прот. Александр Мень

Источник

Католи́ческая библеи́стика

Католи́ческая библеи́стика. История Католической библеистики ведет свое начало от *святоотеческого периода. Но поскольку это был период единой, неразделенной Церкви, а к нему восходит и православная библеистика, мы укажем лишь на этапы Католической библеистики после раскола христианского мира в 1054.

В средневековый период Католическая библеистика опиралась на наследие св. отцов, однако из-за утраты в Европе знания греческого языка ориентиром для комментаторов служила главным образом латинская патристика (блж.*Августин, свт.*Амвросий Медиоланский, блж.*Иероним и др.). Большая часть экзегетических трудов носила характер *катен. Отдельные элементы библейской критики появляются у *Абеляра и *Гуго Сен-Викторского. *Схоластическая средневековая экзегеза внесла основной вклад в богословскую проблематику *боговдохновенности, в научном же отношении она не могла дать заметных результатов.

Период между 16 и 19 вв. ознаменовался бурным развитием *текстуальной критики и *литературной критики библейской, а также филологических исследований Библии. В этой области немалая заслуга принадлежит гуманистам, многие из которых в эпоху Реформации остались верными католичеству. Католическая библеистика фактически положила начало *историко-литературной критике Библии, причем ряд католических ученых 16–18 вв. (*Мазиус, *Перейра, Р.*Симон, *Геддес) рано пришли к радикальным выводам, предварившим идеи *новой исагогики. Как отмечает *Краус, этот факт нередко оставался вне поля зрения историографов, большинство из которых видело в высшей критике продукт исключительно протестантизма. Впрочем, реакция церковного руководства на научные достижения Католической библеистики была в этот период резко отрицательной. Работы радикальных экзегетов включались в «Индекс запрещенных книг», а сами они подвергались притеснениям. Это привело к тому, что в 19 в. Католическая библеистика пришла в упадок и уступила пальму первенства протестантской, ставшей ареной борьбы радикалов и ортодоксов. Католическая библеистика использовала только те достижения *исторической критики и других ее форм, которые не противоречили указаниям церковного магистериума. Эта компромиссная позиция отразилась в трудах школы *Вигуру, «Словарь» которого подвел итоги Католической библеистике за истекшие века.

От *модернизма до II Ватиканского собора. На рубеже 19 и 20 вв. возник модернизм католический, представители которого считали необходимым согласовать истины веры с современным мышлением. Одним из вождей модернизма был французский экзегет *Луази, сторонник радикального пересмотра *исагогики и библейской *герменевтики. Радикализм модернистов привел их к уходу за пределы не только католицизма, но и христианства вообще, что сильно подорвало доверие к библеистике в католических кругах. Однако работы *Лагранжа, *Риччотти и других поборников новой исагогики, которые оставались верны Церкви и основам ее вероучения, постепенно привели к победе критического направления. В период между мировыми войнами оно еще с трудом прокладывало себе дорогу, но было, наконец, санкционировано Римом (1943). С этого времени начинается возрождение Католической библеистики. Значительный импульс Католической библеистике дал II Ватиканский собор.

● См. статьи: *Иерусалимская библейская школа; *Институты библейские; *Лев XIII; *Папская библейская комиссия; *Папский библейский институт; *Переводы Библии на новые европейские языки (и статьи о других переводах); *Периодические издания библейские; *Пий XII; *Словари библейские; *Тридентский собор, а также статьи о национальных исследованиях Библии (англо-американская, итальянская, немецкая, французская библеистика и др.); NCSS; Barton G.A., Roman Catholic Biblical Scholarship, «Theology», 1960, №63; Kodell J., The Catholic Bible Study Handbook, Ann Arbor (Mich.), 1985.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle