А.А. Половцов

Рославский-Петровский, Александр Петрович

Рославский-Петровский, Александр Петрович, профессор и ректор Харьковского университета; род. в селе Слабине, близ Чернигова, 9-го апреля 1816 г. Рано лишившись отца, он своим воспитанием всецело обязан был заботам и любви матери; она жертвовала последними средствами своего небольшого состояния, чтобы дать своему единственному сыну образование. Под ее наблюдением с Р.-П. занимался один из студентов Черниговской семинарии. С 1825 г. Р. стал учиться в Чернигове, сначала у преподавателя гимназии Негаченка, а потом у профессора семинарии Осипа Яковлевича Самчевского. Последний имел значительное влияние на развитие способностей Р. Под руководством Самчевского Р. начал изучать произведения лучших русских писателей, и постепенно в нем развилась любовь к чтению. Самчевский, кроме того, задавал Р. темы для сочинений и старался выработать у него хороший слог. Домашнее образование Р. шло столь успешно, что, отвезенный в 1828 г. матерью в Нежин, для поступления в Гимназию высших наук князя Безбородко, он был принят прямо в IV класс, а по языкам – в 3-е отделение, где вместе с ним находились ученики гораздо старше его по возрасту и высших классов (в том числе Е. П. Гребенка).

Здесь своими познаниями в латинском языке Р. вскоре обратил на себя внимание профессора Андрущенка, назначившего Р. авдитором авдиторов всего отделения. В то время в Нежинской гимназии веял литературный дух: воспитанники высших классов составляли кружки, где с жадностью читалось и подвергалось обсуждению все, что выходило замечательного в стихах и прозе. Воспитанники составляли рукописные альманахи, в которых помещали свои литературные опыты, и представляли их затем профессору русской словесности Парфению Ивановичу Никольскому. Это был человек, получивший основательное классическое образование и прославившийся своей неприязнью к так называемому романтизму. Р., мечтавший еще в детстве о славе писателя, увлекся направлением, господствовавшим в Нежинской гимназии, и принялся писать. Отчасти по собственному уважению к Державину и Крылову, отчасти по совету Никольского, Р. занялся преимущественно сочинением од и басен. Одна ода, в честь генерал-фельдмаршала Паскевича, написанная им в 13 лет, заслужила особенное одобрение профессора, находившего ее даже достойной напечатания. Однако у ученика оказалось больше понимания поэзии, чем у преподавателя, и мало-помалу Р. охладел к поэтическому творчеству и в последние годы своего пребывания в Нежинской гимназии совсем не писал стихов.

В 1832 году Гимназия высших наук князя Безбородко была переименована в лицей и подверглась преобразованию, придавшему этому заведению специальный характер, между тем, как прежде там господствовало энциклопедическое образование. Вскоре после этой перемены Р. окончил курс лицея и в 1834 г. поступил в Харьковский университет на филологический факультет, где слушал науки филологические, римские древности и объяснение римских писателей у И. Я. Кронеберга.

Вниманию декана факультета, профессора русской истории, известного малорусского поэта П. П. Артемовского-Гулака Р. обязан тем, что, по окончании в 1837 г. курса со степенью кандидата, он получил от университетского начальства приглашение занять место преподавателя в университете. По выдержании экзамена на степень магистра исторических наук в 1839 г., Р. был назначен адъюнктом в 1-е отделение философского факультета для преподавания статистики. Когда Р. начал свое поприще, старые понятия в этой науке были еще во всей силе, а новейшая статистическая литература почти не существовала. Р. вскоре сознал неудовлетворительность господствующего воззрения на статистику и стремился приложить новый метод к ее разработке. Постоянно следя за западноевропейской литературой, Р. стоял на высоте новейших научных требований. Он более всего заботился о логической последовательности и ясности изложения и принял за исходную точку такой пункт, в котором сходились мнения всех ученых. Таким пунктом являлась ему цель изучения статистики. Отсюда Р. вывел неудовлетворительность принятых до него способов обработки статистического материала и предложил новую теорию, составленную им под влиянием незадолго перед тем появившегося сочинения Кетле «Sur l'homme et le développement de ses facultés». «Лекции Статистики», читанные Р. в Харьковском университете, обратили на себя внимание тогдашних ученых. Что же касается Харьковского университета, то можно сказать, что Р. создал в нем статистику: ни раньше, ни после него этот предмет не стоял на такой высоте. Сверх теории науки и общей сравнительной статистики европейских государств Р. излагал своим слушателям специальные курсы статистики России, Франции и Англии с целью представить им образцы статистических монографий. В 1841 г., по представлению графа Ю. А. Головкина, преподавание статистики в Харьковском университете было отделено от кафедры политической экономии, и Р. был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора статистики.

