А.А. Половцов

Соколов, Петр Федорович

Соколов, Петр Федорович, известный живописец, родоначальник русской акварельной живописи, род. в 1787 г. в Москве, умер там же в 1878 г. В 1800 г. поступил в Академию Художеств, где и обучался живописи под ближайшим руководством профессора B. К. Шебуева. В бытность свою в Академии, С. в 1807 и 1808 гг. получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры; в 1809 г. он был награжден малою золотою медалью за картину по программе: «изобразить Андромаху, оплакивающую Гектора». В этом же году С. окончил курс Академии со званием художника 14-го класса и был оставлен при Академии в качестве пенсионера для дальнейшего усовершенствования в живописи. Ему была задана программа на большую золотую медаль: «представить отъезд Великого Князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся к Москве Мамаем, приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от св. Сергия Радонежского чудотворца и прощающегося с своею супругою». За написанную по этой программе картину С., однако, не получил большой золотой медали, дававшей ему право на поездку на казенный счет за границу, и в 1810 г. оставил Академию. Вслед за этим он поступил и качестве учителя в одно семейство, через посредство которого имел возможность получать заказы, служившие ему некоторой материальной поддержкой. Историческая живопись не была истинным призванием Соколова. После первых удачных опытов в акварели, он посвятил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро приобрел на этом поприще широкую и прочную известность. C. был первым по времени русским акварелистом, впервые показавшим, между прочим, различие между акварельной и миниатюрной живописью. Портреты С., при замечательном сходстве, отличались прекрасным рисунком и приятностью красок. Заказы на портреты с течением времени поступали к Соколову все в большем и большем числе. Через посредство графа Апраксина он был приглашен в Аничков дворец написать портрет великого князя – впоследствии императора – Александра Николаевича (тогда еще трехлетнего ребенка). Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора. Он написал для него значительное число портретов, среди них – портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны и многих иностранных принцев, приезжавших к русскому двору. С самого окончания курса в Академии С. жил в Петербурге, хотя предпочитал ему Москву, куда часто ездил, особенно в 1830-х годах, для изучения памятников древности; в Москве он останавливался обыкновенно у Е. И. Маковского, с которым находился в дружеских отношениях. В 1842 г., вследствие расстройства здоровья, С. должен был отправиться для лечения за границу. Находясь в Париже, он написал портреты многих лиц парижской русской колоний. В 1843 г. С. снова возвратился в Россию и в первое время поселился опять в Петербурге, а в 1846 г. переехал на постоянное жительство в Москву. В 1848 г. С. жил в имении графини Орловой-Денисовой близ Харькова и здесь сделался жертвой свирепствовавшей в то время холеры. Как человек, С. отличался благородными качествами души, веселым и открытым характером, был интересным и остроумным собеседником. С. был женат на сестре К. П. Брюллова. В Императорской Академии Художеств находится гипсовый слепок с бюста Соколова работы И. П. Витали. Из работ С. большою известностью пользуется «Портрет супруги барона Клодта». В музее Императора Александра III в Петербурге находится «Портрет княгини Черкасской» работы Соколова.

И. Н. Божерянов, Петр Федорович Соколов, «Русская Старина» 1890 г., № 6, стр. 656–660 (при этой же книге приложен список с портрета Π. Ф. Соколова работы Ив. Брюллова). – Воспоминания А. П. Соколова в «Русской Старине» 1882 г., том XXXIII, – П. H. Петров, Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за сто лет ее существования, СПб. , 1864–1866 гг. – A. Сомов, Картинная галерея Императорской Академии Художеств. I. Каталог оригинальных произведений русской живописи. СПб. 1872 г. – А. Н. Андреев, Живопись и живописцы главнейших европейских школ, СПб. , 1857 г. – Д. А. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, 1889 г. – Каталог художественного отдела русского музея Императора Александра III, СПб. 1899 г. – Архив Брюлловых, изд. редакции журнала «Русская Старина», редакция и примечания И. А. Кубасова. СПб. , 1900 г. – Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон.

Комментарии для сайта Cackle