Перевлесский, Петр Миронович
Перевлесский, Петр Миронович, педагог и писатель; умер 3-го сентября 1866 г. Сын дьякона Рязанской губернии, села Перевлеса, от которого получил свою фамилию, он учился в Рязанской Духовной Семинарии, а затем – в Московском университете, куда ему удалось попасть только благодаря содействию попечителя Рязанской Гимназии Н. Г. Рюмина. Окончив в конце 1839 года курс в Педагогическом Институте Московского Университета со степенью кандидата, П. определен был на должность учителя русской словесности и логики в Ярославскую гимназию. Недолго перед тем он занимался еще уроками в Костроме и в Рязани. В Костроме, как и в Ярославле П. руководил занятиями известной поэтессы Ю. В. Жадовской, старательно развивая ее эстетический вкус. Своими успехами по русской словесности в пансионе Прибытковой (в Костроме) Ж. обратила на себя его внимание и, в конце концов, молодой преподаватель и его ученица влюбились друг в друга. Отец Жадовской, однако, не хотел и слышать о неравном браке своей дочери с бывшим семинаристом. Покорившись воле отца, Ж. рассталась с любимым человеком и вскоре переехала в Ярославль к отцу; нравственная связь их, однако, не прерывалась, и здесь она продолжала пользоваться руководительством П. Когда отец Жадовской решил дать ход ее даровитию и повез ее в Москву и Петербург, П. также переселился в Москву, где жил и преподавал во времена попечительства графа Строганова, увлекаясь примерами и идеями Хомякова, Аксакова и Грановского. С августа 1843 года П. перешел на службу в Москву, заняв место учителя в Дворянском институте, а с 1844 года, сверх того, и в Лазаревском Институте восточных языков; где и прослужил до 1848 года. В том же году он был определен на службу в Александровское училище. В 1849 г. Дворянский Институт был упразднен, и П. остался за штатом, а затем, получив место инспектора Московской третьей (в то время реальной) гимназии, он оставил службу в Александровском училище.
Литературная деятельность П. начинается в 1842 г., когда он издал практическую ореографию с предварительными к ней замечаниями. Первый труд этот был неудачен, но, говорил П. «педагогу и учителю надо печатать свои труды, чтобы не закоренеть в заблуждении и, что хуже того, в гордой самоуверенности». Второе его сочинение, «Практический синтаксис сложного предложения и стихосложения», вышедшее тоже в 1842 г. было посвящено Ивану Ивановичу Давыдову. В предисловии П. излагает свою методу, заимствованную им от немецкого педагога Вурста, которым уже с 1836 года обработана была немецкая грамматика, затейливо названная «Denksprachlehre». Учебник его должен был содержать примеры, объяснение их, правила, и затем задачи для упражнения, на которые обращено им было особое внимание: утверждая правила грамматики примерами от классических отечественных писателей, П. желал этим еще «приучать их детей к благозвучно изящной родной речи... знакомить с именами замечательных в литературе лиц и обогащать память хорошими оборотами». Не желая вступать в соперничество с общеупотребительными грамматиками Греча и Востокова, он на первый раз предложил только синтаксис сложного предложения. Сверх того, П. счел нужным прибавить статью о стихосложении, которое оставлено было без внимания у названных грамматиков. Эта статья в 1849 г. вышла особой книжкой, дополненной учением о стихосложении народных песен, стихосложении метрическом и силлабическом. Печальное состояние преподавания в семинарии, недостаток книг для чтения и ознакомления с классическими произведениями отечественной литературы натолкнули П. на мысль издать по возможности самую дешевую библиотеку русских писателей, что и он начал осуществлять с 1846 года, когда вышел первый том его «Собрания известнейших русских писателей», а именно, сочинения Ломоносова, а в 1849 г. – сочинения Кантемира и Тредьяковского (по 60 коп. каждый том). В 1858 г. изданы были избранные сочинения Языкова и Фонвизина. «Русский синтаксис» П. сразу обратил на себя весьма благосклонное внимание тогдашних педагогов (ср.: «Отеч. Зап.» 1847 г., № 7 и 10, «Литер. Газ.», № 33; «Рижский Вестн.», № 8).
В С.-Петербурге кончаются постоянные переходы из одного учебного заведения в другое. Не успел он занять должности инспектора Костромской Гимназии, как в июле 1851 г. был назначен адъюнкт-профессором Императорского Александровского Лицея, где в конце того же года был определен и секретарем Лицейского Совета. Сверх того, П. в 1852–1860 гг. был преподавателем в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1862 г. (оставаясь до 1864 года секретарем Совета) он назначен был исправляющим должность профессора русской словесности. Болезнь, заставившая П. сначала отказаться от должности секретаря, окончилась расстройством умственных способностей и была причиной его отставки весной 1866 года, а осенью – и его смерти. Большая часть педагогической деятельности П. протекла в стенах Лицея, среди воспитанников которого он оставил по себе самую хорошую память, как преподаватель и как человек. Это был, действительно, редкий учитель, с упорным трудолюбием. Меткость его суждений была удивительна; очень часто одним словом он характеризовал человека, и за некоторыми из его учеников остались на всю жизнь названия, которые он им дал шутя. Свое знание, свою любовь к делу он постоянно передавал ученикам и всеми силами стремился к тому, чтобы они поняли русскую жизнь и умели служить ей. Все почитали и любили его, потому что это был наставник и друг юношества, умевший соединить суровое слово правды со словом ласки и утешения.