В 1844 г. Р. получил поручение руководить практическими занятиями студентов Педагогического института при университете по истории и ее вспомогательным наукам. Эту обязанность он исполнял до открытия в 1852 г. в Харьковском университете кафедры педагогики. В 1845 г. Р., вследствие избрания и ходатайства Совета, перешел на кафедру всеобщей истории, остававшуюся свободной в университете после смерти ординарного профессора M. M. Лунина. В том же году Р. получил ученую степень доктора исторических наук, политической экономии и статистики. В феврале 1846 г. Имп. Географическое Общество избрало его в свои члены-сотрудники, и в том же году Р. утвержден был экстраординарным профессором, а спустя шесть месяцев – ординарным по занимаемой им кафедре. Несмотря на то, что главным предметом преподавания Р. сделалась всеобщая история, он продолжал, по распоряжению факультета, преподавание статистики, которое в 1850 г., согласно программе, предписанной Министерством Народного Просвещения, ограничивалось общими предварительными понятиями о науке, изложением экономической статистики России. В течение второго семестра 1849/50 академического года Р. читал политическую экономию.

По всеобщей истории Р. издал много сочинений, свидетельствующих о знакомстве его с литературой своего предмета. Однако, как лектор, Р. не только не пользовался популярностью, но был даже не любим за свой педантизм и весьма дурное чтение. Всего неприятнее действовало на слушателей то, что Р. говорил по своим лекциям слово в слово, не позволяя себе ничего изменять, а если ему случалось ошибаться, то он сейчас же поправлялся, повторяя фразу в том виде, в каком она была у него в лекциях. Все прочитанное на одной лекции, Р. имел обыкновение повторять в начале следующей лекции, но с такой быстротой, что попавшему в аудиторию в первый раз нельзя было ничего понять. Р., имея в виду, что всеобщая история обладает весьма богатой литературой, которой посвящали свою деятельность многие из лучших умов, не считал нужным предлагать своим слушателям собственные исследования и вырабатывать новые взгляды. Он постоянно заботился лишь о том, чтобы передать им в строго систематической форме и с юридической точностью, избегая многословия, результаты, добытые другими и получившие уже признание в науке. Он также обращал внимание на полноту содержания излагаемого предмета, для чего, независимо от изложения политической истории, посвящал значительную часть своих лекций внутренней истории, изучению духовной жизни народов и тому, как она отразилась на их религии, государственном устройстве, в науке и искусстве, в промышленной и частной жизни. Вообще о направлении и значении его деятельности, как преподавателя истории, может дать верное понятие изданный им в 1851 г. конспект, под заглавием: «Обозрение истории древнего мира». Об этом сочинении, явившемся одним из первых в России руководств по древней истории, отозвались с весьма выгодной стороны профессора Лоренц и Грановский; преподаватель истории в Московском университете С. В. Ешевский поместил на первый выпуск этого труда пространную и сочувственную рецензию в № 125 «Московских Ведомостей» за 1851 г.

Кроме обязанностей по преподаванию, Р. исполнял разные учено-административные должности и поручения. Так, он состоял: секретарем (более 14 лет) и членом (9 лет) Комитета для испытания лиц, ищущих звания домашних учителей и учительниц; секретарем факультета (в 1842/3 г.); цензором неофициальной части «Харьковских Губернских Ведомостей» (1851/2 г.) и, по назначению Совета, принимал участие в приемных студенческих испытаниях (10 раз в качестве экзаменатора и один раз в качестве председателя 2-го Комитета). В 1842 г. на Р. было возложено составление отчета о состоянии Харьковского университета для произнесения на торжественном акте и за отличное исполнение этого поручения ему была изъявлена письменная благодарность от Совета. В 1851 г., по желанию управлявшего Харьковским учебным округом генерал-адъютанта С. А. Кокошкина, Р. составил краткую историческую записку об университете для Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей. В 1854 г., по поводу проекта, представленного правительству одною частною компанией, об устройстве железной дороги между Харьковом и Феодосией, Р. занимался собиранием статистических данных для определения пользы, обещаемой этим предприятием. В том же году Р. составил записку для устранения сомнений, возбужденных насчет пользы устройства означенной дороги. По случаю празднования пятидесятилетия существования Харьковского университета Р. читал написанный им краткий исторический его очерк. С 1853 г. Р., вследствие избрания товарищей-профессоров, утвержденного Министерством Народного Просвещения, был назначен деканом историко-филологического факультета, а с 1859 по 1862 г. состоял ректором Харьковского университета.

