прот. Александр Мень

Источник

Петра́ св. апо́стола пе́рвое посла́ние

Петра́ св. апо́стола пе́рвое посла́ние, каноническая книга Нового Завета, входящая в число *Соборных посланий. Содержит 5 глав. Древнейшая рукопись относится к 3 в.

Сведения о жизни св. апостола Петра. Родиной первоверховного апостола был галилейский город Вифсаида на берегу Тивериадского озера. Имя, данное ему при рождении отцом (Ионой или Иоанном), было Симон (евр. שמון, шимо́н, Симеон). Второе имя, Кифа (арам. – скала; греч. Πέτρος – Петр, камень), он получил позднее от Господа (Ин.1:42). Из Вифсаиды Симон с братом Андреем переселился в Капернаум, где вступил в брак и жил в доме тещи (Мк.1:29–31; ср. 1Кор.9:5). Там же он сблизился с семьей Зеведея, сыновья которого Иаков и Иоанн, как и Симон, были рыбаками. Вместе с ними он пришел на Иордан принять крещение от Иоанна Предтечи (Ин.1:28 сл.). К этому времени относится его первая встреча с Иисусом Христом; но учеником Его Петр стал в Галилее, когда Господь начал там Свою проповедь и призвал рыбака следовать за Собой (Мк.1:16 сл.; Лк.5:1–11).

В евангельских перечнях апостолов Петр всегда стоит первым. Его дом стал временным пристанищем для Господа, куда Он возвращался после странствий по берегам Тивериадского озера. На лодке Петра Христос и апостолы плавали по озеру, с нее проповедовал Господь народу, собравшемуся на берегу. Евангелия изображают Симона-Петра человеком непосредственным, экспансивным, горячо преданным Учителю. Обычно именно Петр говорил от лица апостолов; именно он засвидетельствовал их веру в Иисуса как Мессию (Мф.16:16–18; Ин.6:68–69), а в ответ Господь разъяснил ему смысл его нового имени (как камня – основания Церкви). Петр же первый не пожелал смириться с тем, что Учителя ждут страдания и смерть, за что получил от Него суровый упрек (Мф.16:22–23). Симон вместе с сыновьями Зеведея принадлежал к самым близким ко Христу ученикам. Только они были свидетелями Преображения Господня, воскрешения дочери Иаира, Гефсиманской молитвы Спасителя. На Тайной Вечери Петр первым узнал, кто предатель. Он заверял Учителя, что останется с Ним до конца, и, хотя был утешен повелением в будущем «утвердить братьев своих» (Лк.22:31–34), услышал горькое пророчество о своем отречении. Симон был единственным, кто пытался защитить Господа в Гефсимании. Проникнув вместе с Иоанном во двор дома первосвященника, он, узнанный слугами, в страхе отрекся от Учителя, но тут же со слезами раскаялся. Согласно (1Кор.15:5), Петр был первым из Двенадцати, кому явился Воскресший. Во время одного из явлений Господь повелел Петру пасти Его стадо и предрек апостолу мученическую кончину (Ин.21).

По Вознесении Господа апостол Петр предложил избрать апостола на место Иуды (Деян.1:15 сл.). В день Пятидесятницы он говорил к народу от лица апостолов (Деян.2:14); он совершал исцеления именем Иисусовым (Деян.3:1 сл.), одним из первых подвергся гонениям за веру (Деян.4:1 сл., 5:17 сл.), обличал недостойных членов общины (Деян.5:1 сл.; 8:20 сл.). Когда был убит св. Стефан, апостол Петр начал проповедь по городам Палестины: благовествовал у самарян (Деян.8:14 сл.), крестил первого иноплеменника (Деян.10:1 сл.). В 44 апостол Петр был арестован в Иерусалиме по приказу царя Агриппы I, но спасся чудесным образом (Деян.12).

После этого он окончательно покинул Иудею, оставив Иакова Праведного руководителем еврейской христианской церкви. Он посетил Иерусалим лишь в 49, когда прибыл на «апостольский собор» (Деян.15).

Во время дискуссии Петр поддержал апостола Павла, с которым познакомился еще раньше. С этого времени за апостолом Петром была закреплена миссия проповедовать среди евреев. В Антиохии у него произошло столкновение с апостолом Павлом по вопросу о совместной трапезе христиан-евреев и эллинов (Гал.2:11 сл.). В каких землях проповедовал апостол Петр в 50-е гг., неизвестно. Из 1 Петр можно заключить, что он обходил северные провинции Малой Азии, а 1Кор.1:12 дает основание думать, что он посещал и Грецию. По древнему общепринятому преданию (свт.*Климент Римский, *Папий, *Евсевий Кесарийский), апостол Петр в начале 60-х гг. прибыл в Рим и был там распят на кресте. По-видимому, это произошло в 64, когда император Нерон обвинил христиан в поджоге Рима (см. статью *Нехристианские свидетельства). Согласно традиции, апостол был погребен близ места своей казни на Ватиканском холме. Над его гробницей была построена базилика. С конца 30-х гг. 20 в. под алтарем базилики велись раскопки. Было обнаружено римское кладбище и части надгробного сооружения 2 в. над могилой апостола Петра.

Авторство и датировка 1 Петр. Послание написано от имени «Петра, Апостола Иисуса Христа». В древности никто не сомневался, что послание принадлежит именно ему (см. Евсевий, Церковная история, IV,14). На это указывают свт.*Ириней Лионский, *Тертуллиан, *Климент Александрийский, *Ориген и другие древние писатели. Очень рано (возможно, во 2 в.) 1 Петр было переведено на сирийский язык (см. ст. *Пешитта).

