А.А. Половцов

Решимов, Михаил Аркадьевич

Решимов, Михаил Аркадьевич, артист Императорских Московских театров; род. в Рязани и происходил из артистической семьи: отец его, окончивший Театральную школу, был преподавателем танцев в некоторых учебных заведениях в Рязани, а также давал и частные уроки. Сына своего он отдал сначала в местную гимназию и не готовил его к артистической карьере; однако, серьезно заниматься у мальчика не было охоты, и поэтому, не окончив гимназии, он поступил в военную службу. Впрочем, и к военной деятельности он не питал особенной любви и обнаружил стремление сделаться артистом. Принимая участие в любительских спектаклях, и пользуясь при этом успехом у зрителей, он все больше и больше увлекался мыслью сделаться актером. Сценическая деятельность казалась ему настолько привлекательной, что он решил, как только произведут его в первый офицерский чин, бросить военную службу и поступить на сцену.

Действительно, как только произвели его в прапорщики, он тотчас же подал в отставку и вступил в труппу известного в ту пору провинциального антрепренера и артиста Медведева. Жизнь провинциальных актеров в 1840-х годах была далеко не заманчива: материальное их положение было тяжелое; работы же для добросовестного артиста, ввиду малочисленного обыкновенно состава труппы, было много. Но зато провинциальная сцена имела и довольно большое преимущество пред столичными: она давала возможность молодым начинающим артистам испробовать свои силы в ролях самого разнохарактерного свойства. Таким образом талантливому, энергичному, умному и работящему артисту представлялась полная возможность выдвинуться вперед. Этою возможностью, конечно, не преминул воспользоваться и Решимов. Он деятельно принялся за работу, разучивал роль за ролью, пробовал себя на разных амплуа. Как артист талантливый и горячо преданный сценическому искусству, он каждую роль, как бы ничтожна она ни была, разучивал весьма тщательно, вдумывался в нее, отделывал ее. Благодаря такому отношению к делу, он вскоре обратил на себя внимание провинциальной публики и приобрел ее симпатии. Переезжая из города в город, он перебывал почти во всех крупных городах: Харькове, Нижнем Новгороде, Ставрополе, Таганроге, Екатеринославе и во многих других.

Об его игре в ту пору И. Филаретов в «Репертуаре и Пантеоне Русского театра» отзывался, между прочим, так: «Он (М. А. Решимов в роли Ивана в пьесе «Барская спесь, или Анютины глазки») очаровывал публику... совершенно понимал ее (роль), и это глубокое понимание олицетворялось в игре, мастерски обдуманной и мастерски исполненной».

Обыгравшись в провинции, приобретя там симпатии и внимание публики, Р. задумал перейти в Москву. Его дебюты в Малом театре прошли удачно, и он был принят в Императорскую труппу. Но порученное ему амплуа jeune premier'а не совсем соответствовало его дарованию, да к тому же на это амплуа в ту пору в Москве было несколько более даровитых артистов, почему Решимов сначала и не обратил на себя особенного внимания Московской публики, но за то, когда он перешел на амплуа jeune comique, которое так соответствовало его дарованиям, то сразу завоевал себе внимание и симпатии москвичей – такое же, если даже не большее, чем то, каким он пользовался в провинции. Таким образом, многолетняя нелегкая работа не пропала даром. Будучи вообще умен, он прекрасно понимал, что, не получив специального артистического образования, только благодаря одному таланту, нельзя сделаться выдающимся артистом; поэтому он всегда охотно выслушивал и исполнял советы людей беспристрастных и компетентных в вопросах сценического искусства, а также присматривался к игре опытных, известных артистов, но, впрочем, никогда не старался подражать им, копировать их, а всегда оставался оригинальным. Поэтому всегда веселая, живая, энергичная, подчас страстная игра его увлекала зрителей и имела большой успех. Из весьма обширного и разнообразного его репертуара можно указать на роли Ивана («Барская спесь, или Анютина глазки»), Макшеева в пьесе Шпажинского «Поздний расцвет», присяжного поверенного в пьесе «Второй брак» и мн. др.

Усиленная работа, тянувшаяся несколько десятков лет и требовавшая постоянного напряжения нервов, не могла не отразиться на здоровье артиста. В начале 1880-х годов у него развилась чахотка, которая заставляла его последние годы реже появляться на сцене. Но, несмотря на болезнь, несмотря на почти полный упадок сил, он по-прежнему оставался хорошим и добросовестным актером и заботился всегда об отделке роли. Последний год он был уже настолько слаб, что, начиная роль, ни сам он, ни товарищи не знали, хватит ли у него сил окончить ее. По окончании зимнего сезона 1886–1887 года, Решимов поехал на Кавказские минеральные воды, чтобы там отдохнуть и собраться немного с силами; но эта поездка была для него роковою: по несчастью, он захватил на Кавказе страшную даже и не для чахоточного «кавказскую лихорадку», которая вконец надломила его силы. В Москву он возвратился уже совсем умирающим, и промучившись несколько недель, скончался 21-го августа 1887 года; тело его погребено в Москве, на Ваганьковском кладбище.

«Московские Ведомости» 1887 г., 22-го августа, № 230, некролог, стр. 4 и 25-го августа, № 233; «Русские Ведомости» 1887 г., 28-го августа, №231, некролог, и 25-го августа, № 233; «Московские Ведомости» 1880 г., №№ 23 и 29 (театр и музыка); «Репертуар Русского театр и Пантеон Русского и всех европейских театров» 1852 г., т. 6, кн. XI, ст. И. Филаретова: «Вышневолоцкий театр», стр. 16; Всеобщий Календарь на 1888 г., стр. 522, некролог; С. В. Танеев, «Театральные мелочи», вып. IV, стр. 41, СПб. 1887 г.; «Московский Некрополь», т. III.

Комментарии для сайта Cackle