А.А. Половцов

Скуратов, Алексей Иванович

Скуратов, Алексей Иванович – капитан 3-го ранга, арктический плаватель. В 1719 г. был школьником в С.-Петербургской академии, «в геометрии». В 1720 г. поступил на службу гардемарином. В 1726 г. произведен в мичманы и «в бытность при гардемаринской академии, в управлении сержантской должности, обучал гардемарин указанным наукам и экзерциции ружьем». В декабре 1729 г. за обучение гардемарин просил повышения рангом и был 1 января 1730 г. произведен в унтер-лейтенанты галерного флота и назначен для обучения гардемарин экзерциции. В 1733 г. произведен в лейтенанты корабельного флота.

В 1735 г. послан в Архангельск сухим путем на строящиеся там 2 корабля, но 8 декабря назначен в Обскую экспедицию лейтенанта Малыгина командиром дубель-шлюпки «Второй». Малыгин 17 июня 1736 г. ушел вперед, а лейтенанты С. и Сухотин только 7 августа присоединились к нему у о-ва Долгого. У С. было на судне 2 подштурмана, иеромонах, подлекарь и 19 матросов. Они простояли долго у Югорского шара и 23 августа вступили в Карское море, но принуждены были за льдами укрыться за о-в Местный и только 5 сентября, согласно консилиума, пошли вдоль берега: «ибо в море, по подлежащему нам курсу, не малые льды видимы были, и пройтить было весьма безнадежно»; 10 сентября, идя все время во льдах, пришли к устью р. Кары, встретили густые льды и остались зимовать в 60 верстах от устья р. Кары. 6 июля 1737 г. двинулись снова в путь, пошли вдоль берегов Байрацкой губы и, следуя далее очень удачно, встречая только временами лед, дошли 23 июля до широты 73°30'N у о-ва Белый, а 11 сентября достигли устья реки Оби, где были встречены ожидавшими их для проводки казаками и 2 октября пришли в Березов, где и зазимовали.

Малыгин уехал с отчетом в С.-Петербург, а С. он поручил вернуться с судами обратно в Архангельск. Этот путь, столь же или еще более трудный, был совершен тоже в 2 лета. 6 июля 1738 г. на одной дубель-шлюпке С., на другой подштурман Головин, вышли из устьев Оби и, постоянно идя во льдах, 30-го достигли северной оконечности Ялмала, обогнули его и 4 августа вступили в Карское море и, следуя подле берега, беспрестанно в густых льдах, через которые пробивались «пешнями», к счастью попутным ветром дошли до широты 70°40» и направились прямо к Югорскому шару, через море, но встреченные на пути льды принудили воротиться и только 12 августа они пошли дальше вдоль берегов, ибо в море стали непроходимые льды. 23 августа приблизились к устью р. Кары, пробиваясь пешнями и выбирая для прохода «завитухи», т. е. узкие каналы во льдах. К 4 сентября морозы усилились, льды сплотились и путь окончательно стал невозможен; С. решил оставить судно, но 12-го был сильный западный ветер, льды двинулись, якорный канат надорвало и судно выбросило на мель. Перебравшись на берег, С. поселился в самоедском чуме поблизости, судно вытянули еще дальше к берегу, а команда вся отправилась на зимовку в Обдорск. 4 июля 1739 г., исправивши как могли судно, с большими трудностями добрались до Югорского шара. Далее пошли по сравнительно чистому морю и в середине августа добрались, наконец в Архангельск. В 1740 г. С. возвратился сухим путем в С.-Петербург. В 1741–43 гг. он ежегодно был в кампании на разных кораблях. В 1751 г., за неимением вакансии в корабельном флоте, был 5 сентября произведен в капитаны 3-го ранга галерного флота. 11 сентября 1752 г., за болезнью, отпущен в дом до указа.

«Общий Морской Список», ч. II, 390–391. – Соколов А., «Северная экспедиция 1733–43 гг.» в «Записках Гидрограф. Департамента», 1851 г., IX, 190–469. – Его же, «Берег Ледовитого моря по съемке 1734–42 гг.», в «Записках Гидрограф. Департамента», 1851 г., IX, 1–77. – «Материалы для истории флота», чч. III, VII, VIII и X. – Берх В., «Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны», СПб., 1821 г. – Кротков А., «Повседневная запись», 327.

Комментарии для сайта Cackle