Однако в начале 19 в. был выдвинут ряд возражений против подлинности послания. В свою очередь, эти возражения были подвергнуты критике как недостаточно убедительные.

1. Апостол Петр был простым галилейским рыбаком и едва ли мог хорошо владеть греческим языком. Папий даже указывает, что он нуждался в переводчике (см. Евсевий. Церковная история, III,39). Между тем 1 Петр написано на хорошем греческом языке. Это возражение снимается тем, что послание написано не рукой апостола, а «чрез Силуана» (1Петр.5:12), т.е. Силуан (Сильван, Сила) изложил для читателей наставление апостола.

2. В 1 Петр. есть много выражений и идей, свойственных посланиям апостола Павла, а апостол Петр не принадлежал к направлению *«павлинизма». Но, во- первых, апостол Петр мог испытать на себе влияние апостола Павла, который превосходил его как мыслитель и богослов, а во-вторых, участие Силуана, бывшего прежде спутником апостола Павла, в составлении 1 Петр вполне объясняет «павлинизм» послания.

3. Послание не содержит ссылок на события земной жизни Христа, что было бы естественным в устах очевидца евангельских событий. Однако эти ссылки совсем не обязательны в жанре послания, тем более что апостол Петр уже неоднократно рассказывал о жизни Христа (эти повествования, видимо, легли в основу Мк.; см. статью *Евангелия).

4. Послание говорит о недоброжелательстве по отношению к христианам и даже об открытых преследованиях. «Такого всеобщего и широкого гонения на христиан при жизни Петра не было» (*Вреде). Это возражение опровергается многочисленными свидетельствами Деян. и других древних источников. Конфликты Церкви с окружавшей ее средой, иудейской и языческой, начались в первые же годы после Пятидесятницы. Обвинив христиан в поджоге Рима, Нерон использовал уже существовавшую ненависть «черни» к христианам (см. Тацит, Анналы, XV,44).

В наст. время все православные, многие католические и некоторые протестантские экзегеты считают, что нет достаточных оснований отрицать подлинность 1 Петр. Если идентификация «Вавилона» с Римом правильна (см. ниже), то послание написано около 63.

Обстоятельства написания 1 Петр и его особенности. Апостол пишет из «Вавилона» (1Петр.5:13). О пребывании там Петра нет никаких свидетельств. Более вероятно, что в данном случае имеется в виду Рим (ср. Откр.14:8; 3Езд.3:1 сл.; Апокалипсис Варуха II,67,7; Сивиллины пророчества; см. статью *Апокрифы). Апостол обращается к *«диаспоре» Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1Петр.1:1). Слово διασπορά, свойственное иудейской традиции, дало повод многим экзегетам, начиная с Оригена, считать, что послание адресовано христианам-евреям. Обилие ветхозаветных реминисценций в послании, казалось бы, подтверждает эту гипотезу (из 105 стихов 23 являются цитатами из Ветхого Завета). Однако далеко не все экзегеты согласны с этой гипотезой. Против нее свидетельствуют выражения, указывающие на языческий образ жизни христиан в прошлом (напр., 1Петр.1:14,18). Следовательно, общины, к которым писал апостол, были этнически смешанные. Географически они совпадают с теми местами, где проповедовал апостол Павел.

Возникает вопрос: почему апостол Петр писал тем, кто считался паствой Павла? Но такая постановка вопроса является анахронизмом, ибо в то время не существовало строго очерченных церковных юрисдикций. Так, в Коринфе во дни проповеди Павла среди прочих была группа христиан, признававших только авторитет апостол Петра (1Кор.1:12). Являясь по всем признакам посланием (см. статью *Жанры литературные), 1 Петр. в то же время приближается к жанру проповеди: оно состоит из ряда наставлений, следующих друг за другом без строгой логической последовательности. Поводом для написания 1 Петр могли послужить сообщения о трудностях, которые испытывали малоазийские верные, живя во враждебном окружении.

Структура послания. 1 Петр можно разделить на 5 частей:

1) вступительные слова (1Петр.1:1–2);

2) благодарение Богу за дарованное спасение, за приобщение верных к избранному народу Господню (1Петр.1:3–2:10);

3) долг христиан в отношении к обществу и друг другу перед лицом враждебности иноверцев (1Петр.2:11–4:11);

4) призыв к твердости во времена гонений (1Петр.4:12–5:11);

5) заключительные слова и приветствия (1Петр.5:12–14).

Учение апостола Петра о христианской жизни. Как отмечали многие экзегеты, тема Исхода является одной из важнейших в послании. Подобно древним израильтянам, готовившимся покинуть «дом рабства», члены Церкви должны сознавать себя «пришельцами и странниками» (1Петр.2:11). Они – новый Израиль, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» Богом. Они должны всей своей жизнью возвещать Того, Кто призвал их «из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9). На ненависть они призваны отвечать добром; язычники не должны видеть в них мятежников, жаждущих крови врагов. Христиане принимают существующие гражданские порядки как данность; им нет нужды посягать на общественный строй. Их единственное оружие – добро как свидетельство веры. «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1Петр.3:16). Если же кто и страдает за правду, то он блажен (1Петр.3:14; ср.Мф 5:10–11). Растленный мир обречен: он даст ответ за свои деяния. Но это будет суд Божий. Христиане же, проходя через горнило испытаний, должны радоваться, ибо они тем самым «участвуют в Христовых страданиях» (1Петр.4:13). Апостол дает наставления и «пастырям», руководителям общин. Они должны трудиться, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Петр.5:3).

● См. в статье *Петра св. апостола второе послание.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle