опыт, и тем, кто давно обладает подобным опытом.