прот. Александр Мень

Источник

Микела́нджело

Микела́нджело (Michelangelo) Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, живописец и архитектор. Родился в Риме в знатной семье. Работал главным образом в Риме по заказам семьи Медичи и папы Юлия II. В творчестве Микеланджело отразились трагические противоречия эпохи Ренессанса. С одной стороны, художник разделял гуманистическую веру в человека, в силу его плоти и духа, а с другой – отчетливо сознавал могущество мирового зла.

Христианство для Микеланджело было неотделимо от полноты человеческого совершенства. Оно освящало просветленную скорбь и жертвенность («Пиета»), гражданское мужество («Давид») и справедливость («Моисей»). Но в то же время путь к идеалу виделся Микеланджело как непрестанная битва со злом, находящимся вне и внутри человека. Эта мысль запечатлена в грандиозной росписи плафона и алтарной стены Сикстинской капеллы. Центральные композиции плафона написаны на сюжеты Книги Бытия, причем первая сцена, которую видел входящий, изображала опьянение Ноя. От этой картины человеческого падения художник вел зрителя к вершине – образу Творца, созидающего мир. Сам Творец изображен как воплощение физической и духовной мощи. Властной рукой Он отделяет свет от тьмы, выводит на небосклон светила, создает из праха Адама. Вдоль этой композиции помещены изображения библейских пророков с подчеркнуто индивидуальными характерами. Между ними – сивиллы, пророчицы внебиблейского мира. В углах расположены сцены, напоминающие о мужестве героев Библии и о спасении ветхозаветной Церкви (Давид и Голиаф, Иудифь, Есфирь, Моисей, воздвигающий медного змея). Связь двух Заветов подчеркнута изображениями земных предков Христа. Триумфу Бога над злом посвящена фреска «Страшный Суд», где Христос, подобный громовержцу, выносит силам тьмы последний приговор. Тот же дух борьбы и победы пронизывает фрески «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» (Капелла Паолина).

На закате жизни Микеланджело в его произведениях появились новые ноты. Два варианта «Положения во гроб» (Флорентийский собор) и «Пиета Ронданини» проникнуты тихой скорбью и глубоким раздумьем.

● Микеланджело: Поэзия. Письма. Суждения современников, сост. В.Н.Гращенков, М.,19832 (в книге приведена обширная русская и иностранная библиография).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle