А.А. Половцов

Источник

Пахомий, духовный писатель

Пахомий, инок, духовный писатель XVI века. Пахомий известен, как составитель жития ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей, детей князя Всеволода Константиновича, погибшего во время татарского нашествия в 1238 г. Поводом к написанию жития послужил ряд чудес над обретенными в 1501 г., после пожара Успенской соборной церкви в Ярославле, нетленными мощами двух князей, носивших, как было видно из надписей на гробах, имена Василия и Константина. Житие было написано по благословению Ростовского и Ярославского архиепископа Кирилла, занимавшего кафедру с 1526–1538 год, в княжение великого князя Василия Ивановича, умершего в 1533 г.; таким образом, оно относится к 1526–1533 годам. При составлении своего труда автор руководствовался, отчасти, местными преданиями, отчасти собственными, не всегда верными соображениями; желая придать житию некоторую литературную обработку, он пользовался, по обычаю современных агиографов, житиями других святых; так, он применил к Василию и Константину характеристику князя Феодора Черного, написанную Ярославским иеромонахом Антонием в конце XV века, воспользовался предисловием Пахомия Логофета к житию митрополита Алексия для начала своей повести, заимствовал рассказ о смерти Батыя в Болгарии у Антония и пр.; все эти ненужные заимствования в связи с ошибками против исторических данных и добавлениями риторического характера чрезвычайно умаляют значение работы Пахомия. Оправданием автору является то обстоятельство, что князья Василий и Константин, при жизни своей оставшиеся незаметными, прославились только через триста лет после смерти; мало того, при открытии мощей не было даже в точности известно, именно ли детей Всеволода Константиновича, а не других князей – их тезок, следует считать святыми; самые предания о них, вероятно, сложились уже после открытия мощей; чтобы объяснить нетленность их тел и чудеса, автору пришлось обратиться к помощи вымысла и заимствований; присоединившееся к этому плохое знание истории края еще более увеличило путаницу в сообщениях жития.

Второе сочинение Пахомия – канон князьям, житие которых он составил, вошедший в минею июльскую печатную (Москва, 1646) – по своему историческому значению близко к его первому труду.

Списки повести Пахомия в рукописях встречаются не часто.

В. О. Ключевский, «Древнерусские жития святых, как исторический источник». 1871 г., стр. 175–176; Филарет, «Обзор русской духовной литературы». 1885 г., стр. 154; П. М. Строев, «Библиологический словарь». 1882 г., стр. 234; Н. П. Барсуков, «Источники русской агиографии». 1882 г., стр. 26; Филарет, «Жития святых, чтимых православной церковью». СПб., 1885 г., июль, стр. 273.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 13: Павел, преподобный - Петр (Илейка). - 1902. - [2], 711 с.

Комментарии для сайта Cackle