А.А. Половцов

Сарти Джузеппе, композитор

Сарти Джузеппе, композитор, по происхождению итальянец; род. в 1729 г., во Фаэнце (в Церковной области), музыкальное образование получил под руководством Мартини и уже в молодости обратил на себя внимание оперой «Pompeo in Аrmеniа»; с 1756 по 1765 г. был придворным капельмейстером в Копенгагене, с 1770 г. – директором Венецианской консерватории, с 1779 по 1784 г. состоял капельмейстером в Миланском соборе.

В 1784 г. С. приглашен был на театральную службу в Россию комитетом, управляющим зрелищами и музыкой; при этом с ним заключен был контракт сроком с 1 марта 1784 г. по 1 января 1787 г. По этой службе С. получал жалованье 3 тыс. рублей в год и ежегодный бенефис. В 1786 г. после представления на придворном театре оперы С. «Армида и Ринальдо», музыка которой очень поправилась императрице Екатерине II, композитор пожалован был при собственноручном письме императрицы табакеркой и перстнем, а впоследствии возведен в дворянское достоинство. Вследствие закулисных интриг С. вынужден был на некоторое время оставить службу в придворном театре; кн. Потемкин, проектировавший тогда устройство «музыкальной академии» в новооснованном им гор. Екатеринославе, пригласил С. в директора этой академии. По смерти Потемкина С. возвратился в Петербург и вновь занял место придворного капельмейстера.

В 1802 г. С., изнуренный напряженными трудами и суровым климатом, покинул Россию и по дороге на родину скончался в Берлине.

С. написал 42 оперы («Le nozze di Dorina», «Giulio Sabino», «La gelosie vilane», «Amanti consolati», «Finti eredi» и др.) и немалое число духовно-музыкальных произведений (концерты «Отрыгну сердце мое», «Небеса поведают», величественное «Тебе Бога хвалим» и др.). В истории русской музыки С. принадлежит та заслуга, что из служивших в России капельмейстеров-иностранцев он один из первых стал писать для русской сцены и на русский текст (напр., музыка к историческому представлению «Начальное управление Олега»). Его также трудам обязаны своим музыкальным образованием многие композиторы (из иностранных – знаменитый Керубини, а из русских – Дегтярев, Кашин и др.).

«Архив дирекции Императорских театров». СПб. 1892. – М. К., «История оперы в лучших ее представителях». М. 1874. – Перепелицын, «Музыкальный словарь», М., 1884, и «История музыки в России», СПб., 1889.

Комментарии для сайта Cackle