Библиотеке требуются волонтёры
А.А. Половцов

Спиридон, митрополит Киевский

Спиридон, митрополит Киевский (1476–1477 гг.) В летописи под 1476 г. о нем сказано: «Прииде из Царяграда в Литовскую землю митрополит Спиридон, родом тверитин, поставлен на мзде патриархом, а повелением турского царя». Избранного, рукоположенного и присланного цареградским патриархом Рафаилом в Литовскую церковь митрополита С. король Казимир не принял, но «посади в заточение», в котором митр. и оставался до 1482 года, если не долее. Будучи в Литве, митр. С. написал весьма обширное окружное послание или «Изложение о православней истинной нашей вере». В предисловии к «изложению» он прежде всего объясняет, что заставило его писать: «Понеже пред нашима очима видим много св. правилы отвержена, творятся в православии нашего христианства, их же не подобает, сего ради исписахом от правил св. апостол и св. отец 7-ми собор свидетели», упоминает о своих страданиях за правду и заканчивает предисловие словами: «радость, мир всему православию». В своем послании митр. С. обращается ко всей своей духовной пастве без всякого чувства недовольства; очевидно он не был отвергнут этою паствою, не поверившею его поставлению на мзде. Неизвестно, как и когда он успел освободиться из заточения в Литве и прибыл в Москву.

Но и здесь он не был принят, его отправили на заточение в Фелипонтов монастырь, где в 1503 г. он написал по просьбе инока Соловецкого монастыря Досифея житие святых Зосимы и Савватия Соловецких. Когда это житие было представлено Досифеем Новгородскому архиепископу Геннадию († 1505), то последний оказал о С.: «Сей человек в нынешняя роды беяше столп церковный понеже измлада навыче священная писания». Митрополиту С. приписывается сочинение под заглавием: «Послание о Мономаховом венце Спиридона Савы». Автор послания называет себя двойным именем: «Спиридон рекомый Сава глаголемый». Второе имя, вероятно, получено им при пострижении в схиму. Заметим, что митр. С. прозван был «за резвость» Сатаною. В Москве поверили, что он был поставлен на мзде и в предотвращение подобных случаев на будущее время в самую присягу епископскую внесены были следующие слова: «отрицаюсь... после Исидора и Григория Болгара и Спиридона, нарицаемаго Сатана, взыскавшего в Цареграде поставления в области безбожных турок поганого царя, такожде и тех всех отрицаюсь, еже по нем когда случится приити на Киев от Рима латинского или от Царьграда турецкия державы». Слова эти находились еще в архиерейской присяге при митрополите московском Симоне (1495–1511). Из заключительной части «Послания o Мономаховом венце» видно, что оно писано в княжение Василия Ивановича и притом не позже 1523 г. В это время автор был «старостию одержим многою, имея от роду лет девять десять и едино». Митрополиту Макарию не было известно последнее «Послание» и потому он говорит, что год, кончины митрополита С. надобно полагать между 1503 и 1505 гг. Он же утверждает, что в ряду всех митрополитов Литовской православной митрополии за 1458–1503 гг., т. е. за период борьбы православия с латинством и неудачных попыток к унии, не встречается ни одного, который бы равнялся с С. по уму и образованию, или точнее, оставил по себе такие же литературные памятники своего ума и образования.

«История Русской Церкви», митроп. Макария, т. IX, 1900 г., стр. 63–68 – Жданов, Иван, «Русский былевой эпос. Исследование и материалы», 1895 г., стр. 65–69, 81–90, 589–608. – Ключевский, «Древне-русские жития святых, как исторический источник», M. 1871 г., стр. 202–202. – Яхонтов, «Жития северно-русских подвижников», стр. 17–32. – Строев, «Списки иерархов», СПб. 1877 г. – Евгений, «Словарь духовных писателей». Филарет, «Обзор русской духовной литературы». – Карамзин, «История Госуд. Российск.», изд. Эйнерлинга, СПб. 1843 г., т. V, прим. 309, т. VI, пр. 629.

Комментарии для сайта Cackle