А.А. Половцов

Рабус, Карл Иванович

Рабус, Карл Иванович, живописец. Родился в С.-Петербурге 11-го мая 1800 г., ум. в Москве 14-го января 1857 г. После смерти отца, служившего гувернером в Академии Художеств, он остался всего семи лет. Через три года, 15-го января 1810 г., опекуны отдали его пенсионером в Академию Художеств; окончив здесь гимназический курс, он избрал было своею специальностью историческую живопись, к которой чувствовал сильное влечение, но продолжительная болезнь глаз заставила его надолго прервать занятия, так что, за это время, он отстал от своих товарищей, и ему пришлось перейти уже на пейзажную живопись, в класс M. M. Иванова; последний продержал его три года на копировании рисунков и гравюр, так что, получив, наконец, доступ к краскам, он, по собственному его признанию, почувствовал себя «счастливцем». В 1821 г. Рабус, за исполненную программу: «представить приморское место», получил золотую медаль второго достоинства и аттестат первой степени со шпагою.

По выходе из Академии Р. отправился в Малороссию, к одному помещику, пригласившему его к себе. Страстно любя природу, он наслаждался живописными видами берегов Псела, а затем переехал в Крым, где сделал много этюдов, которыми и воспользовался при исполнении программы, заданной ему от Академии на звание академика: «написать масляными красками один из Крымских видов, снятых с натуры»; в 1827 г. Р. получил это звание за «Вид Юрзуфа (Гурзуфа), имения герцога Ришелье». Теми же этюдами он воспользовался для другой картины: «Вид Балаклавы», купленной Обществом Поощрения Художников.

После этого Р. опять отправился на южный берег Крыма, где снова исполнил много этюдов, а отсюда переехал в Одессу и из нее – в Константинополь. Дорогою он вынес сильную бурю и едва не погиб; но во впечатлительной душе художника это величественное явление оставило глубокие следы и выразилось в том, что с этих пор он получил пристрастие к морю и с увлечением писал морские виды.

В Константинополе художник был представлен тамошнему русскому посланнику, графу Рибопьеру, который принял его под свое покровительство, делал ему заказы и давал возможность осматривать город и делать этюды, что в то время для европейца было очень затруднительно. Через того же графа Рибопьера он был принят у австрийского и других посланников, для которых тоже написал несколько картин.

Во время плавания по Средиземному морю P. писал виды берегов Греции и Италии и посетил некоторые города, но в Рим и Неаполь попасть не мог, потому что в то время там была холера. Затем он посетил Тироль, Вену, Нюренберг, Мюнхен, Дрезден и пешком обошел всю Саксонскую Швейцарию, а оттуда через Берлин вернулся в Малороссию и затем в Петербург, везде при этом неутомимо работая и знакомясь с известнейшими художниками, литераторами и учеными.

Еще будучи в Академии, P. выделялся из среды своих товарищей своею начитанностью, развитием и любовью к наукам. Этими качествами он оказал немало влияния на развитие многих художников, из которых нельзя не упомянуть К. П. Брюллова, с которым они вместе окончили курс Академии, и А. А. Иванова, для которого он переводил немецкие книги, так как Иванов не знал этого языка. Они даже собирались вместе ехать в Италию.

К тому времени, о котором идет речь, эти научные занятия настолько выдвинули его из среды тогдашних наших живописцев, что, конечно, этому именно обстоятельству он и был обязан тем радушным приемом, каким пользовался со стороны графа Рибопьера, князя В. П. Кочубея и др. Благодаря тому же, и за границей перед ним оказались широко раскрытыми двери не только домов художников, как Корнелиус, Шнорр, Ретч и др., но и литераторов и ученых: у Людвига Тика он был постоянным посетителем его литературных вечеров, а с археологом Беттигером сблизился настолько, что потом между ними шла переписка, и Беттигер напечатал о нашем художнике статью в «Artistischer Blatt zur Abendzeitung in Dresden», для которой P. дал ему автобиографические сведения.

Женившись, он переехал в Москву, где и поступил, 9-го февраля 1835 г., на службу в Дворцовое архитектурное училище преподавателем перспективы. Потом он преподавал также перспективу в Константиновском межевом институте и пейзажную живопись в Строгановской рисовальной школе. 24-го марта 1844 г. он был определен преподавателем пейзажной живописи и перспективы в Училище живописи и ваяния. Здесь протекала главная его преподавательская деятельность. Помимо указанных предметов, он читал здесь теорию красок, на основании сочинений Леонарда да Винчи, Рафаэля Менгса, Фальда и Гете, и курс истории живописи. Не довольствуясь классным преподаванием живописи, он руководил, в летнее время, занятиями учеников по этюдам с натуры. Как преподаватель, Р. оставил чувство неизгладимой благодарности в сердцах своих учеников. В нем соединялись глубокое знание своего предмета, ясность мысли и легкость изложения с самым сердечным отношением к учащимся, которым он оказывал всевозможную зависящую от него помощь – и нравственную, и даже материальную. У него собирался весь цвет московской интеллигенции, находя интерес в беседе с умным, образованным и чутким ко всему возвышенному художником. Не менее охотно посещали его и приезжавшие в Москву иностранные артисты. В числе их был и Орас Верне, который сам вызвался представить Государю одну из его картин: «Вид церкви в селе Измайлове», и действительно отвез ее во дворец. Государю так понравилась эта картина, что он выразил желание, чтобы художник сам привез ему и другие свои работы. В это время у P. были окончены две большие картины: «Буря» и «Вид Галлиполи при лунном освещении», которые он лично и представил Императору. Обе картины были приобретены во Дворец.

