А.А. Половцов

Источник

Перевощиков, Ефим Григорьевич

Перевощиков, Ефим Григорьевич, бывший раскольник Спасова согласия, знаток старопечатных книг, писатель, из крестьян Панина, род. в с. Работках Макарьевского уезда Нижегородской губ., умер 23-го мая 1876 г. в г. Вольске. Первоначально П. жил на своей родине и занимался судопромышленностью, потом он ушел в «странничество» и странствовал 13 лет, но в Нижнем Новгороде был взят полицией, как не имевший паспорта, и препровожден на родину в Работки. Немного пожив дома, П. отправился в 1845 г. в Москву и здесь самоучкой изучил славянскую грамматику. Потом он поступил корректором в единоверческую типографию и в этой должности прослужил 4 года. Затем он лет 11 торговал книгами в Лыскове, после – в Нижнем Новгороде и в Казани. В 1876 г. П. поехал на ярмарку в г. Вольск, где умер и погребен на единоверческом кладбище.

По знанию в книгах Е. Г. уступал разве только знаменитым в Москве торговцам Пискареву и Т. Ф. Большакову, и то лишь относительно книг южной печати, а книги московской печати знал лучше их: у него каждое типографское отличие одного издания от другого было в памяти. Также и в рукописях он знал толк лучше всех торговцев. Основательное знание древней письменности, при большом уме, снискало П. знакомство и уважение людей ученых: так, он был знаком с М. П. Погодиным, с известным знатоком и собирателем старинных книг и рукописей В. М. Ундольским; его уважал также и пользовался его советами другой собиратель и владелец старинных и старопечатных и старописьменных книг А. И. Хлудов; в Казани с ним знакомы были профессора В. И. Григорович и Добротворский. Но особенно чтили П. старообрядцы-начетчики: E. C. Морозов; И. Е. Ксенос, автор «Окружного послания», и В. А. Сапелкин, ревнитель соединения старообрядцев с церковью. Особенную важность имели сношения П. с теми старообрядцами, для которых в расколе он был наставником, так как потом, присоединившись к церкви, он был для них советником и руководителем в обращении из раскола в православие. Под его влиянием и при деятельном его участии открылось пять единоверческих приходов в Костромской, Нижегородской и во Владимирской губ. Кроме того, Осиновский раскольнический женский скит по Спасову согласию, находящийся в Семеновском уезде Нижегородской губ., благодаря П., обратился в единоверческий.

Из литературных произведений П. известны: «Книга о антихристе и прочих действиях, иже при нем быти хотящих», Казань, 1873 г. и 1892 г.; «Указатель учения об антихристе», Псков, 1881 г.; напечатана с именем Кунгурского миссионера-священника Стефана Луханина; «Сборник, содержащий свидетельства о том, что Иисус Христос Сын Божий есть основание церкви». Эта книга составлена в духе беспоповства; «Собрание из разных книг старописьменных и старопечатных об ересях и еретиках, их свойствах и учении».

«Братское Слово» 1891 г., № 3 стр. 233–236; № 8, стр. 612–622, статья H. И. Прохорова: «Воспоминания о Е. Г. Перевощикове»; В. Борисов, «Мои воспоминания» (Из жизни в расколе). M., 1891 г., стр. 22, 49–52.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 13: Павел, преподобный - Петр (Илейка). - 1902. - [2], 711 с.

Комментарии для сайта Cackle