священномученик Симон (Шлеёв)
- Единоверие в своем внутреннем развитии 0
- Единоверие и его столетнее организованное существование 0
- К вопросу: какой епископ нужен единоверию? 0
Единоверческий епископ Уфимский. Видный деятель единоверческого движения, автор очерка «Единоверие в своем внутреннем развитии» - основного источника для исследования единоверческой философии.
Биография
В миру - Шлеев Симеон Иванович, родился в 1873 году в Симбирской губернии. По окончании Нижегородской Духовной Семинарии поступил вольнослушателем в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия.
17 января 1900 года епископом Чистопольским Антонием (Храповицким) был рукоположён в сан священника и назначен настоятелем единоверческой церкви Казани во имя Четырёх Евангелистов. Назначен окружным миссионером Казанской епархии, награждён набедренником.
В 1901 году издал в Санкт-Петербурге свою первую книгу — «Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви».
С 1901 по 1904 год совершал миссионерские поездки по Уфимской епархии.
Участник трудов Предсоборного Присутствия в 1906 году. Благочинный столичных единоверческих храмов.
В 1906—1908 годах издавал в Санкт-Петербурге еженедельный единоверческий журнал «Правда православия».
С 22 ноября 1907 года — настоятель Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга.
Никольский единоверческий храм благодаря его выдающейся организаторской деятельности был крупнейшим единоверческим образовательным центром. При нём в 1908 году было открыто Братское реальное училище, директором и законоучителем в котором был отец Симеон. В 1912 году для училища было построено новое четырёхэтажное здание. В 1913 году при Никольской единоверческой церкви была открыта женская гимназия.
Устроитель и участник I Всероссийского единоверческого съезда, прошедшего с 22 по 30 января 1912 года в Санкт-Петербурге, избран почётным секретарём съезда.
В 1916 году возведён в сан протоиерея. В том же году скончалась его супруга Екатерина Фёдоровна.
В мае 1918 года пострижен в рясофор, а июне пострижен в мантию с возведением в сан архимандрита. 16 июня 1918 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан в единоверческого епископа Охтенского с подчинением митрополиту Петроградскому. С 1920 года он — единоверческий епископ Уфимский, а в феврале 1921 года был назначен на кафедру в Уфу правящим епископом.
Епископ Симон получил епархию, по территории которой несколькими волнами прокатилась гражданская война. При отступлении армии адмирала Колчака епархию покинули десятки священнослужителей. Долгое отсутствие в Уфе архиерея привело к тому, что на многих приходах жизнь замерла, наблюдались случаи обращения ищущих священнического сана лиц в соседние епархии. Поэтому одной из первых забот Преосвященного Симона явилось устроение на всех приходах регулярной богослужебной жизни.
Сохранились свидетельства верующих о епископе Симоне в его недолгое архиерейство на Уфимской кафедре. Рассказывали о его доступности, задушевности, бессребреничестве, умении вести беседы на понятном языке. При всей своей преданности старому обряду в общеправославных храмах он служил по новому чину, согласно определению Поместного Церковного Собора 1917—1918-х годов, в котором говорилось, что «…единоверческие епископы, ведающие по поручению епархиального архиерея единоверческими приходами, с его благословения посещают единоверческие и православные приходы и служат в последних по принятому в Православной Церкви чину…»
Владыка был убит двумя выстрелами из револьвера по дороге домой из Воскресенского кафедрального собора 18 августа 1921 года. После гибели пользовался особым почитанием среди православных Уфимской епархии.
Похоронен в Уфимском Воскресенском кафедральном соборе. В 1932 году перезахоронен на Сергиевское кладбище г. Уфы.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.