Р. умер в Харькове 25-го декабря 1871 года.

Р. написал много сочинений по истории и статистике. Из крупных его трудов можно указать на следующие: «Сравнительная статистика пяти первоклассных держав Европы»; «Конспект истории древнего мира»; «Руководство к истории народов древнего востока»; Руководство к статистике», Харьков. 1844 и 1856; «Австрийское посольство в Москве в 1698 г.» в «Очерках России», издаваемых Вад. В. Пассеком, 1840 г., кн. IV, стр. 67; «Об ученой деятельности Харьковского Университета в первое десятилетие его существования» – «Журн. Мин. Народн. Просвещ.» 1853 г., ч. LXXXVI, отд. V; «Очерк истории Персидских войн» – «Москвитянин» 1855 г., №№ 21 и 22, отд. 1-й, стр. 31 и сл.; «Критический обзор истории 3-х последних Римских царей» – «Журн. Мин. Народн. Просвещ.» 1856 г., ч. LXXXIX, отд. 2, стр. 299 и сл.; «Статистико-экономические заметки о Харьковской губ.» – «Экономический Указатель». 1857 г., № 25, стр. 586; «О торговле на Харьковских ярмарках» – «Харьк. Губ. Ведомости» 1847 г.; «Обороты Харьковских ярмарок за пятилетие» – там же 1849 г.; «Русские университеты и университетский вопрос г-на Пирогова», Харьк. 1864 г.; «Несколько слов об Альфреде Великом» – «Русское Слово» 1860 г., № 7, отд. II, стр. 48–106; «Статистические сведения о государственных крестьянах Харьковской губернии» – «Сборник статистич. сведений о России» 1854 г., кн. II-я, стр. 85; «Мысли об устройстве железной дороги от Харькова к Черному морю», Харьков, 1852 г.; «Исследование о движении народонаселения в России» – «Вестн. Имп. Русского Географ. Общ.» 1853 г., кн. 3, стр. 1 сл.; «Москва в 1698 г.» – «Очерки России», изд. Вадимом Пассеком; «Очерк быта и правления Сларты», Харьк. 1838 г.; «Решение вопроса о том, в чем состоит истинное значение прагматической истории и какова должна быть ее обработка», Харьк. 1839 г.; «Статистическое обозрение Европейского народонаселения и управления», «Маяк», 1843 г., т. II, № 22, стр. 83.

«Лицей князя Безбородко», изд. 1859 г., отд. II, стр. 112–115, 201; «Харьков. Календарь» на 1884 г., стр. 431; Е. Петухов, «Гимназия высших наук в Нежине», СПб. 1895 г., стр. 38, 39: «Моск. Ведом.» 1862 г., № 250; А. Старчевский, «Справочный Энциклопедический Словарь», СПб. 1855 г., т. IX, ч. II, стр. 147; «Харьк. Губ. Ведомости» 1872 г., № 5; «Русский Календарь» на 1873 г., СПб. 1873 г., стр., 477; А. Н. Пыпин; «История Русской Этнографии», СПб. 1890 г., т. I, стр. 840, т. II, СПб. 1891 г., стр. 422; М. Ф. де Пуле, Харьковский университет и Д. И. Каченовский. Культурный очерк и воспоминания из 40-х годов» – «Вестник Европы» 1874 г., кн. 1-я, стр. 98–101; Д. Багалей, История Харьковского университета, т. II; Н. Сумцов. Материалы для истории Харьковского университета, Харьков. 1894, сир. 17–20; Г. Н. Геннади, Словарь т. III, М. 1908; Историко-филологический факультет Имп. Харьковского университета 1805–1905, X. 1908.

Комментарии для сайта Cackle