Кроме упомянутых картин, мы можем указать еще на следующие его работы: «Спасские ворота в Москве в лунную ночь» (Музей Александра III); – «Вид Кремля при лунном свете» (Моск. Оружейная палата); – «Морской вид» (Румянцевский музей); – «Близ Новодевичьего монастыря» (Третьяковская галерея); – «Красная площадь в Москве» (там же до 1898 г.); – Картина с тем же названием (собр. И. Е. Цветкова); – «Вид Алексеевского монастыря, сломанного в 1858 г.» (там же); – «Вид Московского Кремля» (пис. для графа Ланского); – «Саблы в Малороссии»; – «Вид Василия Блаженного» (пис. в 1851 г. для В. А. Кокорева); – «Звездочка» (пис. для Ф. Н. Глинки); – «Вид Константинополя» (писан для Отенфельса); – «Кладбище Константинополя» (для князя Эстергази); – Крымские виды (для князя Кочубея); – «Молитва по погибшим товарищам» – ночной вид на Средиземном море близ Майны (пис. 1849–1851 г.); – «Рыбачья хижина на берегу Мраморного моря» (пис. для А. В. Капниста); – «Водяные смерчи на Средиземном море» (1854 г. тоже); – «Утренний вид на Москву с Воробьевых гор» (пис. 1849 г.); – «Приморский вид гор Албании» – оконченный эскиз для большой картины (пис. 1849 г.); – «Ночной вид из окрестностей Мейссена»; – «Лебеди в высоком тростнике»; – «Мост в Саксонии»; – «Вид Звенигородского Саввинского монастыря»; – «Вид Мюнхена»; – «Озеро»; – «Внутренний вид церкви Василия Блаженного»; – «Сладкие воды в Константинополе». Кроме того, после него осталось множество этюдов с натуры, акварельных и карандашных рисунков и, в том числе, очень остроумные и характерные карикатуры. Рисовал он также и на камне, для литографии.

Но этим не ограничивается еще вся деятельность Рабуса. В Училище живописи, ваяния и зодчества хранится громадный неизданный труд его: «Руководство к перспективе», а незадолго до смерти он начал писать историю живописи. Кроме того, он сотрудничал в газетах по вопросам искусства, о чем свидетельствует фельетон из «Ведомостей Московской Городской Полиции» 1851 г. под заглавием: «Несколько слов о состоянии живописи в Москве. Из дневника художника», где Р. говорит вообще о значении картинных галерей для художественного образования и в частности о картинной галерее графа А. Ф. Ростопчина, в то время открывшейся для публики.

Под конец жизни Р. впал отчасти в дальтонизм, не будучи в состоянии различать желтые цвета, что, конечно, не могло не отразиться на его живописи.

Умер он после продолжительной и тяжелой болезни 14-го января 1857 г.

Дела Московского Художественного Общества №№ 37, 57, 63, 70, 80, 111, 115; – Ю. Виппер. История Училища Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве 1833–1883. Неизданная рукопись; – Благовещенский. Биографические заметки. Неизданная рукопись в собрании А. П. Новицкого; – Воспоминания Н. В. Никитина, сообщенные автору; Сборник материалов для истории Импер. Академии Художеств. СПб. 1864–1866. Т. I. Стр. 541; т. II, стр. 161, 162, 218, 222, 317; т. III, стр. 25; – Nagler. Neues allgemeines Künstler Lexikon. T. XII; – Указатель находящихся в Академии произведений. Изд. Фишера. СПб. 1842; «Московские Полицейские Ведомости» 1851 г. №№ 57, 58 и 59; – «Живописная Библиотека» 1857 г. № 8; – «Русский Вестник» 1857 г., № 2; – Рамазанов. Материалы для истории художеств в России. M. 1863, стр. 25, 84–98, 201 и след.; A. Сомов. Каталог оригинальных произведений русской живописи Импер. Академии Художеств СПб. 1872; – Описи художественных произведений городской галереи бр. П. и С. Третьяковых; – А. Новицкий. Художественная галерея Московского Публичного и Румянцевского музея. М. 1889; – Каталог выставки в память Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского. М. 1902, стр. 61; – E. H. Тевяшов. Описание нескольких гравюр и литографий. СПб. 1903 г., стр. 87 и 163; – Д. Д. Иванов. Объяснительный путеводитель по художественным собраниям С.-Петербурга. СПб. 1904 г.; – Барон Н. Врангель. Русский музей Импер. Александра III. СПб. 1904, стр. 362; – Перечень картин и рисунков собрания И. Е. Цветкова. M. 1904.

Комментарии для сайта Cackle