Из литературных произведений П. в петербургский период следует указать его «Практическую русскую грамматику» и «Грамматику старославянского языка» и отметить увлечение идеями Песталоцци и мыслью об издании книг для народного чтения. В предисловии к «Грамматике старославянского языка», написанном 9-го сентября 1851 года, П. определил прекрасно необходимость его изучения: многие темные стороны родного языка, по его мнению, уясняются только с его помощью; многие трудные вопросы в исследовании законов русского языка удовлетворительно разрешаются только благодаря знанию свойств славянского; без него должна погибнуть масса драгоценных памятников древней нашей литературы и письменности. Но, желая заменить своей работой грамматику Пенинского, составленную по Добровскому, он ставил себе задачей, во-первых, внести в школьную грамматику новые исследования, рассеянные там и сям; во-вторых, он настаивает на том, чтобы славянский язык проходили как язык, чуждый нам, и изучали только его особенности от русского». К этой сравнительной грамматике русско-славянской П. впоследствии присоединил «Изборник». Взяв на себя редактирование 10-го издания (1879 г.), В. В. Никольский, преемник П. в Лицее, назвал «Славянскую грамматику» любимой книгой во всех школах, по которым она расходилась в десятках тысяч экземпляров. П. постоянно перерабатывал свой труд; известно, что никогда два последовательных издания его руководств не были повторением одного и того же текста, но каждое вносило какие-либо изменения в предыдущее. Сочинения свои Перевлесский составлял не в кабинете, а в классе, не выдумывал их в часы уединенных размышлений, а вырабатывал на практике во время самого преподавания. Когда крестьянский вопрос приближался к своему счастливому разрешению, и П. стал думать о книгах для народного чтения, случайно ему попалась в руки английская книжка, вышедшая тридцатым изданием; она была составлена по идее Песталоцци и приноровлена к понятиям начинающих учение. В предисловии к книге своей «Предметные уроки» он останавливается на английской методе по наблюдениям, между прочим, г. Куломзина (1860 г.) над элементарным образованием в Англии. Если труженическая жизнь П. мало заметна в смысле прогресса науки, то для истории преподавания русского и церковно-славянского языка его учебники и взгляды играют немаловажную роль, и историку русской педагогики придется непременно подробнее остановиться на личности Перевлесского.
Сочинения П. следующие: «Практическая орфография, с предварительными замечаниями». М., 1842; «Практический синтаксис сложного предложения и стихосложение», М., 1842; «Избранные сочинения Ломоносова», М., 1846; «Начертание русского синтаксиса», М., 1847. 2-е изд. 1848; «Избранные сочинения Тредьяковского», М., 1849; «Избранные сочинения Кантемира», М., 1849; «Русское стихосложение», Изд. 2-е. M., 1849; изд. 3-е. СПб., 1853; «Грамматика старославянского языка», СПб., 1852. Изд. 2-е. 1856, изд. 3-е. 1862; «Практическая русская грамматика». Ч. 1–4. СПб., 1854–1855. Изд. 2-е. 1861, с 1884–1887 в 3-х частях; изд. 11. M., 1886; «Памятники старославянского языка». Изд. для Лицея. СПб., 1884; «Избранные сочинения Фонвизина», СПб., 1858; «Стихотворения Н. Языкова». Ч. 1–2. СПб., 1858; «Предметные уроки по мысли Песталоцци. Руководство для занятий в школе и дома с детьми от 7 до 10 лет», СПб., 1862. Изд. 8-е вышло в 1896 г. в M. у братьев Салаевых; «Что надобно для наших школ?» (Из «Журн. Мин. Нар. Просв.» 1862 г., № 35), СПб., 1862; «Наука грамоте с изборником для последовательного письма с голоса», СПб., 1865; «Славянская грамматика с изборником» – переработка «Грамматики старослав. языка», 14-е издание 1896 года, печатано и издано на счет бр. Салаевых.
«С.-Петербургские Ведомости» 1867, № 28 (речь Богоявленского); «Русский Архив» 1868, стр. 2015; «Голос» 1866, № 301 (статья Классовского); Памятная книжка Импер. Александровского Лицея на 1886 год; Краткий очерк истории Лицея, составл. H. И. Кареевым (стр. 67–69); Полное собрание сочинений Ю. В. Жадовской. Т. I. СПб., 1885.