А.А. Половцов

Леонтьев, Павел Михайлович

Леонтьев, Павел Михайлович, известный филолог, профессор Московского университета, основатель и директор лицея цесаревича Николая; родился в г. Туле 18 августа 1822 г., умер 24 марта 1874 г. в Москве. Первую молодость провел в деревне Епифанского уезда, Тульской губ., в доме родителей, небогатых дворян, употребивших все средства для воспитания детей. Любознательность и уважение к книгам Леонтьев получил с первыми впечатлениями младенчества, имея под руками большую библиотеку родителей, а еще большую у прадеда своего, А. Т. Болотова. Первоначальное обучение Леонтьев получил от матери и трех домашних учительниц, из которых одна была воспитанница Московского Екатерининского института, а две иностранки. Затем в начале 1833 г. его отдали в пансион Бегагеля в Туле; однако учение его здесь шло не совсем удовлетворительно, хотя в латинском яз. и математике лучше, нежели в других предметах. Летом 1834 г. Леонтьев вышел из пансиона и продолжал заниматься дома в деревне под надзором уже одного отца, так как мать его скончалась в 1833 г. В 1835 г. он поступил в Московский дворянский институт, где латинский яз. преподавал проф. Д. Л. Крюков, пробудивший в Леонтьеве живой интерес к классическим древностям и по совету которого он стал брать у Клина уроки греческого языка, не преподававшегося в институте. По окончании курса в институте с серебряною медалью он в 1837 г., по совету попечителя Московского округа графа С. Г. Строганова и того же проф. Крюкова, определился в университет на словесное отделение философского факультета, хотя влечение имел к математическому отделению. Окончив курс в университете в 1841 г., Леонтьев был определен графом Строгановым на должность помощника библиотекаря, которую занимал до конца 1843 г. В этом же году он выдержал магистерский экзамен и отправился на казенный счет за границу, где слушал лекции профессоров университетов: Кенигсбергского (Лобека и Розенкранца), Лейпцигского (Гофрида Германа, Гаупта и Штильбаума), Берлинского (Бека, Лахмана, Шеллинга и Гергарда) и др., а затем посетил замечательнейшие города Италии. Возвратившись в 1847 г. в Москву, Леонтьев был определен исправляющим должность адъюнкта и экстраординарного профессора (1851 г.) по кафедре римской словесности и древностей. Предметом первой вступительной лекции его была важность всестороннего изучения классической древности – тезис, проведению которого в жизнь посвятил он всю дальнейшую свою деятельность, как профессор, публицист, сподвижник учебной реформы 1871 г. и основатель и директор лицея цесаревича Николая. Его лекции о государственном быте древнего Рима не только вводили слушателей в самую глубь классической жизни, но были в то же время и школой высшего политического смысла и разумения, так что в аудиторию его вскоре стали стекаться многочисленные слушатели даже юридического факультета. Не меньшее влияние оказывали его лекции по истории и археологии древнего искусства, служившие основою эстетического развития будущих исследователей отечественных древностей, и лекции о древнеязыческих религиозных воззрениях. Педагогическая деятельность Леонтьева не ограничивалась стенами университета: лучших из числа своих слушателей он собирал вокруг себя в частных беседах и здесь щедро делился с ними сокровищами своего знания. Ученая его известность была упрочена диссертацией «О поклонении Зевсу», а затем изданными им пятью томами сборника «Пропилеи». Этот сборник пользовался большим успехом среди читателей, в нем наряду с блестящими статьями Леонтьева печатались, напр., «Римские женщины по Тациту» проф. Кудрявцева, «Очерки греческой философии» Каткова и др. В названной диссертации Леонтьева богатый мифологический материал освещен одною общею мыслью – исторически показать развитие воззрений греческого народа на главное свое божество, насколько они выразились в различных обрядах поклонения. Этим сочинением Леонтьев предупредил подобные исследования даже ученых Западной Европы. Сюда же относятся две рецензии его, напечатанные во 2-м томе «Пропилеев» под заглавием «Мифическая Греция и Италия» на вышедшие около того времени в Англии и Германии сочинения – «Историю Греции» Грота и «Древнейшую историю римлян» Герлаха и Баховена.

