А.А. Половцов

Источник

Петров, Николай Петрович

Петров, Николай Петрович, живописец. Род. 6-го сентября 1834 г., ум. в Аричио, близ Рима, 13-го июля 1876 г. Сын Петербургской мещанки, он обучался в Академии Художеств под руководством профессора А. Т. Маркова и в 1858 г. получил вторую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в следующем году – такую же медаль за картину «Мастерская художника», имевшую успех и на выставке; в 1860 г. ему дана была первая серебряная медаль за картину; «Три мужика, из басни Крылова». На вторую золотую медаль он написал картины: «Христославы в деревне» и «Смотрины невесты», но получил эту медаль лишь в 1862 г. за картину: «Сватовство чиновника к дочери портного» – самую лучшую из его работ. От конкуренции же на первую золотую медаль он вместе с прочими конкурентами отказался и, выйдя из Академии со званием классного художника, участвовал в образовании «Художественной Артели» и много работал по заказам, получавшимся этой артелью. Таковы исполненные им образа в Лютеранскую церковь в Кронштадте, в г. Острогожск, в г. Оскол, в г. Екатеринодар, в землю Войска Донского, в Инженерную Академию, в Курскую губ., на Кавказ и др., а также портреты, преимущественно копии – императора Николая I, императрицы Александры Феодоровны, цесаревны Марии Феодоровны, инженер-полковника Шенявского, министра народного просвещения графа Д. А. Толстого и работа для графа Панина. Независимо же от артельных работ, кроме оригинальных литографий в «Русский Художественный Альбом 1861 г.»: «Три мужика, из басни Крылова» и «Не то, чтоб очень пьян, а весел бесконечно», исполненных им еще до выхода из Академии, – он награвировал два офорта: «Поясной портрет швейцара при помещении артели, на Невском проспекте» и «Мальчика, рисующего на стене дома».

В 1867 г. за картины «Крестьянин в беде» и «Сборы на церковь» признан академиком; затем написал еще картины: «Два прохожих», «Этюд собаки» и «Крестьянин-бобыль». Кроме того, он много занимался уроками рисования. В 1873 г. у него стала развиваться чахотка. Чтобы поправить свое здоровье, а вместе с тем и изучить иностранную живопись, он поехал в Италию. Там им были исполнены: «Римская сельская сцена», «Музыкант», «Любопытные около художника», «Старик, предлагающий бриллианты молодой девушке», «Мальчик, достающий виноград», «Внутренность кухни», «Широкая натура» и другие сцены из жизни и природы Италии. Но и итальянский климат не мог остановить рокового хода болезни, и 13-го июля 1876 г. Н. П. Петров умер.

Сборник материалов для истории Импер. Академии Художеств. т. III, СПб., 1866 г.; Отчеты Импер. Академии Художеств за 1867/8, 1868/9, 1869/70, 1870/1, 1871/2 и 1875/6 гг.; Указатели выставок в Импер. Академии Художеств за 1859, 1860, 1860/1, 1861/2, 1867, 1870, 1872 и 1877 гг.; Биографические сведения о членах Академии и вообще художниках, умерших в 1875–1878 гг.; Д. А. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв., т. II, СПб., 1895 г.; Н. П. Собко, Словарь русских художников, т. III, вып. I, СПб., 1899 г.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 13: Павел, преподобный - Петр (Илейка). - 1902. - [2], 711 с.

Комментарии для сайта Cackle