А.А. Половцов

Рустем, Иван Францович

Рустем, Иван Францович, художник, профессор живописи Виленского университета, надворный советник; происходил, как значится в его формулярном списке, «из купецких детей». В биографии его есть несколько темных мест, которые остаются невыясненными: так он, будучи по национальности поляком, родился в 1764 году в Пере, предместье Константинополя; по формулярному списку он значится, как мы выше указали, «из купецких детей», а между тем в нем принимал большое участие князь А. Чарторыйский, который увез его из Константинополя в Варшаву и заботился о его воспитании, поместив его в лучшее учебное заведение. Рустем впоследствии отблагодарил князя А. Чарторыского, увековечив его и его семью в ряде портретов. Почувствовав в ранней юности влечение к живописи, Рустем получил начальные знания в ней в школе Норблена, а дальнейшие – в мастерской польского художника Bacciaerlli. В 1798 году он был назначен в Виленский университет адъюнктом на кафедру живописи, а после смерти профессора живописи Франца Смуглевича, в 1807 году, выбран был экстраординарным профессором, в звании которого и утвержден был 9-го июня 1811 года; чин надворного советника он получил 12-го февраля 1812 года.

Умер в 1835 г., 71 года от роду, в той же Вильне.

Рустем – портретный живописец, хотя, как и большинство художников того времени, писал и пейзажи (вид дворца Корытовецкого и др.), жанры и исполнил много рисунков, которые были литографированы в Вильне и выпущены в продажу альбомом под заглавием: «Память о Яне Рустеме», Вильно. 1837 г. Главное достоинство портретов Рустема – их сходство – не только внешнее, но и внутреннее: он, но выражению современников, умел передавать душу изображаемого лица; особенно ему удавались портреты близких ему лиц или лиц исторических. Его биограф приводит длинный список портретов, принадлежащих кисти Рустема; укажем из них очень интересный и схожий «автопортрет», портреты князя А. Чарторыйского (имеется и миниатюра, где князь изображен с женою), Михаила Огинского, Иосифа Саундерса, Иосифа Гловацкого, Снядецких, Тизенгаузов, князя А. Сапеги, епископа Виленского Яна-Непомука Коссаковского, и ряд женских – княгини И. Чарторыйской (урожденной Флемминг), княгини Гедройц, княгини Марии Радзивилл и др.; из русских – С. Н. Марина; большое значение для Польского, главным образом, искусства (хотя в Виленском Университете обучались и русские художники) Рустем оказал как профессор живописи в университете: он ввел в преподавание рисование с натуры, как с антиков, так и с живой натуры, причем посвящал ученикам очень много времени, и, не довольствуясь преподаванием в самом Университете, не только приглашал наиболее талантливых к себе на дом, в свою мастерскую, но и посещал их. Как человек, Рустем отличался необыкновенной добротой.

Формулярный список 1814 г. (у В. Л. Модзалевского); E. Rastawiecki, Słownik malarzow polskich, Warszawa. 1851 (здесь приведена и библиография о Р.); Великий Князь Николай Михайлович, Русские портреты XVIII и XIX столетий, т. II (портрет Марина, 1810 г.).

Комментарии для сайта Cackle