По археологии искусства заслуживает внимания его курс истории греческого ваяния, некоторые части которого составили в распространенном виде предмет отдельных статей, помещенных в «Пропилеях», каковы напр.: «О новой теории греческой архитектуры», «О различии стилей в греческом ваянии» и «Эгинские мраморы Мюнхенской глиптотеки». К археологическим же исследованиям, но стоявшим в стороне от этого курса, можно отнести также напечатанную статью: «Бакхический памятник графа Уварова». Практически применить свои обширные и глубокие познания по древностям, археологии и древней политической истории Леонтьеву удалось во время правительственной командировки на устья Дона (в селение Надвиговку) в 1853 г. Ему посчастливилось найти там несколько замечательных надписей и других памятников древности. Важнейшими данными, которые он добыл при помощи произведенных там по его указаниям и под его личным наблюдением раскопок, были сведения о двух главных эпохах в истории древнего Танаиса и соответствующем ему двояком месте этого города. Подробности этих археологических изысканий Леонтьев изложил в обширной статье, напечатанной в «Пропилеях» (т. 4) под заглавием: «Разыскания на месте древнего Танаиса и его окрестностей». Как подготовление к этим археологическим работам может быть рассматриваема его статья «Обзор исследований о классических древностях северного берега Черного моря» («Пропилеи», т. 1). Кроме того, в тех же «Пропилеях» Леонтьевым помещено несколько статей, которыми он отзывался на современные явления науки и жизни, таковы: «Рецензия на сочинения: «Ликург Афинский» (т. 2), «Август Бек» (т. 3) и «Древняя Синопа» (т. 4).

В 1856 г. Леонтьев принял деятельное участие в «Русском Вестнике», который под редакцией М. Н. Каткова сразу занял первое место в русской журналистике, как орган всесторонней критики отживающих начал, особенно резко выказавших свою несостоятельность после Крымской кампании, и в то же время как провозвестник иного наступающего времени. С переходом в 1863 г. в руки Каткова и Леонтьева «Московских Ведомостей» во время польского мятежа, все вопросы, глубоко затрагивавшие русские интересы, подверглись на столбцах этой газеты всестороннему обсуждению и выводы ее нередко находили себе практическое осуществление в высших сферах государственной жизни. На столбцах этой же газеты было помещено им огромное количество передовых статей, посвященных вопросу о реформе учебной системы. Приглашенный в 1869 г. в Петербург для участия в ученом комитете совета министра по выработке устава гимназий, он, положительно не зная покоя, всецело отдался этому делу и выработал черты нового проекта устава и объяснительной к нему записки, послуживших основанием для всего дальнейшего хода этого дела. Все дальнейшие и важнейшие шаги на пути учебной реформы были сделаны при деятельном его участии, как-то: первые предначертания по осуществлению учебной реформы, установление учебных планов и в особенности по древним языкам и окончательное установление правил об испытаниях. В этом отношении заслуги Леонтьева министерству народного просвещения неоценимы, и обновленная школа того времени ему обязана весьма многим.

В последние годы деятельности Леонтьеву суждено было проявить в полном блеске и другую сторону своей многосторонней и богатой натуры, а именно организаторскую способность. Он лучше чем кто-либо оценил великое значение совершившейся на его глазах учебной реформы и служил ей своею опытностью и богатством своих сведений. Изучив глубоко и всесторонне педагогическое дело, он не только заботился распространить здравые о нем понятия в обществе, не только руководил своими наставлениями и советами педагогов, но решился вместе с Катковым основать лицей цесаревича Николая. В первое время после основания лицея Леонтьев, обремененный занятиями по изданию «Московских Ведомостей» и по университету, принимал мало участия в делах лицея, но вскоре отдал ему себя всецело, жил можно сказать для него, приносил ему в жертву все свои силы.

Кроме указанной выше диссертации и статей, помещенных в сборнике «Пропилеи», в «Русском Вестнике» и «Московских Ведомостях», Леонтьев издал еще: «О судьбе земледельческих классов в древнем Риме» (1861 г.), «О Рутгардовой методе преподавания древних языков» (М. 1841 г.) и «Библиотека греческих и латинских писателей с примечаниями и словарем для средних учебных заведений, т. I. Речи за поэта А. Архия и за Кв. Лигария» (М., 1867 г.).

«Памяти Павла Мих. Леонтьева» (М., 1875 г.). – «Отчет и речь в Московском университете 12 января 1876 г.». – «Биографический словарь профессоров и преподавателей Имп. Московского университета», ч. I, стр. 453–455. – «Журнал Мин. Народного Просвещения», т. 178 (1875 г., № 4), 179, V. – «Московские Ведомости», 1875 г., №№ 79–81, 97, 98, 111. – «Русский Мир», 1874 г., № 258. – «Русский Вестник», 1874 г., № 4; 1875 г., № 4. – «Нива», 1875 г., № 22. – «Отечественные Записки», 1872, т. 204, № 10; 1876 г., т. 226, № 5. – «Современный Листок», 1866 г., № 61. – «Всемирная Иллюстрация», 1869 г., № 15. – «Иллюстрированная Неделя», 1875 г., № 16. – «Петербургская Газета», 1874 г., № 145. – «Гражданин», 1875 г., № 13. – Ефрон, Энциклопедический словарь, т. 34, стр. 564. – Геннади, «Справочный словарь о русских писателях и ученых», т. II, стр. 233–234.

Комментарии для сайта Cackle