Стефановы Филетер (Stefanof Fileter), граверы
Стефановы, отец и сын, по имени оба Филетер (Stefanof Fileter) – граверы пунктиром, первый – конца XVIII, второй – начала XIX века. С.-отец, по рассказу Ф. И. Иордана, был крепостным какого-то важного барина, с которым он около 1750 г. ездил в Лондон в качестве камердинера. Так он ушел от своего барина, первое время скитался по мировому городу без всяких средств, к жизни, но вскоре женился на англичанке, записался в «Общество вспоможения художникам» и при поддержке последнего стал учиться гравированию пунктиром у известного Барталоцци, одновременно с другим русским гравером, впоследствии академиком, Г. И. Скородумовым. По смерти своей жены С. сошел с ума и до самой смерти содержался в доме умалишенных на средства «Общества вспоможения». Дата его смерти относится приблизительно к 1800 г. Несмотря на то, что С. безвыездно жил в Англии, темы почти всех его работ взяты из русской жизни. Наиболее выдающиеся из его работ следующие: «Портрет Вас. Петр. Петрова» (чл. акад. наук, стихотв.), очень редкий лист, оригинал хранится в академии наук; «Портрет Румянцева-Задунайского» («Comt Roumianzow-Sadounaiskoi, Field-Marshal of the Russian Armies»), пункт., с медали работы Иегера, выбитой в честь фельдмаршала в 1775 г.; грав. в 1778 г.; аллегорическая картина на мир в Яссах (Екатерина II, окруженная аллегорическими фигурами) – также очень редкие листы.
С.-сын жил все время в Лондоне. Он сделал много гравюр для книг, главным образом для «Heath Gallery of British Engravings», vol. I–IV, за 1836–1838 гг. Главные работы: «Chacun а son gout», «Дон-Жуан и Донна Анна», «The inconstant,», «The rival scutors», «Dorothea», «Spirit of the Wye», «The Dilemma», «The artist love», «The Tapestried Chamber», «Love», «Clorinda», «Katharina and Baptista», «Corsar et Lara», «Giaffir and Zuleika», «Lady Grey», «Jeanne de Naples». Как видно из названий, темы для некоторых из работ были взяты из произведений Байрона.
Ф. И. Иордан, «Собрание гравюр». – Д. А. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв.», СПб. , 1895, стр. 637–638. – Его же, «Подробный словарь русских гравированных портретов», т. I и II, СПб. , 1886.