А.А. Половцов

Самсон, митрополит Астраханский и Терский

Самсон, митрополит Астраханский и Терский (1697–1714 гг.). Биографические сведения о нем начинаются с 1685 г., когда он был архимандритом Курского Знаменского монастыря, а в 1697 г. 2-го февраля возведен в сан митрополита Астраханского, в каковом сане и скончался 3-го апреля 1714 г. Как в курском монастыре он продолжал строительную деятельность своих предшественников, так и в Астрахани митрополит С. с необыкновенною ревностью трудился над постройкою величественного собора, оконченного в 1710 г. При нем же построены: Крестовая домовая церковь в архиерейском доме, церковь Рождества Богородицы, Входа в Иерусалим, соборная в Троицком монастыре и Покровский монастырь. Во время астраханского бунта 1705 г. жизнь митрополита была в большой опасности. Мятежники знали, что митрополит предан государю, ведет с ним переписку и может их выдать, почему и искали убить его. Предуведомленный о замыслах бунтовщиков, митрополит тайно оставил архиерейский дом и выехал сначала в Иоанновский монастырь, а затем перешел в Воскресенский Болдинский монастырь; когда же и в последнем оставаться было небезопасно, тогда он удалился к татарам в Мошайкский улус, а после – к калмыцкому владельцу Аюке Манги, откуда написал государю о бунте в Астрахани и просил защиты. По прибытии Б. П. Шереметева с войском, бунтовщики упросили митрополита вернуться в город; митрополит обратился к мятежникам с увещанием, и бунт в 1706 г. прекратился. После бунта митрополит еще 8 лет управлял епархиею, проявляя отеческое попечение о вверенной ему пастве.

«Астрахан. епарх. вед.», 1878 г., №№ 34, 35 и 52; 1879 г. №№ 37 и 38, 1880 г. № 14. – «Духовная Беседа», 1873 г., №№ 42 и 43. – Соловьев, «История России», т. XV, гл. 2.

Комментарии для сайта Cackle